Найти тему
Navygaming Channel

"Учебная парта" японского Императорского флота /"Катори" - необычный крейсер для учебных и боевых задач

Подготовка кадров для экипажей новых кораблей флота всегда была важной задачей, но каждая страна по своему решала их. В русском флоте начала века на Балтике специалистов для боевых кораблей готовили в Учебном артиллерийском отряде кораблей, в Минно-учебном отряде кораблей, куда на время кампании (или практически навсегда) зачисляли устаревшие корабли, потерявшие свою боевую эффективность. Одним из первых учебных кораблей красного Балтийского флота стал отремонтированный крейсер "Аврора", к примеру. Немцы в 30-е годы в статус учебного корабля перевели своего первенца - легкий крейсер "Эмден" (послевоенной постройки), чуть позже подключив к решению учебных задач и другие крейсера. А вот французы поступили иначе, построив специальные корабль - учебный крейсер "Жанна д`Арк", пригодный к выполнению функций боевого крейсера во время войны. Японский флот к решению проблем подготовки кадров подошел также вдумчиво и комплексно.

Проблема кадров для японского флота стала достаточно острой в начале 30-х годов, когда активными темпами начали вводиться в строй новые линкоры, крейсера, эсминцы и подводные лодки. Для замены старых броненосных крейсеров «Асама», «Ивате» и «Якумо», длительное время служивших в японском флоте учебными кораблями, даже планировалось переоборудование трех 5500-тонных крейсеров типа «Кума». Эту перестройку собирались осуществить в 1933-1937 годах, поскольку данные легкие крейсеры подлежали разоружению по условиям Лондонского соглашения после ввода в строй крейсеров «класса В» «Кумано» и «Сутзуя». Но сокращение бюджета в 1933 году не позволило приступить к запланированному переоборудованию, а в декабре 1934 года Япония в одностороннем порядке денонсировала Лондонское соглашение. Таким образом, планы изменились, и 5500-тонники были в конечном итоге переоборудованы в «тяжелые торпедоносные корабли» (так были созданы известные нам "торпедные" крейсера «Ои» и «Китаками»).

Японский учебный крейсер (бывший броненосный) "Ивате" в Ванкувере, 1933 год
Японский учебный крейсер (бывший броненосный) "Ивате" в Ванкувере, 1933 год

После того, как в октябре 1935 года «Асама» получил повреждения, единственными учебными кораблями остались «Ивате» и «Якумо». Между тем, число курсантов для Императорского флота не только не уменьшалось, но и росло, в связи с чем на 1937 год в планы строительства были, наконец, включены специализированные океанские учебные корабли.

Техническим заданием были предусмотрены следующие параметры будущих кораблей: стандартное водоизмещение 5800 т; максимальная скорость в 18 узлов; размещение 375 курсантов (200 будущих строевых офицеров и штурманов, 100 механиков, 50 офицеров финансовой части, 25 медиков).

Проект не предполагал использование данных кораблей как боевых. Приоритет был отдан учебным залам и оборудованию. Вооружение и приборы управления артиллерийским огнем также предназначались для обучения. Жилые помещения заметно превосходили обычные «спартанские» условия Японского Императорского флота. Это обстоятельство предполагало использовать в военное время учебные крейсеры в качестве флагманских кораблей подразделений флота в удаленных регионах.

Крейсер "Катори", схема внешнего вида
Крейсер "Катори", схема внешнего вида

Проект крейсеров разрабатывал капитан-лейтенант Озоно Дайсуке под надзором руководителя 4 отдела Технического департамента контр-адмирала Фукуда Кеиджи. Работы над проектом № J-16 были окончены в 1938 году. Буквенный индекс проекта «J» обозначал принадлежность проекта к кораблям специального назначения. Так обозначались проекты кораблей обеспечения подводных лодок и гидросамолетов, плавучих мастерских. Проекты японских крейсеров имели индекс «С». А вот Союзники напротив свели «учебные крейсеры» к классу «крейсер», присвоив этим кораблям индексы CL-18 - CL-20.

Первые два крейсера со строительными номерами 72 и 73 были включены в «Дополнительную программу 1937 года» или «программу 1938 года», третий (№ 101) – в «программу 1939 года». Также планировалась постройка четвертого корабля (№ 237), который был заложен 23 августа 1941 года и снят со строительства 6 ноября того же года. Строительство шло на верфи компании «Мицубиси Хэви Индастриз» в Йокогаме. Постройка первых двух кораблей заняла 20 месяцев, третьего – 21.

Наименования учебных крейсеров также отличали их от тяжелых крейсеров (названия гор) и легких крейсеров (названия рек). Было принято решение дать учебным крейсерам названия храмов в Японии. «Катори» и «Касима» были названы в честь Синтоистских храмов Японии, построенных в правление первого императора Джимму Тенно. Храм Катори располагался на реке Тоне в префектуре Чиба, храм Касима – неподалеку в префектуре Ибараки. «Касии» получил свое название в честь храма Касии-но-мия в префектуре Фукуока. Неофициальным названием четвертого недостроенного крейсера № 237 было «Касивара» в честь храма на горе Унеби.

В итоге, крейсер «Катори» был создан как специализированный корабль для обучения личного состава. По японской классификации – тренировочный крейсер, то есть совершенно самостоятельный класс кораблей.

И не удивительно, что линия корпуса и палубы учебных крейсеров полностью отличались от тех, что были приняты на существующих крейсерах Императорского флота. Впоследствии форма носа была повторена в проектах легких крейсеров «Агано» и «Ойодо».

И если обычный крейсер можно было сравнить с самурайским мечом, то нашего героя – с рубанком. Но с этой его особенностью связаны его скоростные и мореходные качества. Учебному кораблю большая скорость хода была не нужна.

«Катори» в Шанхае первая неделя сентября 1940 года
«Катори» в Шанхае первая неделя сентября 1940 года

Основные характеристики (длина, ширина, осадка, водоизмещение) не представляют из себя ничего необычного: наибольшая длина – 133,5 м; длина по ватерлинии – 130,0 м; ширина – 15,95 м; осадка – 5,8 м. Корпус имел полубак длиной 54,25 метра. Высота надводного борта составляла 8 метров в носу, 7,5 метров – на протяжении полубака, 4,75 метра – в центральной части, 5,75 метров – в корме.

Поскольку учебные крейсеры не предназначались для достижения высоких скоростей, их соотношение длины к ширине составляло всего 8,15, в то время как на крейсерах того времени – свыше 10. Аналогичное соотношение длины к ширине имел бронепалубный крейсер «Тоне» (1910).

Корпуса учебных крейсеров были крепкими, что не характерно для японских кораблей того времени. Вес корпуса составлял 2825 т или 44,5 % от водоизмещения. Вес силовой установки был крайне незначительным: всего 596 т или 9,4 % от водоизмещения. Так как основной вес располагался над ватерлинией – полубак, развитая надстройка, высокий надводный борт – учебные крейсеры несли 717 тонн балласта. Мостик был большим по размеру и комфортабельным. Он предназначался для размещения возможно большего числа курсантов. Мостик имел 4 этажа, а также платформу, именуемую «наблюдательной палубой», расположенную в 17 метрах над ватерлинией. Надстройка состояла из 26 метрового шельтердека, 17,5 метрового помещения с каютами. В целом, высокобортный короткий корпус, увенчанный большой надстройкой и мостиком, высокой трубой и огромной катапультой, придавал учебным крейсерам характерный, уникальный для Императорского флота, вид.

Согласно требованиям к проекту учебных крейсеров, 6300-тонные (водоизмещение на испытаниях) корабли должны были развивать скорость в 18 узлов. Для этого требовалась силовая установка мощностью в 8000 л.с. Для этих кораблей, предназначенных для дальних океанских плаваний, была выбрана комбинированная турбодизельная установка. Такого рода установки были применены немцами на легких крейсерах типа «К» и «Лейпциг», а в японском флоте хорошо зарекомендовали себя на гидроавианосцах «Читозе» и «Чийода», построенных в 1934-1938 годах.

Силовая установка включала в себя два главных турбозубчатых агрегата (турбина высокого давления и турбина низкого давления) «Канпон» в носовом машинном отделении – 4400/4000 л.с. (суммарная контрактная / реальная мощности) и два дизельных двигателя (4-тактные, 10-цилиндровые) «Канпон» № 22 мод. 10 в кормовом машинном отделении – 3600 / 3000 л.с. (суммарная контрактная/реальная мощности).

Турбины и дизели соединялись через гидравлическую передачу «Вулкан» и работали на единственный вал. Передача допускала использование только дизелей или только турбин, а также их совместную работу. Максимальная скорость в 18 узлов достигалась на турбинах при 280 оборотах в минуту и мощности 8000 л.с. или при совместном использовании дизелей (3600 л.с.) и турбин (4400 л.с.). Экономичный ход мог осуществляться турбинами (13 узлов, 200 оборотов в минуту, 2500 л.с.) или дизелями (12 узлов, 180 оборотов в минуту, 2000 л.с.).

Турбины учебных крейсеров были аналогичны установленным на канонерских лодках «Хасидате» и «Удзи». Каждая из них состояла из параллельно установленных турбин высокого и низкого давления соединенных через редуктор.

Пар для турбин подавался двумя нефтяными котлами «HO-GO» Kanpon. Котлы обеспечивали температуру пара 280° С и давление 20 кг/см2. Котлы были разработаны Техническим департаментом и верфью Майдзуру в 1937 году. Они предназначались для небольших боевых кораблей и испытывались на морском охотнике No 53, построенном в 1937 году.

Дизели Kanpon No 10 модель 22 были разработаны Морским техническим департаментом в 1938-1939 годах и представляли собой дальнейшее развитие 8-цилиндровых двигателей No 22 модель 8 (1933) и более старого 6-цилиндрового двигателя 1930 года. Помимо учебных крейсеров типа «Катори» ими оснащались тендер летающих лодок «Акицусима», эскортные корабли типов «Симусю», «Эторофу», «Микура» и «Укуру» и подводные лодки типов Ro-35, I-12, I-13, I-52, I-54, I-351, I-400.

Электроэнергия генерировалась тремя генераторами на 440 вольт: генератор, работающий от турбины на 400 кВт, 2 генератора, работающих от специального 6-цилиндрового дизеля по 270 кВт. Учебные крейсеры имели по два трехлопастных винта диаметром 2,80 м.

Крейсер "Касима" в 1940 году
Крейсер "Касима" в 1940 году

Таким типом установки решался целый круг задач. Во-первых, готовились специалисты как по турбинам, так и по дизельным двигателям. Во-вторых, экономичность данной энергоустановки была достаточно высока. Скорость хода – 18 узлов (контрактная), экономическая – 8 узлов (на дизельных двигателях). Запасы топлива (380 т нефти и 160 т дизельного топлива) позволяли иметь дальность плавания от 9000 до 12000 морских миль, что является очень приличным показателем и соответствует задачам учебных походов.

Бронирование корабля было весьма условным, но для учебного корабля большего и не требовалось. Броневая палуба – 51,4 мм, элеваторы подачи боезапаса – 16 мм, погреба боезапаса – 32 мм, щиты 140-мм орудий – 20 мм.

На базовом проекте имелось следующее артиллерийское вооружение: четыре орудия 140-мм/50 тип 3 мод. А2 (дальность стрельбы – 90 кб; скорострельность – 4 выстрела в минуту; боезапас – 90 выстрелов), два орудия 127-мм /40 тип 89 мод. А1 (дальность стрельбы – 75 кб; скорострельность до 14 выстрелов в минуту; боезапас – 150 унитарных патронов), четыре автомата 25-мм / 60 тип 96 (дальность стрельбы – 40 кб; скорострельность от 110 до 260 выстрелов в минуту; боезапас до 2200 унитарных патронов), четыре 50-мм салютные пушки.

Для управления артиллерией была установлена СУАО (система управления артиллерийским огнем). Для 140-мм и 127-мм орудий – прибор управления огнем тип 91, визир прицеливания тип 13, вычислительный прибор тип 91, 4,5-м дальномер тип 14, два 2,5-м дальномера тип 14. СУАО для 127-мм орудий – пост наводки тип 91, СУАО для 25-мм зенитных автоматов – две колонки прицельного визира тип 95.

В дальнейшем артиллерийское вооружение модернизировалось многократно, в основном, в сторону увеличения зенитного вооружения. Японцы умудрились втиснуть на корабль около сорока 25-мм зенитных автоматов, что было вызвано развитием боевых действий на Тихом океане. Торпедное вооружение было достаточно простым, испытанным и надежным: два двухтрубных торпедных аппарата 533-мм (боезапас восемь торпед). Однако то, что было хорошо для обучения, стало устаревшим в реальных боевых условиях. Поэтому на некоторых кораблях торпедные аппараты были демонтированы. Минное вооружение и бомбометы наоборот стали актуальны.

Крейсер "Касии, апрель 1944 года, схема внешнего вида
Крейсер "Касии, апрель 1944 года, схема внешнего вида

На крейсере «Касий» в апреле 1944 года и на крейсере «Касима» в январе 1945 года были установлены два бомбосбрасывателя (боезапас – 36 глубинных бомб) и четыре бомбомета (боезапас – 64 глубинных бомбы). «Касий» с июля 1944 года имел два бомбосбрасывателя (боезапас – 18 глубинных бомб) и восемь бомбометов (с боезапасом до 300 глубинных бомб).

Для тренировок летчиков морской авиации и разведывательных целей на корабле имелось авиационное вооружение – катапульта «Куре 2» мод. 5, один гидросамолет тип 0 (F1M2) до 1942 года, один гидросамолет тип 2 (A6M2-N) с октября 1942 года.

Радиоэлектронное вооружение на базовом проекте не было установлено, но техника не стояла на месте, локаторы показали свою эффективность в боевых действиях. Поэтому с 1944 года на крейсерах в ходе модернизаций были установлены РЛС обнаружения воздушных целей тип 21 мод. 2 и тип 13 (с января 1945 года), РЛС обнаружения надводных целей тип 22 мод. 4 и тип 22 мод. 4S.

«Катори» до своей гибели прошел единственную небольшую модернизацию. Во время ремонта 08-18.08.1942 года в передней части мостика были установлены две спаренные установки 25-мм зенитных автоматов Тип 96. Одновременно на две единицы было уменьшено количество 50-мм салютных орудий.

«Катори» атакован «Эвенджерами» авианосца «Интрепид» в Северном проходе островов Трук, 17.02.1944
«Катори» атакован «Эвенджерами» авианосца «Интрепид» в Северном проходе островов Трук, 17.02.1944

«Касима» - во время ремонта 26.07.-26.08.1942 года были сняты все четыре салютные 50-мм орудия и установлены две спаренные 25-мм установки Тип 96. С 20.12.1944 года по 23.01.1945 года «Касима» был переоборудован в Куре в противолодочный корабль. Модернизация включала в себя: замену торпедных аппаратов двумя 127-мм 40-калиберными орудиями тип 89; установку дополнительно 4х3 и 10х1- 25-мм автоматов вокруг катапульты и грот- мачты; общее их число достигло 30 (4х3, 4х2, 10х1); обе мачты были укорочены; установку поискового радара No 22 и двух инфракрасных прожекторов тип 2 для связи; установку четырех бомбометов, двух бомбосбрасывателей, переоборудование помещений под хранение 100 глубинных бомб; установка гидрофонов и гидролокатора. С 06 по 10.02.1945 года были установлены еще 8х1 -25-мм автоматов тип 96. Последняя модификация в октябре - ноябре 1945 года включала в себя снятие всего вооружения и увеличение носовой надстройки -«Касима» был переоборудован в репатриационное судно, в качестве которого служил до ноября 1946 года.

Крейсер "Касима", 1945 год, схема внешнего вида
Крейсер "Касима", 1945 год, схема внешнего вида

«Касии». Первым (с 25.03 по 06.04.1944 года) был переоборудован в противолодочный корабль. Объем модернизации был аналогичным описанному выше у «Касимы» со следующими особенностями: зенитное вооружение было дополнено только 4х3- 25-мм автоматами и их общее число составило 20 (4х3, 4х2); установлен радар обнаружения воздушных целей No 21; запас глубинных бомб составил 300 штук. Между в июле 1944 года зенитное вооружение было дополнено еще 10х1- 25-мм автоматами и 8х1- 13-мм пулеметами тип 93, радар No 21 был заменен на No 22, и установлены 2 инфракрасных прожектора.

«Касии» тонет 12.01.1945, Французский Индокитай
«Касии» тонет 12.01.1945, Французский Индокитай

Как уже указывалось, условия жизни экипажа учебных крейсеров типа «Катори», а также размещенных на них курсантов намного превосходили обычные для японского флота. В отличие от всех остальных крейсеров, построенных после Первой мировой войны, на «Катори» и его систершипах вернулись к более ранней практике раздельного размещения офицеров и остального экипажа. Особое внимание было уделено созданию залов для лекций курсантам, корабли имели отлично оборудованные медицинские кабинеты. Количество курсантов на борту было снижено с первоначально запланированных 375 человек до 275. Их дополняли 315 офицеров и членов команды крейсеров, а общее количество составило 590 человек.

Корабль получился достаточно разносторонним. Так как он был учебным и совершал дальние походы, он был комфортным для экипажа в плане размещения, имел хорошую медицинскую амбулаторию, классы и лекционные залы, что пригодилось, когда он стал штабным кораблем. Можно точно сказать, что он оправдывал цель своей постройки: мог служить «учебной партой», «школой» и базой для подготовки флотских специалистов всех специальностей. В боевых же условиях он стал отличным штабным и неплохим эскортным кораблем, а «Катори» даже смог померяться силами с первоклассными противниками, правда эта встреча для него закончилась ожидаемо плачевно.

Источники: Eric Lacroix, Linton Wells II «Japanese cruisers of the Pacifi c war» Chatham Publishing, London, 1999 г. ; Ю.В. Апальков «Боевые корабли японского флота. Крейсера 10.1918-8.1945 гг. Справочник», СПб, 1998 г.; Каторин, Ю.Ф. Крейсеры. Часть I / Ю.Ф.Каторин.- СПб.: Галея-Принт, 2008.-128 с.; Ненахов, Ю.Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910 / Ю.Ю.Ненахов.- М.:АСТ, Мн.: Харвест, 2006. – 464 с.; Михайлов А.А. Легкие крейсера Японии (1917-1945).- СПб.: Издатель Муниров Р.Р., 2005.-120 с.; Патянин, С.В. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники/ С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин и др.- М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.- 352 с., материалы сети Интернет

Если вам интересно, подписывайтесь, ставьте лайки, оставляйте комментарии, впереди еще много интересного, и историй, и книжных новинок; кто желает - может и помочь, кнопка ниже: