Найти тему

Прагматика человеческого общения

Коммуникация является предметом изучения трех различных дисциплин:

синтаксис изучает характеристики структуры предложения и понимает проблемы , связанные с кодированием и декодированием сообщений;

что семантика является изучение значений, которые определяются словами;

что прагматичные изучает практические и конкретные эффекты коммуникации на поведение людей.

Прагматика человеческого общения была разработана Ватцлавиком и его коллегами из школы Пало-Альто.

Эти ученые отметили, что общение - это не просто обмен новостями, но, прежде всего, оно представляет собой способ, которым люди пытаются влиять на поведение других и отношения, в которых они находятся.

Ватцлавик и его коллеги выделили 5 аксиом, описывающих любой тип коммуникации.

5 аксиом человеческого общения :

Невозможно не общаться .

Общение - это поведенческий акт, поэтому даже отказ от разговора представляет собой сообщение, которое могут интерпретировать другие. Представьте, например, мальчика в поезде, который слушает музыку в наушниках. Хотя он не издает словесных сообщений, люди, которые видят его, могут интерпретировать его прослушивание музыки как желание не беспокоиться, и здесь мальчик, даже непреднамеренно, что-то сообщает окружающим людям.

Коммуникация имеет уровень содержания и уровень отношений .

Уровень содержания относится к конкретной информации, которая передается между людьми, которые разговаривают.

Уровень отношений касается информации, которой эти люди обмениваются более или менее намеренно, о типе отношений, существующих между ними.

Последовательности общения можно анализировать на основе знаков препинания .

Каждое взаимодействие характеризуется серией обменов между двумя или более людьми, и каждое сообщение, отправленное человеком, может быть интерпретировано как стимул и / или в ответ на другое сообщение.

Связь может быть цифровой или аналоговой .

Цифровое общение касается обмена сообщениями, который происходит с помощью устной или письменной речи.

Аналоговая коммуникация - это невербальная коммуникация, такая как поза тела, тон голоса, выражение лица.

Взаимодействия могут быть симметричными или дополнительными .

Симметричны коммуникации, которые происходят между двумя людьми, находящимися на одном уровне.

Дополнительными являются взаимодействия между двумя людьми на двух разных уровнях, в которых один из двух занимает доминирующее положение по отношению к другому.

Прагматика человеческого общения подчеркнула важную роль, которую общение играет в межличностных отношениях.

На самом деле, дисфункциональное общение может порождать различные типы психопатологии во взаимоотношениях между людьми .

Например, в здоровых отношениях взаимодействие гибко приобретает разные качества.

Таким образом, можно чередовать симметричные или дополнительные сообщения.

С другой стороны, когда коммуникация приобретает характеристики, которые всегда жестко одинаковы, создается дисфункциональный реляционный контекст.

Жестко симметричные взаимодействия могут вызвать эскалацию, которая может привести к разрыву отношений.

Всегда взаимодополняющее общение может порождать отношения жертвы и палача.

Пунктуация взаимодействий также имеет важные последствия.

Подумайте, например, о ссоре мужа и жены.

Она обвиняет мужа в том, что он не обращает на нее внимания и никогда с ней не разговаривает. Он обвиняет ее в постоянной критике его.

В этом примере два партнера акцентируют свое общение противоположным образом: жена утверждает, что критикует своего мужа, потому что он пренебрегает ею, и в то же время муж утверждает, что пренебрегает ею, потому что она всегда критикует его.

Этот порочный круг может продолжаться бесконечно и порождать постоянный кризис пары, из которого оба супруга никогда не смогут найти решения.

Наиболее опасными являются сообщения, в которых происходит опровержение или когда один из участников сообщения не принимается во внимание и передается так, как если бы он не существовал.

Потенциальным следствием отказа является то, что цель этих сообщений в конечном итоге отчуждает.

Другой пример дисфункционального общения - ситуации, в которых психический симптом используется для передачи сообщения другим.

Опасность в этом случае заключается в том, что до тех пор, пока сообщение пациента не будет принято во внимание, он никогда не выздоровеет.