Найти в Дзене
Трудный русский

Названия шаманов в бурятском и некоторых других языках

Если спросить жителей России, какие им известны традиции, обычаи народов Сибири и Дальнего Востока, то многие ответят – шаманские обряды. Традиции шаманизма, конечно, существовали в разных регионах России и мира, но в Сибири и на Дальнем Востоке до сих пор очень сильны. Сам шаманизм, обрядовая лексика шаманов привлекают многих исследователей и можно найти много научных работ на эту тему, но мы не будем углубляться. Поговорим только о слове шаман.

Слово звучит одинаково во многих языках мира, например в европейских (английском, французском и других), в арабском, да и в китайском похоже – «саман». Откуда оно взялось и используют ли его сами народы, практикующие шаманизм?

Существуют две основные версии.

Первая версия. В санскрите есть слово шраман (श्रमण śramaṇa). Так в Древней Индии называли странствующих отшельников, буддистских аскетов. Слово могло попасть вместе с буддизмом в разные регионы Азии. На территории России его усвоили эвенки, от них – русские, а от русских – уже западноевропейцы.

Вторая версия. Слово возникло среди тунгусо-маньчжурских народов. Существует общий для них корень «са», который обозначает «знать». Сравните эвенкийские слова «садэми» — знать, «савун» — знания. А конечное «ман» в этих языках – это суффикс привязанности, приверженности. Эвенкийское слово асиман – это «любитель женщин», иначе говоря «бабник»))) Саман, таким образом, знаток, ученый, знающий. Русское близкое слово, хотя и имеющее несколько другое значение, – «знахарь».

Мы видим, что слово шаман (саман) используют эвенки, а также близкие им нанайцы и маньчжуры.

У других сибирских народов есть собственные названия для шаманов.

Якуты говорят «ойуун», если шаман – мужчина, и «удагaн» – если женщина.

Ненцы используют слово тадебей; алтайцы — кам (отсюда, кстати, произошло слово камлание – шаманский обряд, слово также проникло во многие языки мира); тувинцы — хам; эскимосы — ангакок, эненылин; хакасы — пугдуры, пулгосы и чаланчики; монголы — бөө, заарин, багш.

Ну, и другие народы мира тоже как-то называют шаманов: чуваши — ырамащ; кеты — сенин; корейцы — мудан; японцы — итако; североамериканские индейцы — аданти, анжин; казахи и киргизы — бакши; татары — багучы; цыгане — човали; саамы — нойда; бедуины — фукара и др.

Остановимся подробнее на бурятских названиях.

В Бурятии используются общемонгольские слова – бөө, заарин для обозначения шаманов-мужчин и удаган (в говорах может звучать «одигон», «одёгон», «идаган»), как в якутском языке, – для обозначения шаманок-женщин. В некоторых говорах (окинском например) удаган имеет дополнительное значение «мать, матушка».

Словом заарин называют не просто шамана, а шамана самого высокого звания, девятой степени посвящения.

От существительного бөө в бурятском языке образовано много других слов, в том числе глагол бөөлэхэ, который обозначает не только «шаманить, совершать обрядовые шаманские действия», но и… «петь».

В родственном бурятскому калмыцком языке эти слова звучат почти так же: бө «шаман»; удhн «шаманка».

В других монгольских языках мы наблюдаем похожие слова. Не буду приводить примеры сходства, а наоборот приведу примеры различия. В халкхском языке зайран – это почтительное название шамана, в дагурском языке джаарин – помощник шамана, в монгольском языке юго-восточных тувинцев цзаарин – шаман-кузнец.

Слова, обозначающие шаманов, встречаются уже в древних текстах. Так в «Сокровенном сказании монголов» (1240 г.) упоминаются слова: böʼe – шаман, колдун, ǰaʼarin – предзнаменование неба. В китайско-монгольском словаре XIV в. «Хуаи июй» зафиксированы böʼe – шаман и iduqan – шаманка.

Откуда в монгольских языках появились эти слова – вопрос пока открытый, хотя есть разные предположения ученых.

Например, слово удаган иногда сближают с именем Итугэн (Этугэн) – так звали богиню земли у монголов. Другие ученые связывают его с тюркским словом ут «огонь», полагая, что оно имеет отношение к культу огня, очага. Есть версия, что слово образовано от тюркского слова ыдуқ –«святой, священный».

Слово бөө возводят к слову ву, которым китайцы называли гадателей, волшебников, жрецов (независимо от пола). Другие же исследователи допускают, что бөө (в древнемонгольском было böge) восходит к иранскому слову бага «бог». Не исключено, что слово пришло из тюркских языков. В древнетюркском бөгү обозначало «мудрец», а турецкое büjü и сейчас обозначает «колдовство».

Слово заарин, возможно, происходит от тюркского слова yaγrïn со значением… «лопатка» (в смысле лопаточная кость). Монголы употребляли сначала слово заарин в отношении гадателя по лопатке, а потом уже в значении «прорицатель». Сами тюрки такого гадателя называют ярынчы, чарынчы, яғрынчы.

Если хотите узнать о словах, обозначающих шаманов, подробнее, читайте статью В.И. Рассадина «Об этимологии некоторых бурятских шаманистических терминов».

ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА

Некоторые топонимы Бурятии

Некоторые названия растений в бурятском языке

Четыре уникальных бурятских слова

Калмыцкие загадки

#народы сибири #народы россии #традиции народов мира #лингвистика #культура #монголия #китай #россия #история