Писать свою книгу Маргарет Митчелл начала с последней фразы: "Она не сумела понять ни одного из двух мужчин, которых любила, и вот теперь потеряла обоих". Единственное созданное литературное произведение "Унесенные ветром" принесло Митчелл мировую славу и богатство, но отняло слишком много душевных сил и здоровья.
Читатель полюбил Скарлетт - сильную, отчаянную, смелую, свободолюбивую, и плохую и хорошую, но такую живую и настоящую. Когда же биографам стали известны подробности жизни автора, то они обнаружили очень много схожих фактов в жизни и характере Маргарет и Скарлетт. Так может Митчелл ее именно поэтому и не любила, что Скарлетт была на нее слишком похожа?
От юной леди Митчелл ждали, что она повторит судьбу своей матери: станет одной из первых леди Атланты, будет активно участвовать в работе благотворительных обществ, давать роскошные обеды и балы и, наконец, выйдет замуж за какого-нибудь достойного отпрыска стариной фамилии и станет примерной матерью.
Маргарет, по-домашнему Пегги, родилась 8 ноября 1900 года в Атланте. Отец Маргарет, Юджин Митчелл, был владельцем крупной юридической фирмы, а мать - Мария Изабелла, - получила образование в одном из лучших колледжей Канады и была суфражисткой - борцом за права женщин. Семья жила в огромном особняке, построенном в викторианском стиле.
Предки Маргарет по отцовской линии были выходцами из Ирландии, а оба деда сражались на войне между Севером и Югом, и она с детства слушала их рассказы о войне.
Родительский дом был настолько большим, что маленькая Пегги боялась потеряться в его комнатах. В саду и во дворе у девочки был настоящий зоопарк: собаки, кошки, утки, кролики, черепахи и даже пони по имени Буцефал.
Обучаясь верховой езде, маленькая Пегги упала с лошади и отец поспешил продать Буцефала, хотя дочь отделалась легкими травмами.
Писать рассказы Пегги стала примерно с девяти лет, но тщательно прятала их от материнского ока. Мать Пегги поощряла чтение, но вместо Диккенса и Шекспира девочка читала "палп", то есть "дешевую литературу" - мелодрамы, любовные романы и фривольные истории из дамских журналов.
В детстве Пегги мечтала о славе. Слава представлялась ей ключом, который открывает двери любых желаний: если ты знаменит, то можешь слетать на другой конец земли, купить себе самые красивые платья, заказывать каждый день к обеду огромный торт с шоколадом и взбитыми сливками...
Окончив школу, Маргарет поступила в частный гуманитарный колледж Массачусетса. Завершить образование помешала семейная трагедия: ее мать внезапно умерла от "испанки" и девушке пришлось вернуться в отцовский дом, чтобы взять на себя управление хозяйством, совсем как Скарлетт, в будущей книге.
Еще учась в школе, Пегги познакомилась с молодым человеком по имени Генри Клиффорд. Они полюбили друг друга и собирались пожениться, но этому не суждено было случиться, в 1918 году Генри погиб на войне. Каждый год мисс Митчел посылала букет матери Генри в день его рождения. Она хранила воспоминания о своей первой любви на протяжении всей жизни и писала, что в этих чувствах не было и следа физической страсти.
Маргарет стала одной из самых популярных девушек Атланты, дебютировав в обществе зимой 1920 года. Точеная фигура Маргарет, ее остроумие и выразительные глаза привлекали едва ли не всех потенциальных женихов города. В период между 1920 и 1923 годом ей сделали около сорока предложений руки и сердца.
У девушки существовал специальный альбом, в котором она записывала бесчисленных женихов, которые хотели провести время наедине с дамой сердца: с 14:00 до 15:00 - Стив Гулден, с 15:00 до 16:00 - Эдди Аллен, с 16:00 до 17:00 - Джон Марш...
Первый раз она вышла замуж в 1922 году за обаятельного отпрыска богатой семьи родовитых южан - Барриена Киннарда Апшоу, но вся Атланта знала его под прозвищем Ред (созвучно имени Ретта Батлера, прототипом которого он считается). Апшоу учился в университете в Северной Джорджии, но так и не смог получить степень бакалавра.
Он, как и Ретт Батлер в романе, был контрабандистом, точнее бутлегером, перевозил спиртное, которое во времена "сухого закона" было запрещено. Подобно Маргарет, он мог выкинуть любой фортель: явиться на великосветский обед босиком, а на торжественное мероприятие - без смокинга. Маргарет это очень импонировало, ей самой нравилось быть эпатажной. Замуж за обаятельного бездельника девушка вышла назло чопорной родне. И, как сама позже не раз признавалась, она "влюбилась в полное отсутствие манер".
Свадьба была назначена на 2 сентября 1922 года. Невесту, как и полагается, нарядили в белое платье с длинным шлейфом, украшенное жемчугом и флердоранжем. Но вместо букета белых лилий, символа чистоты и непорочности, в руках Пегги была охапка алых роз.
Была еще пикантная сторона ситуации - на свою свадьбу Пегги пригласила всех без исключения своих ухажеров и поклонников. Свидетелем со стороны жениха был Джон Марш, безнадежно влюбленный в невесту.
Возможно, что именно из-за страха перед замужеством, Пегги настояла на том, чтобы они с супругом поселились в доме отца. Бессонница, меланхолия посещали юную Пегги с детства. Причиной того было богатое воображение. Спала она по четыре-пять часов, а по ночам писала, ломая голову, как ее очередной героине выпутаться из какой-нибудь сложной ситуации...
Стоило Реду заметить, что жена в подавленном настроении, он старался ее чем-нибудь развлечь: тащил к приятелям, в подпольные игорные дома, увозил в Нью-Йорк, Мексику, Гонолулу. И она оживала. Молодой муж был человеком живым, авантюрным, веселым, задиристым и смелым. Он транжирил деньги, много пил, плевал на общественное мнение и нравился женщинам.
В один прекрасный день Маргарет поймала мужа с горничной в спальне и выставила за дверь. Через три месяца Ред неожиданно заявился к ней, Пегги пригласила его в дом. В показаниях в суде Пегги заявила, что "мистер Апшоу потребовал, чтобы я выполнила свой супружеский долг, ударив меня кулаком".
Она отказалась, тогда он толкнул ее на кровать. Пегги отбивалась от него, крича о помощи. Бесси Берри, ее прислуга, появилась в дверях, когда Ред выходил из спальни. Пегги в слезах побежала за ним, крича, чтобы он убирался из дома.
В этот момент муж развернулся и ударил ее по лицу. Их брак продлился десять месяцев. Развод ей, конечно, дали. Она была первой из клана Митчеллов, кто позволил себе развод. Как по-разному Пегги и Скарлетт пережили это событие: Пегги дала отчаянный отпор Реду, а Скарлетт уступила Ретту и пережила под напором его страсти самую восхитительную ночь в своей жизни.
Маргарет обзавелась пистолетом, который брала с собой даже в постель, и явилась в суд синяками на лице. Пистолет был с ней ровно до того дня, пока не получила известие о смерти Реда. Он, будучи нетрезвым, выпал с пятого этажа отеля в Галвестоне.
Пегги устроилась на работу репортером в "Атланта Джорнал" и писала яркие и злободневные статьи. Это было неслыханно, чтобы девушка из аристократической семьи занималась подобным: журналистика была в то время исключительно мужской прерогативой. За три года работы Митчелл написала более двух сотен блестящих статей, очерков и рецензий.
Вторым ее мужем стал страховой агент Джон Марш, один из ее давних поклонников. Марш был едва ли не единственным поклонником Митчелл, который никогда раньше не делал попыток выйти с ней за рамки платонических отношений. Свадьба состоялась 4 июля 1925 года.
Потомок фермеров из Пенсильвании, Джон отличался мягкостью характера, тучностью и склонностью к ипохондрии и был полной противоположностью первого мужа. Глядя в его преданные глаза Пегги решила, что в его любви ей будет так уютно и тепло, как в домашнем халате.
Митчелл всегда ценила его как собеседника и как человека, которому можно открыть душу и пожаловаться. В отличие от Реда, который мог мгновенно развеять ее тягостное настроение, Марш часами слушал ее жалобы, сочувствовал, понимал и добавлял к ним свои.
Постоянная ипохондрия Джона, его проблемы со здоровьем, бесконечное обсуждение недугов и невероятно скучная совместная жизнь, не раз наводили Маргарет на мысль, что лучше бы ей было остаться с Редом. Со всеми своими пороками, он был таким живым, умел смешить и радовать, а Джон… Джон сначала стал ее большим ребенком, потом обузой, а потом крестом.
Новоявленная миссис Марш уволилась из журнала. Молодожены переехали в маленькую квартирку в доходном доме. Денег не хватало. Муж часто болел - то приступы астмы, то лихорадка, то боли в животе.
Она стала потихоньку писать роман. Старенький "Remington" занял место швейной машинки и накрывался пледом, если кто то приходил из посторонних. "Любительская чепуха" - говорила Пегги о своем занятии. Сидя над первыми страницами рукописи она плакала.
Роман стал для Пегги своего рода терапией, она должна была выплеснуть на бумагу свои внутренние противоречия и снять с себя вину за неудавшийся первый брак с Редом. Митчелл приступила к роману с развязки, с последней главы, наполненной трагедиями, плохими новостями, фатальным непониманием в отношениях между Батлером и Скарлетт.
На страницах ее романа бывший жених Генри Клиффорд будет выведен в романтичном образе Эшли Уилкса. Редкое имя героини Скарлетт ("алая") было присвоено ей перед самым выходом книги в свет. Помните, первого мужа Маргарет Митчелл было прозвище "Ред" ("красный"). Красного цвета вообще очень много в романе: "Красная земля Тары – вот что дает тебе силы. Единственное, что тебе не изменит".
Не прошло и месяца, как она поскользнулась на улице, упала и сломала ногу. Прошло время, она заново научилась ходить и даже управлять автомобилем. Автомобилей она, кстати, панически боялась и ездить за рулем не любила. Работа над романом заняла почти десять лет.
Когда в Атланту приехал известный нью-йоркский издатель Гарольд Лэтэм, ищущий новые таланты и рукописи, ему посоветовали пообщаться с Маргарет Митчелл. Она нехотя, после долгих раздумий вручила ему рукопись, где было более тысячи страниц печатного текста. Когда он открыл первую страницу и начал читать, то понял, что держит в руках бестселлер.
Митчелл в ужасе бомбрдировала издателя умоляющими письмами с просьбой вернуть рукопись. Стыд, страх, предчувствие позора охватили ее. Никакие клятвы издателя не могли убедить Маргарет, что роман действительно хорош и обречен на успех. Мужу она сказала: "Я опозорюсь на всю страну, если они напечатают роман..."
"Унесенные ветром" были выпущены 30 июня 1936 года, причем само название и имя главной героини Митчелл придумала уже в редакции, изначально героиню звали Пэнси (созвучно Пегги).
Маргарет Митчелл всегда возмущенно реагировала на попытки сравнить ее со Скарлетт О’Хара:
"Я старалась описать далеко не восхитительную женщину, о которой можно сказать мало хорошего, и я старалась выдержать ее характер. Я нахожу нелепым и смешным, что мисс О'Хара стала чем-то вроде национальной героини, я думаю, что это очень скверно - для морального и умственного состояния нации, - если нация способна аплодировать и увлекаться женщиной, которая вела себя подобным образом..."
Маргарет неизменно отвечала о своей героине: "Она была гулящей, а я - нет". Впрочем, она отрицала любые совпадения.
Автор в 1937 году стала лауреатом престижной Пулитцеровской премии и богатой женщиной. Джон Марш зачитывал жене адресованные ей эпитеты: "талантливейший автор своего поколения", "выдающееся дарование", "гениальная писательница". В Голливуде экранизировали роман.
Лос-анджелесскую премьеру фильма Митчелл пропустила. В ее родную Атланту приехала съемочная группа "Унесенных ветром" зимой 1939 года. Блистательный Кларк Гейбл с красавицей Кэрол Ломбард, великолепная Вивьен Ли произвели настоящий фурор.
14 декабря 1939 года был устроен благотворительный бал в честь голливудских знаменитостей. Автор романа на бал не пришла.
Перед началом премьеры фильма в Атланте все заметили нелепую маленькую женщину в розовом платье и крошечными розовыми бантами в волосах, пытавшуюся подняться на сцену.
Звезды расступились, давая автору романа пройти на сцену. Она неловко проследовала к своему креслу. Больная нога и спина подвели и она села мимо кресла, а в зале раздались смешки.
Режиссер Дэвид Селзник бросился поднимать ее. К микрофону она уже не вышла, только с места пролепетала едва слышное, что "благодарит всех за чудесный вечер" и чуть не провалилась от стыда.
Когда рецензенты предложили Митчелл немного смягчить финал, в частности, сделать уход Ретта не таким необратимым, она ответила: "Я изменю все, что хотите, только не конец". Митчелл писала, что финал обязательно должен быть открытым; а посему вот уже полвека все читатели делится на тех, кто считает, что Скарлетт навсегда потеряла Ретта, и тех, кто верит, что героине удастся его вернуть.
Бремя славы она переносила тяжело. Маргарет одолевали поклонники с просьбой написать продолжение романа, и ответить на волнующий всех вопрос - вернется ли Ретт к Скарлетт? Митчелл иронично отвечала, что следующая часть будет называться "Принесенные бризом" и герои будут наделены добродетелью и высокими моральными качествами.
Несмотря на ажиотаж, Митчелл была непреклонна и говорила, что продолжение писать не станет и пока жива никому не разрешит этого сделать. Такая принципиальная позиция женщины породила немало слухов. Говорили, что "Унесенные ветром" написала не Митчелл, а ее супруг, либо она нашла дневники своей бабушки и выдала их за свою работу.
Больше Маргарет ничего не написала. Сама Митчелл удивлялась тому, что люди считают Скарлетт образцом для подражания, по ее мнению примером должна была стать Мелани.
В обоих супругах жизнь воспитала чрезмерную бережливость, а многолетний страх перед болезнями и медицинскими счетами вынуждал их быть предельно скромными.
Ни слава, ни деньги не принесли писательнице счастья. Однако, умерла она не от болезней.
Вечером 11 августа 1949 года, когда Митчелл шла в кино с мужем на фильм "Кентерберийская история", ее сбил автомобиль и спустя пять дней она скончалась, не приходя в сознание.
Ей было 48 лет. Джон Марш сознательно сжег архив писательницы после ее смерти. Он пережил жену только на три года.
На днях исполнился 121 год со дня рождения писательницы. Ее роман живет и много лет мы повторяем фразу: "Я подумаю об этом завтра..."
Делитесь комментариями и ♥ следите за публикациями! Если понравилось, подписывайтесь на канал!