Найти тему

Дадим по камере лунным астронавтам!

Приветствую вас снова на Луне! Сегодня мы будем давать лунным астронавтам по камере. Нет, конечно, мы не станем их бить. Наоборот, мы попробуем астронавтам камеры раздать. «Но зачем? — спросите вы, — ведь у астронавтов уже есть камера!» И будете правы. Но не все согласны с тем, что у астронавтов есть камера. Некоторые думают, что камера находится где-то в другом месте, в павильоне, и что весит она более тонны! А тонну какой астронавт поднимет, пусть даже на Луне? Говорят ещё, что и лунных астронавтов-то нет вовсе, а есть манекены какие-то или даже куклы. А зачем куклам настоящая камера? С них и игрушечной хватит. Поэтому сегодня мы будем возвращать лунным астронавтам несправелдиво у них отобранное.

Мы начнём нашу сегодняшнюю прогулку с равнин Океана Бурь, где Алан Бин подошёл поближе к ловушке солнечных лучей SWC. За этим делом его и застал Пит Конрад, делавший одну из панорам к востоку от лунного модуля. Эге, да Алан, кажется, что-то снимает! Конрад ошибся с фокусировкой (из-за этого Алану позже пришлось переснимать все его панорамы), но всё же видно, что Бин куда-то целится камерой. Никак хочет снять ловушку SWC?

Алан Бин снимает ловушку солнечных лучей SWC. На вставке Алан собственной персоной, увеличено. Снимок AS12-46-6735.
Алан Бин снимает ловушку солнечных лучей SWC. На вставке Алан собственной персоной, увеличено. Снимок AS12-46-6735.

Сохранила ли для нас НАСА снимок, сделанный Аланом? Конечно же сохранила, его номер AS12-46-6899, вот он:

Пит Конрад снимаке панораму к востоку от лунного модуля. На вставке Пит, увеличено. Снимок AS12-47-6899.
Пит Конрад снимаке панораму к востоку от лунного модуля. На вставке Пит, увеличено. Снимок AS12-47-6899.

На нём даже виден Пит Конрад, который снимает Алана, который...

Но сейчас, пока кто-нибудь не назвал Алана куклой или манекеном, давайте дадим ему скорее камеру. «Так вот же его камера, на фотографии!» — скажете вы и снова будете правы. «Какая же это камера, это игрушечный макет» — скажут другие и будут неправы. «Что же с того, дадим ему вторую, настоящую» — возразим мы. Нам не жалко. Ведь мы точно знаем, в каком месте находилась камера, делавшая снимок AS12-47-6899. Пусть же наш фотограмметрический софт отрисует эту камеру по месту её расположения! Конечно, он рисует камеры очень условно, как простые модельки. Но даже условная коробочка лучше, чем игрушечный фотик в руках манекена: всё-таки эта коробочка сделала настоящий снимок.

Камера, делавшая снимок AS12-47-6899, оказывается прямо в руках у Алана Бина.
Камера, делавшая снимок AS12-47-6899, оказывается прямо в руках у Алана Бина.

Ррраз — и готово! Погодите. Что мы видим? Неужели наш софт всучил камеру прямо в руки Бина? Откуда он вообще знал, где Бин? Он же не анализирует изображение, для него есть только точки-реперы, а Бин - это не точка и не репер. И тем не менее софт думает, что камера располагалась в точности там, где был Бин, и как раз на высоте его груди, где находится лунный «Хассельблад».

«А что же Конрад?» — возможно, спросите вы. Ну конечно же! Пусть наш софт даст и Питеру Конраду настоящую камеру. Не промахнётся ли, не выпадет ли настоящая камера из перчаток Питера?

Оранжевый круг около Конрада — положения камеры, когда она поворачивалась, делая  панораму. Положение камеры, соответствующее снимку AS12-46-6735, немного смещено относительно Конрада: Алан Бин сфотографировал его немного раньше, когда Питер делал один из предыдущих снимков.
Оранжевый круг около Конрада — положения камеры, когда она поворачивалась, делая панораму. Положение камеры, соответствующее снимку AS12-46-6735, немного смещено относительно Конрада: Алан Бин сфотографировал его немного раньше, когда Питер делал один из предыдущих снимков.

На этот раз мы видим Конрада в окружении двух с лишним десятков оранжевых камер! Ведь он делал панораму, и софт отрисовал камеры в положениях, соответствующих каждому из снимков панорамы. Мы видим, что камера, относящаяся к снимку AS12-46-6735, расположена немного правее от Питера: очевидно, астронавты нажали на спуск не одновременно. Алан Бин сфотографировал Конрада, когда он делал один из предыдущих снимков, возможно, 6733 или 6734.

Карту всех точек съёмки с координатами и азимутами можно найти здесь.

А теперь давайте перенесёмся в Море Спокойствия, где Базз Олдрин приготовился сделать снимок своего следа на Луне:

След Базза Олдрина, фотография AS11-40-5877.
След Базза Олдрина, фотография AS11-40-5877.

Это не был снимок первого шага, это не был даже снимок следа Нила Армстронга. Но это, безусловно, один из самых знаменитых следов на цементе свете. Мы даже совершали когда-то специальную прогулку ради него. И мы знаем, что весь процесс оставления следа (даже двух следов) с последующим фотографированием был заснят кинокамерой, стоявшей в окне лунного модуля.

До недавнего времени мы даже не пытались «кормить» наш софт стоп-кадрами с видео, пусть даже кинокадрами. Отсутствие крестов, неопределённость с параметрами сканирования — всё это влияет на точность измерений. А если нет уверенности, то зачем пробовать?

Но другого способа вручить Олдрину настоящую кинокамеру нет. Поэтому мы впервые решились использовать снимок с кинокамеры, точнее, стоп-кадр с Ютуба.

Стоп-кадр с киноплёнки. Олдрин за краем кадра, но камера в его руках, делающая кадр AS11-40-5877, заглядывает в кадр. Красная модель камеры находится там, где она располагалась согласно фотограмметрическому анализу.
Стоп-кадр с киноплёнки. Олдрин за краем кадра, но камера в его руках, делающая кадр AS11-40-5877, заглядывает в кадр. Красная модель камеры находится там, где она располагалась согласно фотограмметрическому анализу.

И что же? Для вашего лунного гида это было двойным wow. Первым «вау» стало то, что реперы камней и точек на флаге по-прежнему располагаются на своих местах: это значит, что кинокамера снимает тот же ландшафт, что снял «Хассельблад» астронавтов. Нет, это не два разных павильона: это как минимум один и тот же павильон, заснятый и «Хассельбладом», и кинокамерой, а как максимум — настоящая Луна. Второе «вау» — софт милостиво вложил камеру, делавшую снимок AS11-40-5877, в руку Олдрина, протянутую из-за края кадра. Теперь у Олдрина две камеры, и как минимум одна из них настоящая!

А что же второй снимок башмака Олдрина? Вот этот:

Второй след башмака Олднина, снимок AS11-40-5880.
Второй след башмака Олднина, снимок AS11-40-5880.

Дадим же софту второй шанс, хотя он и первым неплохо воспользовался:

Олдрин делает снимок AS11-40-5880, стоп-кадр с киноплёнки.
Олдрин делает снимок AS11-40-5880, стоп-кадр с киноплёнки.

И снова, и снова софт безошибочно вручает камеру астронавту, помещая её в точности на то место, где располагается фотоаппарат на снимке. Теперь у Базза Олдрина две камеры! Или уже три?

Какой же вывод можем сделать мы после сегодняшней прогулки? Пожалуй, такой: как ни крутись на снимках то ли макет астронавта, то ли кукла, но если у него есть фотоаппарат в руках (пусть даже игрушечный), и если этим фотоаппаратом сделан снимок, — изображение на этом снимке будет точно таким, каким должно быть изображение, снятое именно с этой точки, и ни с какой другой. И фотограмметрический софт, прознав про это, отрисует модель камеры так, чтобы она попала в руки астронавта, делающего снимок.

Наша прогулка подошла к концу. Вас сопровождал El Selenita. До новых встреч на Луне!

Наука
7 млн интересуются