Найти тему

Сегодня теория поколений приобрела новое активное звучание в социологии в контексте обсуждения особенностей молодежи

Молодые люди, родившиеся после 1995 года, выступают в этап активного экономического и политического участия в общественной жизни, и тем самым вызывают к себе пристальный интерес со стороны маркетологов, социологов, политтехнологов и т. д. Как результат, классическое понимание поколения как совокупности людей, родившихся в определенный период, конкретизируется с целью понимания принципиально нового поколения миллениумов. Новому поколению дают разные названия, которые способны подчеркнуть его специфику. Так, «поколение клубники» родилось на Тайване и первым стало жить без бедности, но не способно противостоять давлению и имеет необоснованное чувство «права». Поколение Sampo в Южной Корее отказалось от стабильного брака и рождения детей, но вынуждено платить за дорогое образование [1]. В российской науке эту тенденцию поддерживает проект «RuGeneration – российская школа теорий поколений»: предложенная классификация делает шаг к разделению миллениалов и Z-поколения: победители / строители (1903-1923), молчаливое (1923-1943), бебибумеры (1944-1963), Х (1964-1984), миллениум (Y) (1985-2002) и хоумлендеры (Z) (2003-) [2]. Коммерческие структуры включаются в изучение новой нестабильной реальности и живущего в нем молодого поколения: одно из самых крупных исследований проведено Сбербанком.[3] Можно зафиксировать появление определенного ярлыка, который активно 5 используется рекламодателями, политиками, PR-компаниями с целью «достучаться» до молодежи, но одновременно мифологизирует это поколение.[4] Отсюда поколение Z или «цифровые аборигены» («Digital Native») [5] не столько представляют собой термин академической науки, имеющий четкие определения, сколько принадлежит к области популярного знания, размыт, нередко используются некритично и с различными содержательными акцентами. Признавая, что теория поколений способна объяснять причины многих происходящих явлений, дает возможность через понимание особенностей поколений решать социальные, личные и деловые задачи, социологический подход также утверждает, что поколение – это не только дата рождения, но и сходство мнений, отношений и действий этих людей относительно тех или иных проблем, ценностей, целей и т. д. [6]. Одной из таких характеристик поколений выступают социальные страхи. В социологии страхи рассматриваются как одно из проявлений и результат кризисного состояния общества, трансформации социальных систем, и, в свою очередь, как сильнейшая детерминанта изменения духовных ориентиров и ценностных ориентаций [7]. Исследования показывают, что социальные страхи молодого поколения и их модели преодоления (избежания) этих страхов частично отличаются от более старших поколений. В этом контексте образовательная среда создает как дополнительные риски, так и предоставляет ресурсы для управления тревогой и развития личностных стратегий минимизации рисков [8]. По мнению исследователей, человек в студенческие годы достигает «пика» своих физических, интеллектуальных и биологических возможностей [9]. Предполагается, что именно у студенчества внутренний потенциал представляет наибольшую активность, а соответственно и ценность для его исследования. Поколение цифровых аборигенов породило «цифровых учеников»: они прекрасно умеют обращаться с интернетом и гаджетами, обладают гиперкогнитивностью (повышенной способностью к переработке и восприятию информации), постоянно погружены в цифровую информационную среду, но при этом обладают «мозаичным мышлением», склонны к синдрому умственной усталости и т. д. [10] Пандемия, объявленная в российском обществе, спровоцировала существенные изменения во всех сферах, и кардинально изменила образовательный процесс. Цифровые аборигены оказались в условиях полного погружения в режим онлайн, повседневные практики были 6 ориентированы только на виртуальные контакты и взаимодействия. И даже для этого поколения подобные изменения в образе жизни стали вызовом, сформировавшим новые страхи и тревоги. Социологическое исследование проведено в мае 2020 года, методом сбора информации выступал онлайн опрос (фокусированные личные интервью) студентов первого курса (бакалавриат) Уральского федерального университета (г. Екатеринбург). Основной целью исследования стал анализ социального самочувствия молодежи в условиях пандемии и самоизоляции. Опрос был пилотным, полученные данные нельзя экстраполировать на всю совокупность российской молодежи, однако исследование позволило наметить некоторые страхи и тревоги поколения Z. Нами было опрошено 25 студентов; из них: 15 девушек и 10 юношей. Все студенты получают высшее образование по социальнополитическим направлениям. Полученные данные были транскрибированы и обобщены в соответствии с целевой установкой исследования. Результаты исследования показали две основные зоны тревожности студентов. Первая зона касается технологии получаемого образования. Речь идет о том, что экстренный переход системы высшей школы в условиях распространения COVID-19 от оффлайн к онлайн обучению продемонстрировал низкую готовность как преподавателей, так и студентов к виртуальной модели образования. Дистанционный формат обучения призван не подменять, а дополнять традиционную систему образования [11, c. 63], однако субъектам высшего образования пришлось срочно освоить новые формы и виды коммуникации и обучения: «много заданий, очень много, преподаватели, как мне кажется, не освоили онлайн обучение, вот и дают домашние задания…» (жен.); «поступала, чтобы учиться, ходить на занятия, но сейчас у всех домашнее обучение…» (жен.). По оценкам исследователей из НИУ ВШЭ [12] качество обучения онлайн не отличается от традиционных образовательных технологий, однако в нашем исследовании студенты высказали тревогу о получаемом дистанционно образования: «мы не получаем знания, мы практически не общаемся с преподавателями, мы сидим дома и делаем домашнюю работу…» (жен.). Кроме того, обучение на дистанте максимально унифицировало образовательные технологии, тем самым разрушив одну из базовых ценностей поколения Z – признание индивидуальности и отличий между людьми. Поколению, которое не верит, что совершенство существует и стремится уклоняться от традиционных стандартов, 7 сложно «вписать» себя в систему тестов, формализованных заданий и ограничений общения [13]. Американские исследователи нового поколения (Per Research Center, Вашингтон) утверждают, что поколение Z находится на пути к тому, чтобы стать самым образованным поколением в истории человечества [14]. Образовательная деятельность занимает все большую долю в структуре жизнедеятельности, и становится доминантной сферой, определяющей социальное самочувствие молодежи.