Коммуникация является предметом изучения трех различных дисциплин:
синтаксис изучает характеристики структуры предложения и понимает проблемы , связанные с кодированием и декодированием сообщений;
что семантика является изучение значений, которые определяются словами;
что прагматичные изучает практические и конкретные эффекты коммуникации на поведение людей.
Прагматика человеческого общения была разработана Ватцлавиком и его коллегами из школы Пало-Альто.
Эти ученые отметили, что общение - это не просто обмен новостями, но, прежде всего, оно представляет собой способ, которым люди пытаются влиять на поведение других и отношения, в которых они находятся.
Ватцлавик и его коллеги выделили 5 аксиом, описывающих любой тип коммуникации.
5 аксиом человеческого общения :
Невозможно не общаться .
Общение - это поведенческий акт, поэтому даже отказ от разговора представляет собой сообщение, которое могут интерпретировать другие. Представьте, например, мальчика в поезде, который слушает музыку в наушниках. Хотя он не издает словесных сообщений, люди, которые видят его, могут интерпретировать его прослушивание музыки как желание не беспокоиться, и здесь мальчик, даже непреднамеренно, что-то сообщает окружающим людям.
Коммуникация имеет уровень содержания и уровень отношений .
Уровень содержания относится к конкретной информации, которая передается между людьми, которые разговаривают.
Уровень отношений касается информации, которой эти люди обмениваются более или менее намеренно, о типе отношений, существующих между ними.
Последовательности общения можно анализировать на основе знаков препинания .
Каждое взаимодействие характеризуется серией обменов между двумя или более людьми, и каждое сообщение, отправленное человеком, может быть интерпретировано как стимул и / или в ответ на другое сообщение.
Связь может быть цифровой или аналоговой .
Цифровое общение касается обмена сообщениями, который происходит с помощью устной или письменной речи.
Аналоговая коммуникация - это невербальная коммуникация, такая как поза тела, тон голоса, выражение лица.
Взаимодействия могут быть симметричными или дополнительными .
Симметричны коммуникации, которые происходят между двумя людьми, находящимися на одном уровне.
Дополнительными являются взаимодействия между двумя людьми на двух разных уровнях, в которых один из двух занимает доминирующее положение по отношению к другому.
Прагматика человеческого общения подчеркнула важную роль, которую общение играет в межличностных отношениях.
На самом деле, дисфункциональное общение может порождать различные типы психопатологии во взаимоотношениях между людьми .
Например, в здоровых отношениях взаимодействие гибко приобретает разные качества.
Таким образом, можно чередовать симметричные или дополнительные сообщения.
С другой стороны, когда коммуникация приобретает характеристики, которые всегда жестко одинаковы, создается дисфункциональный реляционный контекст.
Жестко симметричные взаимодействия могут вызвать эскалацию, которая может привести к разрыву отношений.
Всегда взаимодополняющее общение может порождать отношения жертвы и палача.
Пунктуация взаимодействий также имеет важные последствия.
Подумайте, например, о ссоре мужа и жены.
Она обвиняет мужа в том, что он не обращает на нее внимания и никогда с ней не разговаривает. Он обвиняет ее в постоянной критике его.
В этом примере два партнера акцентируют свое общение противоположным образом: жена утверждает, что критикует своего мужа, потому что он пренебрегает ею, и в то же время муж утверждает, что пренебрегает ею, потому что она всегда критикует его.
Этот порочный круг может продолжаться бесконечно и порождать постоянный кризис пары, из которого оба супруга никогда не смогут найти решения.
Наиболее опасными являются сообщения, в которых происходит опровержение или когда один из участников сообщения не принимается во внимание и передается так, как если бы он не существовал.
Потенциальным следствием отказа является то, что цель этих сообщений в конечном итоге отчуждает.
Другой пример дисфункционального общения - ситуации, в которых психический симптом используется для передачи сообщения другим.
Опасность в этом случае заключается в том, что до тех пор, пока сообщение пациента не будет принято во внимание, он никогда не выздоровеет.