Найти тему
autoracingworld

Алези и Бергер: начало дружбы.

Оглавление

Предисловие.

В феврале 1991 года Майкл Андретти (на тот момент один из лучших гонщиков CART PPG Indy Car World Series) в Эшториле провел свои первые тесты с командой McLaren Honda.

McLaren MP4/5B Honda под управлением Майкла Андретти. Фото: Twitter.com
McLaren MP4/5B Honda под управлением Майкла Андретти. Фото: Twitter.com

В 1992 году поползли слухи что Honda в конце сезона покидает мир "Больших Призов", решив сосредоточиться на программе "CART". Удержать японцев в Формуле 1 могло только чудо, и таким чудом, по мнению Рон Денниса, мог стать новоиспеченный чемпион "индикара" - американец Майкл Андретти. Таким образом Honda получила бы отличную рекламу в США, а значит и серьезнейший стимул остаться в Формуле-1.

Вы спросите: а при чем тут вообще Андретти, в рассказе про Бергера, Алези и Ferrari? Поверьте, это очень любопытная история! Но о ней чуть позже.

La strada per la Ferrari.

Герхард Бергер.

Когда я сказал, что возвращаюсь в Ferrari, знали бы вы, сколько разных ужасов мне наговорили про Жана! Я же решил ничего не принимать на веру. Сказал себе: встретимся, поработаем – как-нибудь разберемся. Жизнь показала, как был прав я, и как ошибались все эти “доброжелатели”! Конечно, наши отношения далеко не сразу стали безоблачными – таковыми они, если хотите знать, не были никогда! Мы часто ссорились, потому что, несмотря ни на что, оставались непримиримыми соперниками, но в конфликтах каждый из нас чувствовал виноватым прежде всего себя и первым шел на мировую. (с) Герхард Бергер.

Австриец (по крайней мере по его словам) стал последним гонщиком Ferrari, приглашенным в команду самим Комендаторе. И в сезонах 1987-88 он показал себя очень и очень неплохо! Герхард однозначно считался восходящей звездой Ф1. Например только ему одному в 1988 году удалось (хоть и однажды) одолеть непобедимый тандем команды McLaren. Но в следующем году, на фоне своего нового напарника. Найджела Мэнселла, Герхард выглядел уже не столь быстрым. Плюс ещё эта авария в Имоле... И когда в команду Ferrari решился перейти Ален Прост, то у австрийца не осталось другого выбора кроме как перейти в McLaren. Нужно сказать, что с точки зрения карьеры этот переход однозначно был повышением.

Именно благодаря Герхарду, Айртон узнал что такое чувство юмора. Фото: Twitter.com
Именно благодаря Герхарду, Айртон узнал что такое чувство юмора. Фото: Twitter.com

В "красно-белой" конюшне, на фоне Айртона Сенны, Герхард больше чем на второго номера не тянул. В чемпионские сезоны (1990-91) Герхард сумел одержать лишь одну победу. Но зато между двумя гонщиками завязалась крепкая дружба. Именно Сенна сообщил Бергеру конфиденциальную информацию о том, что Honda уходит из Формулы-1. На тот момент об этом не знал даже сам Рон Деннис!

Зимой 1991/92, когда Рон Деннис еще даже не догадывался что Honda собирается уходить из Формулы 1, и строил их отношении большие планы, Сенна сказал мне: «Будь осторожен, они уходят». Айртон уже тогда знал что в 1993 году McLaren не получит моторы Honda. (c) Герхард Бергер.

Узнав что McLaren теряет двигатель способный победить Renault, и на фоне все возрастающего интереса Денниса к Андретти, Герхард решил уйти. Любопытно, но сам Герхард главной причиной перехода называл деньги!

  • Кстати. До сих пор появляются откровения бывших боссов Ferrari о том, что Сенна собирался перейти в Скудерию. Возможно это так же послужило причиной того, что Бергер отправился в Скудерию. Возможно он готовил плацдарм для Айртона Сенны.

Жан Алези.

Мы сходились к одной точке, но с диаметрально противоположных сторон. Герхард – близкий друг Айртона, я – близкий друг Алена. Представляете, какой “конфеткой” мы были для прессы? Нас начали атаковать и исподволь готовить к конфликту еще осенью 92-го, когда стало ясно, что Бергер переходит из McLaren в Ferrari. К тому же в Италии его возвращение обставляли как приход мессии, спасителя Scuderia. Мне это понравиться не могло. Но мы с Герхардом чисто инстинктивно приняли правильное решение. В Аделаиде, после последней гонки сезона мы встретились в баре и обо всем честно поговорили. Я внезапно понял, что этот парень мне не враг. И что он так же хорошо, как и я, понимает: поодиночке нам в Ferrari не выжить. И мы дали друг другу слово – быть заодно. (с) Жан Алези.

За время выступлений за команду Кена Тиррелла, Жан проявил себя как самый быстрый и талантливый гонщик нового поколения. Ему безоговорочно прочили чемпионский титул, казалось что это лишь вопрос времени. За право получить в свой состав Алези началась настоящая война между командами Тиррелл, Вильямс и Феррари. Вот как прокомментировал эту ситуацию Фрэнк Вильямс.

- Скорей я вновь начну ходить, чем Жан Алези поедет за Ferrari. (с)

Победителем из этого конфликта трёх команд вышла Ferrari. Переход Алези обошёлся итальянцам в кругленькую сумму. По слухам речь шла примерно о 10 миллионах долларов США. Из них 2 миллиона выплатили команде Tyrrell, 4 миллиона + автомобиль Ferrari 641 достались Фрэнку Вильямсу (именно этот болид долгое время сбивал с толку посетителей музея команды Williams). Сумма контракта Алези с Ferrari оценивалась в 4 или в 5 миллионов долларов на один год, с возможность продления на два сезона (92 и 93).

Два француза в итальянской конюшне. Фото: Pinterest.com
Два француза в итальянской конюшне. Фото: Pinterest.com

А после скандального увольнения Алена Проста, в конце сезона 1991 года, Жан получил статус первого номера Скудерии. Правда не надолго...

Майкл Андретти.

Так при чем же тут американец? Майкл имеет к этой истории самое прямое отношение! Он ведь не только спугнул Бергера из McLaren.

Дело в том, что Майкл Андретти имел действующий контракт на сезон 1992 года с... Ferrari! То есть второго пришествия Бергера в Скудерию могло вовсе не быть.

Я подписал контракт с Карлом Хаасом (команда Newman/Haas ) на 1992 год, но в нём было упоминание о Формуле 1. В нём было сказано что если я захочу уйти, то Карл не станет мне мешать. Итак, в 91-м я подписал контракт с Ferrari, чтобы выступать за них в 92-м. Однако Хаас отказался отпустить меня! Когда я пришел с контрактом к Карлу, он сказал: «Я не отпущу тебя». Я такой: «Как, ведь ты же сказал что не будешь мне мешать?». Я был очень-очень зол на него за это.
С Феррари мы заключили трехлетний контракт. Они понимали что мне нужно время для адаптации к Формуле-1. Моим напарником должен был стать Ален Прост и я понимал что смогу многому у него научиться. Благодаря его опыту это была бы отличная возможность пересесть в Ferrari прямо из болида IndyCar. Так что ситуация с Хаасом меня тогда действительно расстроила. Было бы круто выступать в Формуле-1 за Феррари с Простом, даже учитывая то, что тот сезон для Феррари сложился так себе. Я думаю что подучившись у Проста и с неограниченными тестами я добился бы в Формуле-1 гораздо большего. И я думаю, что там было бы меньше политики, чем в McLaren. Это было бы интересное приключение, но, к сожалению, этого не произошло. (с) Майкл Андретти.

Последствия того, как Андретти и Бергер не поместились в один поворот. Бразилия 1993. Фото: Pinterest.com
Последствия того, как Андретти и Бергер не поместились в один поворот. Бразилия 1993. Фото: Pinterest.com

Как вам такая "информация к размышлению", коллеги? Любопытно, не правда ли? Лично меня очень сильно удивляют слова Майкла! Я имею ввиду его заявление о желании участвовать в тестах. Ведь даже уже выступая за McLaren, он не горел желанием проводить много времени в Европе. Странно это всё, согласитесь.

Занимательная нумерология.

№27. Изначально в Скудерии Алези выступал с номером 28. Забавно, но этот номер перешёл к нему именно от Бергера! Ведь в те годы номера между командами распределяли не так, как сейчас.

По сути, смена номеров была возможна лишь только между двумя командами: между той что выиграла титул и той, что его проиграла. (либо чемпион забрал "единичку" с собой в другую команду). Вот так и получилось что в сезоне 1990 Ferrari выступала с номерами 1 и 2 (титул Проста'89 за McLaren), а McLaren получил "традиционные" для Ferrari номера 27 и 28. В 1991 все поменялось обратно.

После того как Ален Прост бы уволен, в сезоне 1992 номер 27 достался Алези.

№28. Переходя в Ferrari в 1993 году, Герхард Бергер по контракту имел однозначный статус пилота №1. То есть, теоретически именно он должен был выступать со знаковым для тифози номером 27. Но Герхард согласился на №28. Почему? Однозначного ответа на этот вопрос нет, по крайней мере сам Герхард про это не говорил. Но скорей всего Бергеру просто нравился номер 28. Ведь в 1987-89 за Феррари и в 1990-м году за МакЛарен австриец гонялся именно с этим номером.

Начало.

Наверное в межсезонье 1992-93 ситуация в Ferrari была похожа на бочку с порохом! Посудите сами, в ее составе выступали два гонщика из разных кланов. Алези однозначно считался "человеком Проста", а Бергер, соответственно, "человеком Сенны". Между этими двумя гонщиками искры летели даже при выступлении за разные команды. Многие ожидали что и между новыми пилотами Ferrari будет что то подобное. Но конфликта не случилось. По сути Алези и Бергеру просто нечего было делить: Ferrari F93 была откровенно плохой машиной, и речь шла исключительно о борьбе с ней, а не с соперниками. Да и амбиций у этой пары было меньше, чем у Senna vs Prost.

Жан Алези подвозит до боксов своего друга, только что упустившего победу. Хоккенхайм 1996 год. Фото: Pinterest.com
Жан Алези подвозит до боксов своего друга, только что упустившего победу. Хоккенхайм 1996 год. Фото: Pinterest.com

В итоге сотрудничество двух "бывших вторых" переросло в настоящую дружбу. Как знать, не из-за дружбы ли с Алези Герхард решился уйти из Феррари в Бенеттон? В итоге эта "сладкая парочка" провела ещё несколько совместных сезонов, радуя как поклонников Формулы-1, так и самих пилотов своими шутками и розыгрышами. (видео про то, как Герхард и Жан нашли Юкио Катаяме новую жену).

Aftermath.

В 1997 году Герхард Бергер закончил карьеру гонщика. И тут выяснилось кое что любопытное. Оказалось что этот юморист стендапер весьма авторитетен в паддоке Формулы 1. Именно благодаря его совету Жана Алези взяли в Sauber. Нужно понимать что у Алези на тот момент была очень скверная репутация: с подачи Флавио Бриаторе его считали буквально психом!

У меня вызывало дикое бешенство то, чем занимался последние несколько месяцев в Benetton Флавио Бриаторе. Когда Жан заявил, что в Benetton не останется, Бриаторе начал перекрывать ему кислород. Ходил по паддоку и рассказывал – тому же Эдди Джордану, например, – что Алези конченый гонщик, что он уже ничего не может, да к тому же с головой у него не все в порядке. Помню, когда я впервые заговорил с Кайзером о кандидатуре Жана, Фриц так осторожно спросил – а он вообще-то в своем уме? Пришлось перейти на басы. В прошлом году, когда Жан стал вторым на квалификации в Шпильберге, а потом третьим в Спа, я напомнил Фрицу о том разговоре. Мы долго смеялись... (с) Герхард Бергер.

(Фриц Кайзер - владелец 24,5% акций команды команды Sauber с конца 1994 по 1999 год)

Герхард Бергер помог Жану Алези попасть в Sauber. Хотя изначально готовил это место для себя. Фото: Twitter.com
Герхард Бергер помог Жану Алези попасть в Sauber. Хотя изначально готовил это место для себя. Фото: Twitter.com

В дальнейшем их пути разошлись. Алези потихоньку скатывался все ниже и ниже...

А Герхард Бергер сперва стал директором BMW Motorsport, потом совладельцем команды Toro Rosso, а в настоящее время является руководителем в DTM.

Старые друзья и сейчас изредка встречаются на отдельных мероприятиях, и по их лицам хорошо видно что каждый из них рад этой встрече.

2016-й. Бергер и Алези в гостях у Pirelli. Фото: Twitter.com
2016-й. Бергер и Алези в гостях у Pirelli. Фото: Twitter.com

Считается что между гонщиками не может быть настоящей дружбы, но пример Жана Алези и Герхарда Бергера показывает - это не так!