Найти в Дзене
Жизнь советского человека

Раздел флота Германии между союзниками в качестве возмещения убытков за войну. Что получил Советский Союз?

Наша страна вышла из Великой Отечественной войны, потеряв огромное количество человеческих и материальных ресурсов. Небольшой компенсацией за эти потери стали вражеские суда, доставшиеся СССР в качестве трофеев.

Слева направо: Жуков Г. К., Кузнецов Н. Г. - наши представители на Потсдамской конференции по вопросам раздела трофейного флота
Слева направо: Жуков Г. К., Кузнецов Н. Г. - наши представители на Потсдамской конференции по вопросам раздела трофейного флота

Раздел имущества военных флотов Германии и Италии происходил на Потсдамской конференции. Встреча представителей СССР, США, Великобритании 31 июля 1945 года стала решающей. Англия имела собственную концепцию «справедливого» раздела, считала, что весь флот должен достаться им. Британцы утверждали, что они больше всего пострадали в морской войне.

Представители СССР настаивали на равном разделе. В результате флот поделили на 3 примерно равноценные группы, провели жеребьёвку. Советский Союз получил 769 кораблей и вспомогательных судов, 15 понтонов, 39 плавдоков. Часть сильно потрёпанных трофеев подлежала уничтожению.

Ряду кораблей морская судьба подарила долгую жизнь. К ним относится немецкий парусник «Падуя». Он достался англичанам под Глюксбургом, в качестве стоящего у причала судна для практикантов. К моменту репарации в 1946 году барк отметил 20-летие. В СССР получил новое имя – «Крузенштерн», в честь знаменитого русского адмирала, инициатора первого кругосветного путешествия.

В 60-е годы после капремонта судно поступило в распоряжение академии наук, его использовали для морской практики в военно-морских учебных заведениях. Затем барк передали в ведомство рыбной промышленности Советского Союза. Учебное судно приписали к порту Рига, после оно входило в состав производственного объединения «Эстрыбпром».

Барк "Крузенштерн"
Барк "Крузенштерн"

Весной 1991 года «Крузенштерн» передали Калининградскому морскому училищу. С тех пор судно используют для учебных целей, участия в международных парусных регатах. За долгую жизнь красавец-парусник совершил два кругосветных путешествия, был участником трансатлантической, антарктической экспедиции.

Корабль «Hela» управлял подводными лодками Германии. В СССР судно получило имя «Ангара». Находилось в составе морских соединений погранвойск. Затем стало кораблём управления Черноморского флота. Часто использовался как представительский корабль для важных встреч. Просуществовал до 2019 года.

Рейдовый катер «РБК-76», построенный в 1942 году, по-прежнему исправно несет службу. Советские моряки захватили его в 1944 году. Порт приписки катера – 280-я станция Черноморского флота. Корпус старого судна внушает опасение специалистам, поэтому долговечную посудину не выпускают на дальние расстояния. Самые долгие ее походы – до Стрелецкой бухты. Капитан «РБК-76» доволен катером, считает его исключительно полезным, безотказным судном.

У танкера «Истра» (родное название - Т 13 Else) порт приписки – Севастополь. Британцы захватили его в Норвегии, но затем передали Советскому Союзу. Он занимался заправкой судов с дизельными установками, авианесущих кораблей, курсируя по Средиземноморскому, Черному, Азовскому морю. Танкер входит в 205 отряд обеспечения. После замены силовой установки его техническое состояние специалисты оценивают на «хорошо».

Военные корабли и вспомогательные судна, отошедшие к СССР по репарации, не стали существенным вкладом в развитии экономики страны. Но принесли хорошую практическую пользу.

Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.