Найти тему
джазовые пластинки

Квартет Чета Бейкера в Энн-Арборе, май 1954 года

За пятнадцать лет до того как Энн-Арбор, стотысячный город штата Мичиган, оказался нанесен на музыкальную карту США в качестве места проведения блюзового (а впоследствии и джазового) фестиваля проездом в нем оказался трубач Чет Бейкер, выдавший со своим квартетом единственный концерт.

Афиша концерта в масонском храме Энн-Арбора, 9 мая 1954 года
Афиша концерта в масонском храме Энн-Арбора, 9 мая 1954 года

Первый американский тур самого стильного белого трубача всех времен включал в себя остановки в Филадельфии, Нью-Йорке, Бостоне, Торонто, Чикаго, Вашингтоне, в которых квартет был ангажирован на неделю и больше - в промежутке между крупнейшими центрами США джазовый бенд посещал города поменьше, однако выступление в Энн-Арборе оказалось единственным запечатленным на пленку и в результате выпущенном на пластинке.

Третий LP в каталоге Pacific Jazz - квартет Чета Бейкера в Энн-Арбор
Третий LP в каталоге Pacific Jazz - квартет Чета Бейкера в Энн-Арбор

Всему виной диджей Олли Маклафлин (или Маклоклин, однофамилец знаменитого гитариста), первый и единственный из местных радиоведущих по-настоящему увлеченный джазовой музыкой. Выступление Чета Бейкера далеко не первое из устроенных большим поклонником джаза - в ноябре 1951-го, например, благодаря его усилиям в Энн-Арборе побывала Сара Вон, по всей видимости наряду с оркестром Дюка Эллингтона.

Диджей, промоутер, большой энтузиаст джазовой музыки Олли Маклафлин. На столе и за спиной у Олли не случайные пластинки - все это записи лейбла Pacific Jazz
Диджей, промоутер, большой энтузиаст джазовой музыки Олли Маклафлин. На столе и за спиной у Олли не случайные пластинки - все это записи лейбла Pacific Jazz

Тем не менее, записи с тех концертов если и существовали, то не соответствовали требованиям, предъявляемым новым форматом долгоиграющих пластинок - другим исключением помимо альбома Чета Бейкера стала пластинка квартета Дейва Брубека Jazz Goes To College, давшего концерт в том же году в Университете Мичигана, что также расположен в городе Энн-Арбор.

На альбоме 'Jazz Goes To College' можно услышать записи с трех разных выступлений квартета, однако большая часть пластинки записана именно в Энн-Арборе
На альбоме 'Jazz Goes To College' можно услышать записи с трех разных выступлений квартета, однако большая часть пластинки записана именно в Энн-Арборе

Концерт определенно ждали - в Michigan Daily появилась реклама вечера с упоминанием трех пластинок Чета (десятидюймовок 'Sings', 'Quartet' и 'Quartet Featuring Russ Freeman'), что можно было приобрести в магазине неподалеку, а, по совпадению, в местном кинотеатре начался показ фильма 'Дикарь' с Марлоном Брандо в главной роли, в записи саундтрека к которому принял участие пианист Чета, Расс Фримен.

Подходящих помещений для подобного мероприятия в Энн-Арборе было по пальцам одной руки - очевидным выбором служил масонский храм 1925 года постройки. К слову, спустя двадцать лет после концерта храм благополучно снесли - как оно обычно бывает, какому-то административному зданию крайне не хватало парковки.

Не могу сказать с уверенностью, но судя по всему концерт проходил прямо в масонской ложе - вполне себе помещение для джазового концерта. Жаль что никого из музыкантов, за исключением, пожалуй самого Чета, представить сидящим в одном из изысканных кресел сложно, попросту в силу размеров звучащих на записи инструментов.

Масонская ложа храма в Энн-Арбор, фотография 1973 года
Масонская ложа храма в Энн-Арбор, фотография 1973 года

На пластинку в результате попало восемь композиций общей длительностью в 40 с лишним минут - CD-версия и вовсе увлечет слушателя на 46 минут. Открывает ее классический номер авторства Джерри Маллигана 'Line For Lyons', написанный для Джимми Лайонса, в будущем основателя джазового фестиваля в Монтерее, продолжает пара блестяще исполненных стандартов, среди которых фирменная 'My Funny Valentine', на месте несколько тем пианиста коллектива, Расса Фримена.

Запечатлен на пластинке и курьезный момент - исполнив упомянутую 'My Funny Valentine' Чет обращается к публике с вопросом какую мелодию она хочет услышать. На возглас кого-то из присутствующих 'In The Mood' он спокойно отвечает - "We don't play 'In The Mood'", на что зал реагирует хохотом и аплодисментами.

Что по винилу?

В тот момент, когда очевидно, что пластинку необходимо иметь на полке исходя уже из исключительно музыкальных соображений выясняется, что не обходится и без коллекционных наживок - оригинальные издания могут похвастаться обладающим труднообъяснимой привлекательностью красным винилом.

Коллекционеры со стажем попробуют добавить себе в коллекцию как минимум один из выпущенных с концертными записями EP (EP4-32), имеющим те же элементы оформления с измененным фоном красноватого оттенка. Автором иллюстрации, к слову, выступила Колин Льюис, не кто иная, как сестра Ричарда Бока, основателя лейбла Pacific Jazz.

EP4-32 Chet Baker Quaret - Jazz At Ann Arbor (уместились Maid In Old Mexico & My OId Flame)
EP4-32 Chet Baker Quaret - Jazz At Ann Arbor (уместились Maid In Old Mexico & My OId Flame)

Самые же заядлые коллекционеры и большие поклонники Чета могут попробовать раздобыть бразильское издание тех лет - придуманную местными умельцами обложку можно интерпретировать в зависимости от собственного настроения.

Бразильское издание 'Jazz At Ann Arbor'
Бразильское издание 'Jazz At Ann Arbor'

Куда более распространенным, но все же имеющим заметную коллекционную ценность оказывается переиздание конца пятидесятых на World Pacific - про поисках, на них, как известно, стоит делать основной упор, поскольку за прошедшие с момента оригинального выпуска лет многое в качестве печати пластинок успело измениться и в том числе в лучшую сторону.

Этикетка переиздания конца пятидесятых на World Pacific с тем же номером PJ-1203
Этикетка переиздания конца пятидесятых на World Pacific с тем же номером PJ-1203

Примечательно, что до конца восьмидесятых годов пластинка более не переиздавалась - качество записи без сомнения нельзя сравнить со студийными историями той поры, однако с точки зрения музыки оправданий подобному простою найти не получится.

Не стоит забывать и про четырехпластиночный (он же трехдисковый) бокс от Mosaic, где собраны все записи Чета того времени в квартете с Рассом Фрименом.

Бокс-сет от Mosaic, MD3-122, 1987 год
Бокс-сет от Mosaic, MD3-122, 1987 год

Пианист здесь упомянут не только ввиду его значительной роли в коллективе, но и потому, что за непродолжительное время существования проекта на позиции контрабасиста и барабанщика успело переиграть множество музыкантов (на 'Jazz At Ann Arbor' исполняют Карсон Смит и Боб Нил, соответственно).

В качестве музыкальной иллюстрации прикрепляю исполненный квартетом стандарт Виктора Янга 'Stella By Starlight', впрочем куда более изысканное послевкусие пластинка оставляет после прослушивания целиком.