Перун - одно из главных божеств наших предков. Его культ был уничтожен с приходом христианства. Этим богом клялись, он являлся хранителем законов, олицетворял силу и мощь, даровал хороший урожай, покровительствовал княжеской власти и воинам. Именно поэтому князь Владимир, когда проводил свою реформу языческой религии, сделал его верховным богом всего пантеона богов местных народов, главных идолов которых он свез в Киев.
Культ этого бога настолько древний, что восходит еще балтославянскому единству. Причем многие специалисты считают, что этот культ даже еще древнее. Образ этого божества может восходить вообще к протоиндоевропейскому божеству грома. Таким образом Перун, близок таким богам индоевропейских народов, как Индра, Таранис, Юпитер, Зевс и т. д
У германцев и скандинавов этот культ трансформировался в культ Тора (он же Донар), но, в связи с культурными особенностями и строением общества у германцев, главным в их пантеоне стал не бог громовержец, а бог Один (он же Вотан). У славян же и балтов бог-громовержец по прежнему занимал верховное место в пантеоне. Наиболее развит культ этого божества был у восточных славян и балтов. У западных славян, утративших связь со своими восточными сородичами, известны только единичные упоминания о следах этого культа. Верховным божеством у них стал бог Световит, культ которого у балтов и восточных славян отсутствует.
О культе Громовержца у славян еще в VI веке писал в византийский историк Прокопий Кесарийский - это одно из первых упоминаний о Перуне.
Упоминается Перун как верховное божество и в договоре князя Олега с греками:
"Цесари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир"
Латыши называли бога громовержца – Перконит а литовцы – Перкунас. У болгар такой бог носил имя – Перун или Перкуник а у словаков и моравийцев – Перон.
В мифологии славян мир как и у скандинавов представлялся в образе дерева. Как правило таким деревом был дуб (у скандинавов же это был ясень). Стволы этого дуба наши предки отождествляли с живым миром, а корни с подземным. Живой мир как раз и находился под управлением Перуна.
Оружием бога считался топор, камни, палица, громовые стрелы. Славяне часто делали амулетики в виде топориков. Такие обереги как правило носили дружинники.
Приносили в жертву этому богу быков, петухов преимущественно черного цвета и прочий скот. Вопреки расхожему мнению регулярных человеческих жертвоприношений ему не делалось.
Местами поклонения Перуну как правило являлись заметные возвышенности, места, куда часто ударяла молния. Наиболее известные по летописям капища Перуна находились в Киеве и Новгороде. Археологи неоднократно пытались их найти. Б. А. Рыбаков реконструировал в Киеве целый пантеон. В. В. Седов, на основании данных раскопок, реконструирует в урочище Перынь цветкообразное капище Перуна с идолом в центре и кострами в его лепестках. Однако выводы и того, и другого исследователя пока остаются дискуссионными. Некоторые историки-археологи считают, что раскопками Седова была обнаружена скорее всего обычная группа сопок. С другой стороны, высказываются предположения о том, что сама сопка - ритуально-погребальное сооружение - могла использоваться в качестве языческого святилища.
В дошедшей до нас мифологии Перуну часто противопоставляется бог Велес (он же Волос). Хотя они и находятся в едином пантеоне богов, существует предположение, что культ Велеса пришел от финно-угорских народов, противостояние с которыми и нашло отражение в фольклоре. Победа Перуна над Велесом символизирует победу славян, колонизировавших земли ранее принадлежавшие финно-уграм.
Воспоминания о культе Перуна после христианизации долгое время сохранялись в народе. Регулярные драки, случавшиеся между жителями разных концов Новгорода, связывают с тризной по Перуну. Драки и состязания во время поминок по "заложным" покойникам (например, в Семик) встречались у русских вплоть до недавнего времени. Упоминается палица, как атрибут Перуна, и то, что она использовалась во время таких драк. Как гласит приписка на полях Степенной книги, в 1652 году митрополит Никон изъял и сжёг последние палицы, таким образом прекратив "бесовское то тризнище". Эти палицы с тяжёлыми оловянными наконечниками хранились в церкви святых Бориса и Глеба. Сигизмунд Герберштейн, в 1517 и 1526 годах побывавший в Русском государстве, оставил сообщение о связи новгородских драк с Перуном:
"…в определённые дни в году раздаётся Перунов глас, заслышав который граждане того места тотчас же сбегаются и избивают друг друга палками и кулаками, отчего возникает столь сильное смятение, что начальникам стоит великих усилий усмирить его"
Примечательно, что с христианизацией Руси образ Перуна-громовержца был замещён культом пророка Илии, который в воображении народа ассоциировался с со своим предшественником, в частности, ему приписывалась власть над грозой, громом, молнией, дождем, ветром, как и Перуну ранее.