Найти в Дзене
Илья Duke

Перун - бог наших предков

Перун - одно из главных божеств наших предков. Его культ был уничтожен с приходом христианства. Этим богом клялись, он являлся хранителем законов, олицетворял силу и мощь, даровал хороший урожай, покровительствовал княжеской власти и воинам. Именно поэтому князь Владимир, когда проводил свою реформу языческой религии, сделал его верховным богом всего пантеона богов местных народов, главных идолов которых он свез в Киев.

Культ этого бога настолько древний, что восходит еще балтославянскому единству. Причем многие специалисты считают, что этот культ даже еще древнее. Образ этого божества может восходить вообще к протоиндоевропейскому божеству грома. Таким образом Перун, близок таким богам индоевропейских народов, как Индра, Таранис, Юпитер, Зевс и т. д

У германцев и скандинавов этот культ трансформировался в культ Тора (он же Донар), но, в связи с культурными особенностями и строением общества у германцев, главным в их пантеоне стал не бог громовержец, а бог Один (он же Вотан). У славян же и балтов бог-громовержец по прежнему занимал верховное место в пантеоне. Наиболее развит культ этого божества был у восточных славян и балтов. У западных славян, утративших связь со своими восточными сородичами, известны только единичные упоминания о следах этого культа. Верховным божеством у них стал бог Световит, культ которого у балтов и восточных славян отсутствует.

О культе Громовержца у славян еще в VI веке писал в византийский историк Прокопий Кесарийский - это одно из первых упоминаний о Перуне.

Договор князя Олега с греками. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Договор князя Олега с греками. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Упоминается Перун как верховное божество и в договоре князя Олега с греками:

"Цесари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир"

Князь Владимир воздвигает идол Перуна в Киеве. Миниатюра из Радзивилловской летописи.
Князь Владимир воздвигает идол Перуна в Киеве. Миниатюра из Радзивилловской летописи.

Латыши называли бога громовержца – Перконит а литовцы – Перкунас. У болгар такой бог носил имя – Перун или Перкуник а у словаков и моравийцев – Перон.

В мифологии славян мир как и у скандинавов представлялся в образе дерева. Как правило таким деревом был дуб (у скандинавов же это был ясень). Стволы этого дуба наши предки отождествляли с живым миром, а корни с подземным. Живой мир как раз и находился под управлением Перуна.

Оружием бога считался топор, камни, палица, громовые стрелы. Славяне часто делали амулетики в виде топориков. Такие обереги как правило носили дружинники.

Приносили в жертву этому богу быков, петухов преимущественно черного цвета и прочий скот. Вопреки расхожему мнению регулярных человеческих жертвоприношений ему не делалось.

-4

Местами поклонения Перуну как правило являлись заметные возвышенности, места, куда часто ударяла молния. Наиболее известные по летописям капища Перуна находились в Киеве и Новгороде. Археологи неоднократно пытались их найти. Б. А. Рыбаков реконструировал в Киеве целый пантеон. В. В. Седов, на основании данных раскопок, реконструирует в урочище Перынь цветкообразное капище Перуна с идолом в центре и кострами в его лепестках. Однако выводы и того, и другого исследователя пока остаются дискуссионными. Некоторые историки-археологи считают, что раскопками Седова была обнаружена скорее всего обычная группа сопок. С другой стороны, высказываются предположения о том, что сама сопка - ритуально-погребальное сооружение - могла использоваться в качестве языческого святилища.

В дошедшей до нас мифологии Перуну часто противопоставляется бог Велес (он же Волос). Хотя они и находятся в едином пантеоне богов, существует предположение, что культ Велеса пришел от финно-угорских народов, противостояние с которыми и нашло отражение в фольклоре. Победа Перуна над Велесом символизирует победу славян, колонизировавших земли ранее принадлежавшие финно-уграм.

Битва Велеса и Перуна
Битва Велеса и Перуна

Воспоминания о культе Перуна после христианизации долгое время сохранялись в народе. Регулярные драки, случавшиеся между жителями разных концов Новгорода, связывают с тризной по Перуну. Драки и состязания во время поминок по "заложным" покойникам (например, в Семик) встречались у русских вплоть до недавнего времени. Упоминается палица, как атрибут Перуна, и то, что она использовалась во время таких драк. Как гласит приписка на полях Степенной книги, в 1652 году митрополит Никон изъял и сжёг последние палицы, таким образом прекратив "бесовское то тризнище". Эти палицы с тяжёлыми оловянными наконечниками хранились в церкви святых Бориса и Глеба. Сигизмунд Герберштейн, в 1517 и 1526 годах побывавший в Русском государстве, оставил сообщение о связи новгородских драк с Перуном:

"…в определённые дни в году раздаётся Перунов глас, заслышав который граждане того места тотчас же сбегаются и избивают друг друга палками и кулаками, отчего возникает столь сильное смятение, что начальникам стоит великих усилий усмирить его"

Примечательно, что с христианизацией Руси образ Перуна-громовержца был замещён культом пророка Илии, который в воображении народа ассоциировался с со своим предшественником, в частности, ему приписывалась власть над грозой, громом, молнией, дождем, ветром, как и Перуну ранее.