Многие недооценивают роль гитарного строя при создании музыки. Думают, что для изменения звука гитары достаточно лишь воспользоваться каким-нибудь эффектом. В принципе, история показывает, что это правда. Для истинных ценителей рока такие слова, как "овердрайв", "дисторшн", педаль "Вау-вау" Джимми Хендрикса или же колонка "Лесли" не пустой звук. Но почему-то некоторые часто забывают, что для варьирования гитарного звучания иногда достаточно лишь понизить или повысить пару струн - и эффект будет не менее внушительным.
В рок-музыке можно найти много примеров использования различных альтернативных гитарных строев - причем как довольно популярных, так и уникальных, придуманными самими гитаристами. Слушая любимые песни мы чаще всего не задумываемся, как именно они были сыграны и какие тонкости применены при их записи. Но, как оказывается, большинство из них написано далеко не в обычном строе.
Так какими же гитарными строями пользовались известные рок-музыканты?
Nirvana
Играя трехаккордный гранж, в музыкальном плане Nirvana находилась на стыке хэви-метала и панка, поэтому, естественно, играла в пониженном строе. Пониженный строй вообще является абсолютным рекордсменом в рок-музыке. Практически все тяжелые группы когда-либо играли в нем. Но конкретных видов пониженного строя много. И какой из них выбрать?
Курт Кобейн решил для себя эту проблему. Так как практически все песни Nirvana были построены на так называемых квинтаккордах, Кобейн играл их в строе Drop D (Ре). При нем немного опускается только 6 струна: в результате ее натяжение ослабевает, и это, собственно, и облегчает игру квинтаккордов.
В строе Drop D сыграны многие песни Nirvana. Это и их знаковая "Lithium", и "Been a Son" с компиляции Incesticide.
Но, наверное, чаще Курт просто понижал все струны на полтона. И звучало потяжелее, и петь было легче. Например, на знаменитом акустическом концерте MTV Unplugged, где отсутствовали привычные для Кобейна электрогитары, строй тоже был понижен, но как-раз на полтона. Может быть по привычке, а может для того чтобы не заводить дополнительную гитару.
Black Sabbath
Настоящими же пионерами пониженного строя были парни из Black Sabbath. Несмотря на то, что истоки понижения строя стоит искать в жанре блюз еще на заре XX века, по-настоящему ввел пониженный строй в массы гитарист группы Тони Айомми. Именно с появлением музыки Black Sabbath рок стал поистине тяжелым.
Но не все было так просто. Тони Айомми не только заметно утяжелил Black Sabbath, а заодно и весь рок, но и умудрился создать свой собственный уникальный гитарный строй.
Начиная в конце 60-ых, Black Sabbath, как и многие другие в то время, просто играли утяжеленный блюз. Все изменилось с выходом их первого альбома, где тяжелому звучанию как нельзя лучше соответствовала мрачная сатанинская тематика песен. Но окончательно группа пришла к своему уникальному саунду в 1971 с выходом альбома "Master of Reality".
При работе над альбомом Black Sabbath пошли на эксперимент: все музыканты специально понизили строй, чтобы звук был «больше и тяжелее». Тони Айомми вспоминал по этому поводу:
«У большей части групп в те времена были ритм-гитарист и клавишник, а у нас только гитара, бас и ударные, поэтому мы попытались сделать их настолько жирными, насколько это возможно. Понижение строя, казалось, придаёт звучанию глубины. Думаю, я первым такое сделал».
В итоге по звуку альбом и правда получился нереально грузным и тяжеловесным, даже для самих Black Sabbath. Но что самое интересное: при работе над "Master of Reality" Тони Айомми создал для себя строй С# (До диез).
Ни для кого не секрет, что еще в юности гитарист группы в результате несчастного случая лишился кончиков двух пальцев и впоследствии был вынужден всегда играть, используя специальные наперстки. В 1971 году при понижении строя гитары он обнаружил, что при перестройке инструмента в строй С# нагрузка на пальцы существенно снижается. Так данный строй и стал строем Айомми, а гитарист Black Sabbath благодаря своей травме выработал неповторимое звучание и технику игры, которые и отличали группу от всех остальных.
Роберт Фрипп
Отличился разработкой своего собственного гитарного строя и гитарист группы King Creamson. Называется он «Новый стандартный строй», или же «Crafty tunning». К сожалению, придуман он был не во времена дебютного альбома группы "In the Court of the Creamson King", а стал использоваться лишь с 1983 года.
Будь он создан раньше, наверняка великолепный шедевр King Creamson звучал бы еще более необычно и притягательно. Ведь строй, предложенный Робертом Фриппом, был ближе к смычковым инструментам: 2, 3 и 4 струны настраивались вообще аналогично скрипке. Но, видимо, свой новый строй Фрипп решил припасти для более поздних альбомов группы и своего сольного творчества.
Нил Янг
Вновь возвращаясь к пониженному строю Drop D, стоит упомянуть и очень похожий на него альтернативный строй Double-Drop D. Этот строй часто любил использовать канадский певец и автор исполнитель Нил Янг, огромное влияние которого впоследствии признавали многие альтернативщики – Том Йорк из Radiohead, Эдди Веддер из Pearl Jam и уже упомянутый Курт Кобейн. К пониженной на тон 6 струне здесь добавляется еще и пониженная на тон 1 струна. Таким образом, четыре верхние открытые струны гитары образуют аккорд соль мажор или G, что облегчает игру слайдом.
Клифф Бертон
Еще одним апологетом пониженного строя являлся великий басист Metallica Клиф Бертон, трагически погибший в 1986. Многие в курсе, что Бертон выдавал умопомрачительные соло на своей бас гитаре и вообще имел неплохое классическое музыкальное образование, поэтому при сочинении песен далеко не ограничивался только лишь единственным басом.
Вот что по этому поводу говорил соло-гитарист Металлики Кирк Хэммет:
«Он всегда носил с собой небольшую акустическую гитару, настроенную в пониженном строе. Я помню, однажды я взял эту гитару и подумал: «Как она вообще настроена? По «до»?». Он объяснил, что ему нравился такой строй, потому что так получались мощные бенды. Он всегда придумывал гармонии на этой гитаре. Я сидел рядом, играя на своей, а он брал бас и сразу начинал играть эти гармонии».
Таким образом, по словам Хэммета можно установить, что Клифф Бертон играл в пониженном строе Drop С (До), который используется для получения еще более низкого и тяжелого звука, чем при Drop D. В отличие от классического строя, все струны кроме 6 здесь настраиваются на тон ниже, а 6 струна – на целых два тона. Это и придает звуку еще больше глубины и веса.
Led Zeppelin
Джимми Пейдж как виртуозный гитарист, новатор, а также большой любитель фолка и этнической музыки, просто не мог не использовать различные гитарные строи при своей игре. Самый известный пример – монументальная композиция "Kashmir" из двойного альбома "Physical Graffiti". Аранжировка к песне была записана при использовании строя DADGAD, получившим необычное название по нотам, обозначающим струны.
Его кстати еще именуют «кельтский строй», так как он наиболее характерен для кельтской музыки. Учитывая особое пристрастие Пейджа и Роберта Планта к кельтской и скандинавской мифологии, а также общего мистического ареола вокруг группы, связанного с рунами и всем прочим, неудивительно, что для Kashmir был выбран именно этот строй.
Но случай с Kashmir был далеко не первым экспериментом с разными гитарными строями у Led Zeppelin. Пятью годами ранее вышел знаменитый акустический альбом группы – "Led Zeppelin III" Сразу после выхода в далеком 70-ом пластинка провалилась и впоследствии стала наименее продаваемой у группы, однако все же содержала ряд довольно интересных и нетипичных вещей.
Как уже говорилось, альбом вышел практически полностью акустическим, кроме разве что их знаковой песни "Immigrant Song", так как сочинялся он не в оснащенной всеми передовыми достижениями техники студии, а в старом поместье в Уэльсе Брон-Эр-Айр, куда на некоторое время сбежали Пейдж с Плантом в поисках вдохновения и отдыха.
Так как в коттедже не было даже электричества, ни о какой электрогитаре и речи быть не могло, и Джимми Пейджу пришлось использовать обычную классическую гитару для сочинения нового материала. Наверное, это и подтолкнуло его к эксперименту со строем. Второй трек с альбома, композиция "Friends", был сыгран в альтернативном строе – открытом С6. В ней так же, как и в Kashmir, присутствуют восточные мотивы и нестандартный строй сделал песню более цепляющей и завораживающей.
Этот же строй был использован и при записи "Bron-Yr-Aur" – еще одного трека, записанного на той сессии, а также песни "Poor Tom", в Led Zeppelin III не вошедшей.
Rolling Stones
Не обошлись без использования альтернативного строя и ветераны рока Rolling Stones. В этом, конечно, стоит благодарить Кита Ричардса, всегда ищущего новое звучание и не боявшегося экспериментировать с музыкальными формами. На новый строй Кит наткнулся еще в 1967 году, в классический, но весьма смешанный и неспокойный период для Стоунз. В самый разгар общемировой психоделии в музыке, когда Ричардса чуть не упекли в тюрьму из-за наркотиков, гитарист Роллингов открыл для себя строй Open G, при котором открытые струны образуют аккорд соль-мажор - любопытно, прямо как у русской семиструнной гитары. Строй Open G можно услышать в риффах к таким песням Rolling Stones, как "Honky Tonk Women" и "Brown Sugar".
Любил Ричардс применять и "Nashville Tuning" – по сути стандартный гитарный строй, который получил новую жизнь и стал называться Нэшвильским. Его отличие от классического состоит в более мелкой калибровке 6,5,4 и 3 струн, желательно на 12 струнной гитаре. Nashville Tuning присутствует в аранжировке к песне Стоунз "Wild Horses" с альбома "Sticky Fingers".
Также с помощью этого строя были записаны довольно разношерстные композиции других исполнителей: "Hey you" Pink Floyd, бессмертный хит Kansas "Dust in the Wind" и "Gimme danger" The Stooges.
На этом все. Даже принимая во внимания все вышеперечисленное, я уверен, что упустил еще огромное количество примеров использования различных интересных гитарных строев в композициях многих исполнителей. Но все их и не перечесть. Поэтому если хотите узнать больше, советую почитать про это самостоятельно. Тем более, что тема интересная и почему-то мало освещаемая в любых источниках, посвященных музыке.