Пускали только замужних женщин или весталок. Мужчинам не разрешали даже приближаться к порогу. Да что там, домашние животные мужского пола в это день покидали дом, а фрески с изображением героев занавешивали тканью. На празднике веселились исключительно женщины. Поэтому, когда вошла Клодия Пульхра в сопровождении другой дамы, её приняли радушно. Никто не знал в тот момент, что дочь римского консула привела брата. Как обычно, закон ей был не писан.
Веселье не было бы настоящим, если бы Клодия не рассказала правду. Посреди торжества, возле церемониального шатра, украшенного виноградными лозами, она вдруг подмигнула одной из матрон и радостно произнесла:
- Этот праздник в доме Цезаря просто великолепен! Не правда ли, брат мой?
Пение прекратилось. Повисла пауза. А потом раздался хохот – но только смеялись двое, Клодия и Клодий. Они не стали дожидаться, когда им укажут на дверь, и покинули дом сами. А наутро в Риме не было человека, который бы не обсуждал эту историю: Клодия опять нарушила правила! Закон ей не писан!
У почтенного Аппия Клавдия Пульхра было шестеро детей, но хлопоты доставляли только двое – Клодия и Клодий, неразлучные, как близнецы. Они с самого детства устраивали всевозможные шалости, пугали слуг, отлынивали от учебы и вели себя совершенно не так, как предписывали правила патрицианского рода. Поэтому-то в пятнадцать лет Клодию поспешили выдать замуж. Собственно, тогда она звалась Клавдией, в честь отца. Но после решила переменить имя.
Квинт Цецилий Метелл Целер, новообретённый муж, сам не принадлежал к числу знати. Однако семья Метелл считалась влиятельной в Риме, и ее представители даже попадали в число сенаторов. А Квинт стал военачальником, получил должность претора, и союзом с младшей дочкой консула мог подготовить себе дорогу для дальнейших карьерных вершин. Он не знал тогда, что Клодия – тот ещё подарок.
Впрочем, маски были сброшены быстро. Юная супруга моментально освоилась в роли хозяйки дома, и стала властной, требовательной и совершенно невыносимой. Но главное, Квинт довольно быстро убедился, что эта знатная патрицианка не признает никаких законов. Быть доброй женой? Вот еще! Гай Валерий Катулл намного интереснее скучного мужа. А какие пишет восхитительные стихи… Квинту тоже досталась порция поэзии от поклонника Клодии – в одном из своих стихотворных упражнений, Катулл сравнил его с серым непарнокопытным, у которого ещё имеются красивые длинные уши… Рим покатывался со смеху.
Клодия тоже смеялась. Брат ей вторил. Эти двое по-прежнему были вместе. Их тесную дружбу в Риме не одобряли. Одно дело – поддерживать друг друга, как и подобает настоящей родне. Другое – продолжать свои юношеские выходки. Самой громкой стала история с празднованием дня Благой Богини, в доме Цезаря. В первых числах декабря знатные замужние женщины собирались вместе, чтобы просить о заступничестве, о плодородии, о семейном счастье. Обычно они проводили так целый день, распевали песни и обязательно выпроваживали всех мужчин из дома, где устраивали праздник. Но в тот день Клодия умудрилась провести своего брата, да ещё и сообщила об этом всем присутствующим в самый неподходящий момент.
Весной 59 года до нашей эры не стало Квинта. Поскольку для этого не было никаких особенных причин, в Риме начали шептаться: это дело рук Клодии. Она осталась богатой и свободной, и теперь могла вести тот образ жизни, к которому всегда стремилась – поступать по-своему. Закон ей был не писан. Семья попыталась выдать ее замуж во второй раз, но Клодия решительно воспротивилась этому. Не для того она так старалась обрести свободу.
Вскоре Катулл был оставлен ею. Правда, поэт и прежде догадывался, что однажды это может случиться, недаром в его стихах о любимой так много грусти:
Милая клянется мне в верности
но такие клятвы писаны на воде...
У красавицы появился Марк Целий Руф – статный молодой богач из числа «золотой молодежи». Семья изобразила кривую улыбку: дескать, за него можно было бы и замуж пойти. А Катулл негодовал:
Руф, кого я считал бескорыстным и преданным другом,
Как же доверие дорого мне обошлось!
Но Клодия неожиданно прогнала и Руфа. Да еще объявила: Марк что-то подмешивал ей в еду. Такое сообщение не могли оставить без внимания, и начался суд. А вот этого Клодия, по всей видимости, нисколько не ожидала.
Интересы Марка представлял Цицерон, давно поссорившийся с её братом. Блестящий оратор так провел защиту патриция, что Клодия оказалась выставленной в самом неприглядном свете. Конечно, все и так знали о ее поступках. Но Цицерон вытащил на свет новые детали, добавил им блеска, так что положение Клодии стало совсем незавидным. Марк Целий Руф был полностью оправдан, а вот молодая женщина… оказалась в одиночестве.
Её больше не хотели нигде принимать. Её перестали приглашать в гости. Собственная семья постаралась свести к минимуму любые попытки общения. Клодия провела последние годы жизни в бездействии и безвестности, и даже точная дата и место ее смерти точно не установить. Около 44 года до нашей эры, считают историки.
Клодия не стало еще раньше. Он занялся политикой, но этот путь не принес ему большой славы. А 18 января 52 года до нашей эры на Аппиевой дороге его повозка поравнялась с другой, на которой ехал Тит Анний Милон. Слуги двух римлян о чем-то повздорили, Клодий решил выяснить причину, но попал под горячую руку. Так для него всё и закончилось.
#наука #история #история древнего мира #семейные отношения #женщины #биографии
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!