Найти в Дзене
От худшего к лучшему

Все фильмы Люка Бессона: от худшего к лучшему

Оглавление

Люк Бессон — самый известный французский режиссер. По большей части он известен своими продюсерскими картинами: «Такси», «Перевозчик», «Заложница». Ко всему этому он приложил руку в качестве сценариста и продюсера, но пусть не очень часто, но лично фильмы он таки снимал. Его режиссерская карьера насчитывает 13 фильмов, последний из которых выходил довольно давно — в 2019. Как известно, его компания Europa Corp. сейчас на грани банкротства из-за фиаско огромного числа картин ее производства в прокате, так что сейчас стоит вспомнить карьеру этого французского режиссера. Я расставил все фильмы Люка Бессона от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчета будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3

15. Артур и Минипуты (2006), (65+60+(22+39)/2)/3=51.83

Похождения Артура в этой стране доросло аж до трилогии, хотя первый фильм провалился в прокате и получил неоднозначную реакцию. Но в этот список попала только первая часть, так как ее продолжения почему-то не имеют оценок на сайте критиков, но в любом случае они попали бы в самый конец списка, ведь их оценки заметно меньше даже фильма 2006. Так что считайте, что это рецензия на всю трилогию целиком, а я ненавижу ее. Первым моим знакомством с фильмографией Бессона стала именно эта франшиза, которую я не мог терпеть от и до. Главным образом меня бесил визуал, графен и всё вытекающее было просто ужасающе отвратительным, отчего смотреть это было невозможно. И если дизайн главных героев можно назвать как минимум уродливыми, то вурдалаки и прочие идиоты выглядят невероятно крипово и даже мерзко. Персонажи плохие, главный герой слишком вторичный, сюжет — дрянь. А в сиквеле и триквеле из-за кассового провала первой части еще и уменьшили бюджет, отчего графен стал выглядеть еще хуже. Для меня это отвратительная трилогия, бесспорно худшие фильмы в карьере режиссера, всем трем фильмам 1 из 10.

14. Анна (2019), (61+66+(34+40)/2)/3=54.66

-2

Очень быстро вылетел и самый свежий проект режиссера, который в России получил самые прохладные рейтинги. Возможно, дело связано с тем, что в картине с присущей Голливуду клюкве продемонстрировали СССР. Я же посчитал «Анну» версией Люка Бессона фильма «Красный воробей», события довольно похожие, ну и качество соответственное. Этот фильм фантастически глуп, логика не проглядывается на протяжении всего хронометража. Сама Анна так вообще ни пойми чем занимается все 2 часа, кого-то убивает, кого-то предает, жует сопли. Жалко только, что зря потратили такой классный каст — и Киллиан Мерфи, и Люк Эванс, и Хелен Миррен, да даже спаситель русского кино Саша Петров заглянул на огонек. «Анна» — крайне блеклый фильм, один из худших в карьере Бессона. Еще и в прокате провалился, собрав всего 30 млн при точно таком же производственном бюджете, что вновь привело к долгам Europa Corp.

13. Малавита (2013), (69+63+(28+42)/2)/3=55.66

-3

Люк Бессон — очень почитаемый в России режиссер, и, если вы еще этого не поняли, я любовь к нему совершенно не разделяю, а «Малавиту» назвал бы сносным фильмом, но такой себе комедией. Гангстеру с семьей приходится остепениться и завязать со всем этим беззаконием, чтобы их всех не грохнули. Они пытаются притворяться обычной семьей, но у них не очень-то получается. Сюжет вполне хорош и даже вызывает неподдельный интерес, но в итоге кино скорее разочаровывает, чем впечатляет. Действительно крутым получился только персонаж Роберта Де Ниро, который еще и тащит своей харизмой. Шутки с ним самые смешные, с некоторых вымышленных скетчей можно хорошо посмеяться, но больше всего я орал над отсылкой к «Славным парням» Мартина Скорсезе (который был здесь продюсером, к слову), где Де Ниро тоже снялся. Все остальное же ни рыба ни мясо, местами скучно, местами действительно неплохо, но по итогу 6 из 10.

12. Жанна Д’Арк (1999), (73+64+(31+54)/2)/3=59.83

-4

Мне всегда нравились исторические фильмы про каких-нибудь известных личностей, даже с поправкой на то, что сценаристы позволяют себе слишком много вольностей, лишь бы кино сработало. Но кино про Жанну все-таки, на мой взгляд, является исключением, в фильме главная героиня слишком часто уходит в религию, и добрая половина от хронометража в 3 часа для меня кажется тягомотно скучной и унылой. Спасти все это мог более-менее удобоваримый эпик, которого здесь тоже нет. Битвы как бы происходят, но всё, что я заметил, так это небольшую группу статистов в доспехах, которая как-то там двигалась на дальнем плане. Я считаю, что у создателей не вышло создать ни качественную историю, ни интересных персонажей, ни нормального эпика.

11. Леди (2011), (71+70+(36+43)/2)/3=60.16

-5

Бессон всегда экспериментировал в своих режиссерских проектах, начиная с «Леона», его фильмы так вообще разительно выделялись на фоне всего другого французского кинематографа, да и западного, пожалуй, тоже. Так как в 2009 и 2010 в прокате провалились сиквел и триквел про Артура, то Люк, наверно, захотел подружиться с критиками благодаря этой ленте (ведь даже самые культовые его работы не пользовались у них успехом), попутно заполучив престижных премий, а после собрать кассу благодаря эстетам. В итоге критики не оставили камня на камня на его картине, и в прокате она закономерно провалилась, хотя зрители встретили ее положительно. Мне же тоже понравилось, но я думаю, что подобный жанр не подходит Бессону. Связана «Леди» с политикой, а героиня Мишель Йео пытается привести демократию в свою страну, ну а муж с двумя сыновьями всячески ей помогают. Неплохой сюжет, да и драмы, связанной с более детальным рассмотрением, предостаточно, но все-таки чего-то, но не хватило. Еще фильм кажется немного затянутым, к закономерному финалу он приходит через 1,5 часа, а затем еще почти час пытается выжить драму, на которую указывало чеховское ружье в начале.

10. Валериан и Город Тысячи Планет (2017), (68+65+(47+51)/2)/3=60.66

-6

А вот и самый известный и самый громкий провал Europa Corp. «Валериан» стал самым дорогим фильмом не только во Франции, но и во всей Евразии, а основой ему послужили комиксы, которые он хотел экранизировать, когда технологии достаточно продвинутся (еще и черпал вдохновение для «Пятого элемента» в этом комиксе). Финальный бюджет составил космическую сумму в 177 млн долларов, а собрал всего 225 млн, что сделало его самым убыточным во французском кинематографе фильмом, еще и нанеся летальный урон по студии Люка Бессона, после чего она так и не оправилась. Касательно качества «Валериана», то тут все не так однозначно, критики вновь разнесли в щепки, хотя зрители отнеслись нейтрально, но я вновь остановился где-то посередине. Визуал мне кажется отталкивающим, он сделан как бы неплохо, но эффект такой же, как от «Джона Картера», отлично видно всю компьютерность происходящего. Персонажи так вообще картонный картон, пусть актеры и стараются, но правдоподобно продемонстрировать химию между собой у них плохо получилось. Я бы сказал, что фильм на любителя, если вам очень нравится «Пятый элемент», то, думаю, «Валериан и город тысячи планет» вас не разочарует, но меня совершенно не зацепил.

9. Догмен (2024), (78+67+(60+37)/2)/3=64.5

-7

К 2024-му новое кино подрастерявшего энтузиазм Люка Бессона всё-таки официально, вроде как, добралось до России. Кино в лучших традициях последнего Бессона довольно противоречивое и специфическое, но и нечто занимательное также присутствует. «Догмен» — это и Люк Бессон в чистом виде, и нечто совершенно непохожее на Бессона. Сюжет и визуал с режиссурой в большинстве своём похожи на старые творения Бессона. Претенциозная и довольно приземлённая история сломленного героя, приправленная капелькой фантастичности. По атмосфере больше напоминает детские работы постановщика вроде «Артура и минипутов» и «Необычайных приключений Адель». Только, раз уж рейтинг 18+, немного крипоты кино покажет. Вместе с ней оно взяло в обиход и цинизм, которым переполнены диалоги и монологи главного героя. Несмотря на местами специфическую подачу, тем не менее, в целом я бы сказал, что режиссёр кино тащит. Привычных визуальных метафор тут довольно много. Меня вообще дико прёт с концовки, где Даглас падает на тень от креста. По-моему, это лучшая по постановке сцена фильма. Ну и приятно, что тут нет стыдного графона животных, все собаки действительно настоящие. Разные сложные сцены с ними действительно удивляют, так что тут к Бессону не подкопаешься. Смотрится кино убедительно. Ну и, конечно, лучшая сцена «Догмена», являющаяся оммажем на «Один дома» или, скорее, на «Ёлки лохматые», только с расчленёнкой, кровью и убийствами. Даглас во главе со своими пёселями устраивает охоту на вооружённых болванчиков главного серого кардинала — это уморительно. Правда, в целом кино не то чтобы мне понравилось. Оно всё-таки слишком специфическое, что, как мне кажется, понравится только ценителям режиссёра, коим я не являюсь. В картине присутствуют хорошие темы и сцены, но моё общее впечатление остаётся довольно смазанным. Есть откровенно не мои сюжетные линии, да и персонажа, который бы заинтересовал, тоже. «Догмен» — кино интересное, но на любителя, 6 из 10.

8. Ангел·А (2005), (77+71+(45+48)/2)/3=64.83

-8

Ну и наконец-то фильм от Бессона, который мне действительно понравился. Интересное творение Люка на тему самопознания, местами немного скомкано и нелепо, где-то наивно, но в целом очень легкая и приятная картина, да и идет всего 1,5 часа, заскучать не успеете. Сюжет рассказывает о типичном неудачнике, которому не везет в жизни, но только до тех пор, пока не спасает девушку, пытающуюся спрыгнуть с моста, хотя на самом деле та является ангелом. Но образ и характер ангела в фильме с самого начала оказывается для зрителя странным или даже противоречивым. Это такая девушка легкого поведения не напоминает что-то ангельское, а скорее сродни искусителю, что исполняет твои желания. Хотя с развитием истории и открытием некоторых сюжетных поворотов начинаешь понимать, что всё не так плохо, как казалось. А любовь в том или ином проявлении, присутствующая во всех фильмах Бессона, заставляет убедиться в том, что чудо должно быть таким, каким оно есть. В общем, очень теплый и душевный фильм, советую посмотреть, если вдруг не видели.

7. Необычайные приключения Адель (2010), (63+63+(85+55)/2)/3=65.0

Добавьте описание
Добавьте описание

На «Необычайных приключениях Адель» Люк Бессон продолжил традицию клепать довольно странные детские фильмы со своим особым почерком, что нашло отклик у критиков, но вот зрители равнодушно отнеслись к новому творению режиссёра. Вообще, я даже смотрел «Приключения Адель» в детстве, но помнил только небольшие куски с птеродактилем. Так что перед пересмотром с подачи постера мне и думалось, что история будет закручена на этих двоих. И длилась лента всего чуть более полутора часов, а воссоединились эти двое ровно по прошествии первого часа. А в первый час будто бы вообще мало что происходило. Главная героиня веселилась своими способами, а другие жители города как-нибудь комично с ней взаимодействовали. Там было несколько неплохих шуток и сцен, но в целом это типичная история про сообразительную не по времени девушку, что неплохо, но и ничего необычайного в этом нет. Долгожданный птеродактиль в итоге выпилился после первой совместной сценой с Адель, которая после решила тусить с ожившими мумиями. И в детстве я этого, конечно, не замечал, но, копать-колотить, насколько же тут отвратительная визуальная составляющая. Полностью компьютерный птеродактиль и отвратительные мумии по уровню графики стократ хуже даже аналогов из 90-х. А мумий в конце ещё и так долго показывают, что складывается впечатление, будто смотришь какую-то стрёмную версию «Кролика Роджера». В общем, не хватило приключениям Адель той самой необычайности, так что получился обычный, еле смешной фильмец на разок, где есть всего несколько неплохих сцен. Ну и финал с Титаником поразил меня своей жестокостью, надеюсь, она выплывет.

6. Люси (2014), (67+64+(67+61)/2)/3=65.0

-10

Нет смысла делать большие ставки на фильмы с рейтингом R. Не имея за собой какую-нибудь книгу или известный бренд, кино с рейтингом R в лучшем случае собирали под 300 млн долларов. Люк Бессон, компания которого переживала относительно благоприятные времена в 2014-м, ставя свой новый режиссёрский проект, вряд ли ставил на «Люси» большую ставку. Но внезапно кино перепрыгнуло в мировом прокате отметку в полмиллиарда, вроде как получило по шапке от зрителей и критиков, но в целом сейчас оценки просто средние. Я же помню ещё те далёкие времена, когда имя Люка Бессона ничего мне не говорило, хотя оно и было написано у меня на разных DVD у «Такси» и пр., когда случайно попал на премьеру «Люси» по телику. И знаете, какую же парашу я посмотрел. Скарлетт Йоханссон приходится перетаскивать у себя в животике разные нехорошие вещества, как вдруг её избивают, наркотики начинают действовать, а Йоханссон вдруг становится каким-то невероятным человеком, что умудряется использовать не на никчёмные 10%, а на все 28. Мне очень не понравилась героиня Скарлетт Йоханссон, она была ну совсем раздражающей, бесила на протяжении всей картины. Злодей абсолютно дурацкий — вполне под стать главной героини. Но особенно меня выбесила «философия» этого потрясающего проекта. Теория про 10% мозга мне кажется полнейшей чушью, и хотя «Люси» не назовёшь досконально достоверным научно-фантастическим фильмом, но персонаж Моргана Фримана постоянно трезвонил про свою гениальную теорию, преподнося всё таким образом, будто реально что-то документальное смотрим. Ну и ещё мания Бессона в последнее время делать из своих персонажей настоящих супергероев в этом фильме особенно меня бесила. Кому как, а для меня «Люси» является одним из худших фильмов, с ужасным персонажем и в целом ролью Скарлетт Йоханссон, с невыносимой философией, преснейшим действием и вымученным экшеном. Благо, что сиквел пытаются запустить в работу, но уже 10 лет ничего поделать не могут.

5. Подземка (1985), (72+66+(75+53)/2)/3=67.33

-11

На 5 месте расположился дебютный фильм режиссера, я смотрел его недавно, но при этом не помню практически ничего из ленты, разве что Жан Рено в конце неплохо на барабанах сыграл. Это абсолютно необязательный к просмотру фильм, который был бы, наверно, гораздо, гораздо хуже, если бы студия не настояла на том, чтобы сократить кино с 2,5 часов до 1,5. Но «Подземка» стала еще и кассовым хитом, принеся известность режиссеру во Франции, при бюджете в 3 млн долларов в кинотеатрах удалось выжить 12, так что совсем уж бесполезным проект не является, балл от IMDb, на мой взгляд, более чем справедлив.

4. Голубая Бездна (1988), (78+76+(62+35)/2)/3=67.5

-12

После успеха «Подземки» режиссер не стал идти на попятную у крупных французских студий, которые закидывали его новыми предложениями, он хотел снимать фильмы исключительно по своему сценарию. Вторым его режиссерским проектом стала «Голубая бездна», которая по меркам Франции была настоящим блокбастером, ведь вложили в нее около 14 млн долларов. В итоге затраты окупились с лихвой, и лента стала самой кассовой за год во Франции, после чего даже проехала и в американский прокат, но там успеха не сыскала. Но зрительские оценки у картины замечательные, хотя мне абсолютно неясен подобный восторг. Это действительно неплохое кино, но ему здесь не хватает чутка студийной руки, на «КиноПоиске» указано, что «Бездна» идет чуть более 2 часов, хотя я смог найти только версию в почти 3 часа, которая длится очень неспешно, хотя это не артхаус по примеру «Бегущего по лезвию 2049» с его визуальным пиршеством или не фантастика и налет детектива и мистики, как в «Бездне» 1989 года от Джеймса Кэмерона, где подобный хронометраж был действительно уместен, пусть тоже не все посчитали это плюсом. В общем, «Голубая бездна» — классный фильм, какое-никакое удовольствие я от него получил, но посмотреть стоит, если вы прямо обожаете творчество режиссера, а так — на вкус и цвет.

3. Никита (1990), (73+73+(89+56)/2)/3=72.83

-13

Наконец-то фильм Бессона пересек рубеж в 70 баллов, хотя тут подстегнула невероятная для режиссера похвала со стороны критиков. Но, хотя проект получил неплохие оценки, сюжет «Никиты» очень похож на сюжеты из похожих «Красного воробья» и «Анны». В этот раз девушка совершает ограбление и убивает человека, вследствие чего попадает под суд, но вместо того, чтобы посадить ее или убить, решают просто создать из нее очередного суперагента. «Никита» же в итоге смотрится на фоне подобных, смотрится гораздо лучше, главная героиня поинтереснее, и ей можно сопереживать, сценарий и экшен на уровне, еще и клюквы нет, вообще праздник.

2. Пятый Элемент (1997), (81+77+(71+53)/2)/3=73.16

-14

Ну и наконец мы добрались до настоящих бриллиантов в карьере Люка Бессона. На момент выхода картина являлась самой дорогой в истории (без учета голливудских фильмов) и удерживала это звание 20 лет, пока «Валериан» того же Бессона не занял 1 место. И Брюс Уиллис мог и вовсе не попасть на главную роль. Изначально Люк Бессон планировал взять на главную роль Жана Рено, но из-за столь внушительного бюджета было решено пригласить голливудскую звезду, коей и стал Брюс Уиллис. Персонаж у актера получился интересным и харизматичным, хотя из образа типичного протагониста не вылизал. Спасал положение отыгрыш актера, а также постановка в целом. Я не берусь утверждать это с полной уверенностью, но, возможно, этот фильм стал первооткрывателем сюжета, в основе которого лежит поиск одного недостающего... элемента. Еще из плюсов хочется выделить цветокоррекцию. Благодаря своей цветовой гамме он разительно отличается от других космических аналогов, здесь все яркое и красочное, постановщик вроде бы сам заявлял, что уже устал от всех этих темных коридоров на черных космических кораблях, поэтому и сделал все настолько ярким. Ну и так как фильм легкий и вполне можно назвать его развлекательным блокбастером, то там много и экшена, и юмора. Лично я никогда не ценил «Пятый элемент» непосредственно за экшен (хотя некоторые кадры вроде прыжка Лилу со здания и пр. очень въелись в голову), но благодаря качественным декорациям и практическим эффектам все прекрасно сохранилось и до наших дней. Я считаю «Пятый элемент» прекрасным представителем космических комедийных приключений. Несмотря на масштаб, эпичные события в сюжете, фильм воспринимается очень легко и незатейливо. Не в последнюю очередь этому способствуют персонажи и их реакции на происходящее. Брюс Уиллис, опять-таки, создал не самый оригинальный образ, но в подобном сеттинге и с таким уровнем комедии он сойдет и за того Джона Макклейна в остроте сказанных фраз. Крис Такер, хотя в этот раз я подтверждаю, что он бессовестно испорчен в дубляже, тем не менее оказался весьма и весьма запоминающимся героем со своей индивидуальностью. Лилу тоже не отличается запоминающимся характером. Типичный представитель инопланетянина, плохо разбирающегося в особенностях нашего мира. Но благодаря в этот раз удачному голосу в дубляже Татьяны Веселкиной, а также оригинальному подходу к одежде и внешности, Лилу стала одним из самых известных персонажей в фильмах с похожим жанром. И в целом мне очень понравился «Пятый элемент». Прекрасный фильм с отличными актерами, визуалом и декорациями, а также сценарием и историей, 8 из 10.

1. Леон (1994), (87+85+(74+64)/2)/3=80.33

-15

Ну и, конечно, кто же еще мог занять 1 место, как не киллер Леон и Матильда? Хотя забавно то, что фильм мог и вообще не случиться, если бы съемки «Пятого элемента» не отодвинули подальше, так как график Брюса Уиллиса был полностью забит вплоть до 1996. Но в прокате, тем не менее, культовый фильм провалился, собрав чуть больше 20 млн при бюджете в 16, но на Бессоне это никак не сказалось, благодаря, видимо, только фантастическому качеству его проекта. Кто на полном серьезе не любит этот замечательный фильм (вопрос напрямую к критикам, благодаря которым средний балл фильма еле-еле перевалил за 80)?
Подводя итог, можно сказать, что Люк Бессон — все же хороший режиссер, только за «Леона» и «Пятый элемент» ему нужно памятник поставить. И пусть в целом мне не очень нравятся его фильмы, но они хотя бы не выглядят сплошь одинаковыми, каждый проект разительно отличается от стандартов Голливуда, за что Бессону мое уважение. Следующее От худшего к лучшему будет по фильмам режиссера Пола У. С. Андерсона.