Найти тему
Салават Вахитов

Читать быстро или медленно?

Скорость чтения зависит от избранной стратегии, а она, в свою очередь, - от целей, которые читатель ставит перед собой, знакомясь с книгой.

Вернусь к этому тезису чуть позже, а сейчас попробую сформулировать очевидные вещи:

1. Скорость чтения увеличивается по мере того, как совершенствуются читательские навыки. К примеру, расширяется словарь, или лексикон; тренируется внимание, увеличивается объем удерживаемой в кратковременной памяти информации и т.п. Есть и специальные методики скорочтения. Наверное, вы обращали на них внимание.

2. Скорость чтения увеличивается до того предела, пока читатель чувствует себя комфортно. Искусственное наращивание скорости, как правило, ведет к быстрому утомлению. Так, помнится, мне приходилось читать тексты перед экзаменами, никакого удовольствия я при этом не получал и мало что из прочитанного оставалось в долговременной памяти. Такое чтение было даже не быстрым, а торопливым и поверхностным.

-2

А теперь внимание: мы все умеем читать не по буквам, а по словам. То есть при беглом чтении мы опознаем слова, даже не дочитывая их.

А разве нельзя точно так же считывать смыслы предложений? Можно, тем более что синтаксические единицы повторяются, а в предложениях центры смысла легко вычленяются. К примеру, это обычно позиция глагола, конец предложения и иные позиции, которые определяются нами интуитивно в зависимости от синтаксической структуры.

-3

Натренированный мозг способен выхватывать ключевые слова и домысливать остальные элементы, прежде всего грамматические - служебные слова и окончания. Это аналитический способ чтения.

Разумеется, можно считывать информацию, увеличивая поле зрения до абзацев и даже страниц. Если уж на то пошло, то в древних письменах знаков препинания просто не было, и кто знает, каким изворотливым был мозг наших предков.

-4

Можно считывать информацию книги, быстро прокручивая текст в браузере, - то есть не читая строчки слева направо, а сканируя их строго по вертикали.

А можно ли считывать информацию, не раскрывая объемного томика? Считывать можно, правда, это уже не чтение. Кому любопытно, отсылаю к книге Пьера Байера «Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали».

-5

Теперь о целях и ещё один тезис: степень понимания текста обратно пропорциональна скорости чтения, причем "понимание" в данном случае - не вольная интерпретация содержания, а адекватное восприятие авторского замысла (Намерения самого текста - аспект отдельного рассмотрения, здесь его касаться не будем.).

Если цель - вникнуть в авторский замысел художественного текста, то скоростное чтение не лучшая стратегия. Более того, требуется какое-то продолжительное время, чтобы осмыслить прочитанное. В принципе, то же справедливо и для чтения с образовательными целями.

-6

Если вы намерены получить эстетическое наслаждение от текста, несомненно, лучше читать медленно, вдумчиво.

А что значит "медленно"? И у медленного чтения есть свой предел: минимальная скорость должна быть такой, при которой не пропадёт интерес к чтению, - это во-первых. А во-вторых, если читать чересчур медленно, то - может, кому-то это и покажется странным - понимание будет затруднено.

Таким образом, у каждого человека свой комфортный темп чтения. У обычного взрослого человека он составляет 120-180 слов в минуту (для русского языка). Понятно, что любой текст читается неравномерно, и скорость может варьироваться в пределах 60-300 слов в минуту.

-7

И в заключение несколько цитат по теме:

Мы ничего не поймем, если будем читать слишком быстро или слишком медленно. Блез Паскаль, французский математик и философ
Быстрое чтение полезно, если вам нужно прочесть «Британскую энциклопедию». Вот только чем занять остальную часть вечера?
Роберт Орбен, американский писатель-юморист
Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались.
Генри Торо, американский писатель
Разве любители быстрого чтения по-настоящему ощущают вкус того, что читают? Жан-Клод Каррьер, французский писатель