"Очень надо решить задачу! Срочно! Помогите, пожалуйста..."
Вот так прошли осенние каникулы у простого репетитора, товарищи. Разумеется, из любви к искусству, я помогала как могла. Только не всегда это было возможно. Один человек не может знать всё, к сожалению. Даже репетитор...
Вам задавали олимпиады на дом? А вам их задавали за сутки до сдачи? А вам их задавали за сутки до сдачи и при этом с кривыми заданиями?
Постоянно мне приходится сражаться с различного рода олимпиадами, тестами и конкурсами, которые задаются сверх обычного домашнего задания. Да что я вам рассказываю, вы ведь тоже сидите и делаете их вместе со своими ребятами, правда? А иногда и вместо них. Делаете?
Вот вопрос: зачем их задавать на дом (а не в школе их проводить), если понятно, что это задание для взрослых? Чтобы мы навыков не теряли? Чтобы не расслаблялись? Чтобы скучно не было?!
Ходят слухи, что олимпиадные задания призваны выявлять талантливых школьников. Только в любом классе есть учитель. Он точно знает, кто у него талантливый, а кто просто славный. Но, наверное, учителям не доверяют. И потом, кушать хочется всем. Поэтому разные инстанции придумывают (за бюджетные средства, не сомневаюсь) все эти тесты, чтобы как-то оправдать существование своей псевдо-научной структуры.
Это лично моё мнение, не навязываюсь. Но других объяснений у меня нет.
"Городской интеллектуальный марафон". 4-5 классы:
1. Довольно легко, чтобы вы сориентировались, как действовать. Три звёздочки – это слово из трёх букв, которое должно подойти и в первом случае, и во втором.
2. "Детский" что? Спросите, пожалуйста, у своих пятиклассников. У меня никто не угадал из учеников, но многие "додумались" дома.
3. Уверена, что далеко не каждый пятиклассник знает ответ. Я знаю, но мне 47! Предполагаю, что и взрослые тоже могут затрудниться. С интернетом-то легко, ответ будет на первых строчках, уверена. А из головы?
4. Ошибка во второй части задания. Нет такого животного! Нет в природе животного "носрог"!
5. Спросите, пожалуйста, у своих ребят, что во время чумы? Тут, конечно, можно догадаться по второму слову. А вы задайте старшим школьникам только первую часть. Это моя к вам просьба. Очень хочу узнать, насколько хорошо старшеклассники знакомы с произведениями А. С. Пушкина.
А теперь к началу статьи. Делюсь с вами задачей. Из вредности, не удержалась.
Задача. 16 одинаковых монет, из них 2 фальшивых: одна чуть легче, вторая на ровно столько же тяжелее. Чашечные весы без гирь (т.е. показывают только "левая чаша легче/ правая легче/ одинаково"). Надо: за 5 взвешиваний найти фальшивые.
Мы с мужем, коллегами, некоторыми верными читателями, ближними и дальними родственниками потратили на неё всю ночь Хэллоуина. И да, эту ночь я долго буду помнить. Шли логически, доставали из глубины памяти (и из интернета тоже) формулы, создавали множества и подмножества, привлекали логарифмы и теорию вероятности. Нашли специальные весы! Склеивали монеты, чтобы соответствовать условию!
Успехом мы увенчались (знаю, нельзя так говорить, зато полностью соответствует ситуации) часам к семи утра. И пришли к определённому выводу.
К какому? Предлагаю тоже обсудить в комментариях.
Кто должен делать эти олимпиады? Какой в них смысл, если ребята всё равно сами не решают, а просят помощи? Само собой, мы, взрослые, никогда не откажем. Или пора уже начинать отказывать?
Вот несколько вопросов для обсуждения:
- Как часто вы помогаете ребятам делать олимпиады (всё, что сверх обычного ДЗ)?
- Часто в этих олимпиадах сталкиваетесь с неверно составленными заданиями и опечатками? Делитесь.
- Сколько олимпиад сделал ваш ребёнок самостоятельно? Если помните, напишите. Провожу своё исследование.
Всё, жду вас. Обсудим, кому и зачем нужны эти олимпиады. А заодно и про задачу поговорим. Очень интересно, что вы думаете😉