За пятнадцать лет до того как Энн-Арбор, стотысячный город штата Мичиган, оказался нанесен на музыкальную карту США в качестве места проведения блюзового (а впоследствии и джазового) фестиваля проездом в нем оказался трубач Чет Бейкер, выдавший со своим квартетом единственный концерт.
Первый американский тур самого стильного белого трубача всех времен включал в себя остановки в Филадельфии, Нью-Йорке, Бостоне, Торонто, Чикаго, Вашингтоне, в которых квартет был ангажирован на неделю и больше - в промежутке между крупнейшими центрами США джазовый бенд посещал города поменьше, однако выступление в Энн-Арборе оказалось единственным запечатленным на пленку и в результате выпущенном на пластинке.
Всему виной диджей Олли Маклафлин (или Маклоклин, однофамилец знаменитого гитариста), первый и единственный из местных радиоведущих по-настоящему увлеченный джазовой музыкой. Выступление Чета Бейкера далеко не первое из устроенных большим поклонником джаза - в ноябре 1951-го, например, благодаря его усилиям в Энн-Арборе побывала Сара Вон, по всей видимости наряду с оркестром Дюка Эллингтона.
Тем не менее, записи с тех концертов если и существовали, то не соответствовали требованиям, предъявляемым новым форматом долгоиграющих пластинок - другим исключением помимо альбома Чета Бейкера стала пластинка квартета Дейва Брубека Jazz Goes To College, давшего концерт в том же году в Университете Мичигана, что также расположен в городе Энн-Арбор.
Концерт определенно ждали - в Michigan Daily появилась реклама вечера с упоминанием трех пластинок Чета (десятидюймовок 'Sings', 'Quartet' и 'Quartet Featuring Russ Freeman'), что можно было приобрести в магазине неподалеку, а, по совпадению, в местном кинотеатре начался показ фильма 'Дикарь' с Марлоном Брандо в главной роли, в записи саундтрека к которому принял участие пианист Чета, Расс Фримен.
Подходящих помещений для подобного мероприятия в Энн-Арборе было по пальцам одной руки - очевидным выбором служил масонский храм 1925 года постройки. К слову, спустя двадцать лет после концерта храм благополучно снесли - как оно обычно бывает, какому-то административному зданию крайне не хватало парковки.
Не могу сказать с уверенностью, но судя по всему концерт проходил прямо в масонской ложе - вполне себе помещение для джазового концерта. Жаль что никого из музыкантов, за исключением, пожалуй самого Чета, представить сидящим в одном из изысканных кресел сложно, попросту в силу размеров звучащих на записи инструментов.
На пластинку в результате попало восемь композиций общей длительностью в 40 с лишним минут - CD-версия и вовсе увлечет слушателя на 46 минут. Открывает ее классический номер авторства Джерри Маллигана 'Line For Lyons', написанный для Джимми Лайонса, в будущем основателя джазового фестиваля в Монтерее, продолжает пара блестяще исполненных стандартов, среди которых фирменная 'My Funny Valentine', на месте несколько тем пианиста коллектива, Расса Фримена.
Запечатлен на пластинке и курьезный момент - исполнив упомянутую 'My Funny Valentine' Чет обращается к публике с вопросом какую мелодию она хочет услышать. На возглас кого-то из присутствующих 'In The Mood' он спокойно отвечает - "We don't play 'In The Mood'", на что зал реагирует хохотом и аплодисментами.
Что по винилу?
В тот момент, когда очевидно, что пластинку необходимо иметь на полке исходя уже из исключительно музыкальных соображений выясняется, что не обходится и без коллекционных наживок - оригинальные издания могут похвастаться обладающим труднообъяснимой привлекательностью красным винилом.
Коллекционеры со стажем попробуют добавить себе в коллекцию как минимум один из выпущенных с концертными записями EP (EP4-32), имеющим те же элементы оформления с измененным фоном красноватого оттенка. Автором иллюстрации, к слову, выступила Колин Льюис, не кто иная, как сестра Ричарда Бока, основателя лейбла Pacific Jazz.
Самые же заядлые коллекционеры и большие поклонники Чета могут попробовать раздобыть бразильское издание тех лет - придуманную местными умельцами обложку можно интерпретировать в зависимости от собственного настроения.
Куда более распространенным, но все же имеющим заметную коллекционную ценность оказывается переиздание конца пятидесятых на World Pacific - про поисках, на них, как известно, стоит делать основной упор, поскольку за прошедшие с момента оригинального выпуска лет многое в качестве печати пластинок успело измениться и в том числе в лучшую сторону.
Примечательно, что до конца восьмидесятых годов пластинка более не переиздавалась - качество записи без сомнения нельзя сравнить со студийными историями той поры, однако с точки зрения музыки оправданий подобному простою найти не получится.
Не стоит забывать и про четырехпластиночный (он же трехдисковый) бокс от Mosaic, где собраны все записи Чета того времени в квартете с Рассом Фрименом.
Пианист здесь упомянут не только ввиду его значительной роли в коллективе, но и потому, что за непродолжительное время существования проекта на позиции контрабасиста и барабанщика успело переиграть множество музыкантов (на 'Jazz At Ann Arbor' исполняют Карсон Смит и Боб Нил, соответственно).
В качестве музыкальной иллюстрации прикрепляю исполненный квартетом стандарт Виктора Янга 'Stella By Starlight', впрочем куда более изысканное послевкусие пластинка оставляет после прослушивания целиком.