Лос-Анджелес, Калифорния — говорим эти названия, и в голове тут же рождаются ассоциации: Голливуд, звёзды, большое кино. Никто особо и не задумывается, почему именно это место выбрали в качестве локации для фабрики иллюзий и грёз. А первоочередное объяснение самое простое: идеальный солнечный свет, необходимый для съёмок.
Меж тем кинематографисты — Голливуд, ясное дело, раньше других — непрерывно ищут места, где можно было бы создавать фильмы. Осваивают, так сказать, новые площадки и горизонты, чтобы процесс при этом оказывался комфортным и не особо затратным. Голливудские режиссёры, к примеру, предпочитают снимать ленты в Германии и Новой Зеландии. Тут, правда, многое ещё зависит от жанра и направленности фильма. Но наибольшим спросом, несомненно, пользуется Канада. Она и сама подарила миру немало классных кинорежиссёров. Лично для меня главным канадцем в кинематографе является Дэвид Кроненберг, хотя большинство, скорее всего, назовёт легендарного Джеймса Камерона. Плотно работают и канадские актёры — два Райана, например: Гослинг и Рейнолдс. Но, прежде всего, страна предоставляет классные площадки для производства: тут вам и развитая инфраструктура, и шикарные виды, и соответствующие льготы, и субсидии.
Однако мы сейчас не о «кленовых листьях», а о стране более нам родной и близкой — о Сербии. В последние годы продюсеры и режиссёры из Голливуда весьма полюбили снимать кино в этом дивном балканском крае. Более того, многие из них с радостью получают сербское гражданство.
Пробежимся по новостям. Рэйф Файнс — отличный актёр, к слову (психопатический гангстер-консерватор из ленты «Залечь на дно в Брюгге» в его исполнении шедеврален) — получил гражданство Сербии, когда создавал фильм о легендарном танцовщике Рудольфе Нурееве. Сотрудничал он тогда, кроме прочего, с Симфоническим оркестром Белградской филармонии. И это не частность: Файнс снял уже несколько своих лент в Сербии. Любовь это не только профессиональная, но и в определённой мере сердечная. Актёр всегда с теплотой отзывается о балканской стране, в которой ему очень нравится.
Стивен Сигал — «наш пострел везде поспел» — также получил сербское гражданство. Более того, лет пять назад он вообще грозился создать в балканской стране аналог Голливуда. Предполагался массовый сбор кинематографического сообщества и возведение колоссальной инфраструктуры. Грандиозным планам, правда, было не суждено сбыться в полной мере. Однако за последние пять лет кинематографический потенциал Сербии возрос, что называется, в разы.
И вот уже президент Александр Вучич приезжает на съёмочную площадку в Белграде, чтобы сказать мистеру Деппу «Good luck, Johnny!». А всё дело в том, что звезда «Ромового дневника», «Девятых врат» и друг Кита Ричардса исполнил главную роль в ленте «Минамата», снимавшейся в том числе в Сербии.
Заметьте, я делаю акцент на крупных проектах и крупных фигурах синематографа. Так-то в Сербии создаётся масса любопытных проектов самого разного масштаба. Откуда такой интерес западных кинематографистов к балканской стране? Почему именно её выбрали в качестве съёмочной площадки?
Самое очевидное объяснение дал сам Александр Вучич после встречи с Джонни Деппом. В опубликованном в социальных сетях посте президент заявил следующее: «Сербия стала балканским Голливудом благодаря указу о стимуляции иностранных кинопроизводителей, который применяется уже четыре года». Это весьма оптимистический взгляд на вещи — однако он действительно имеет под собой основу.
Для начала приведу тот факт, что за последние десять лет Сербия вошла в тройку наиболее прогрессирующих с точки зрения кинематографа стран мира. И добиться этого удалось во многом благодаря тому, что государство обеспечивает 20% наличного возврата иностранным продюсерам. При этом всё достаточно централизованно, и за финансовую поддержку фильмов в государстве главным образом отвечает Центр кинематографии Сербии (Filmski centar Srbije). Данный орган находится в юрисдикции Министерства культуры. И вот тут ещё один важный момент: Сербия — единственная страна на Балканах, у которой есть государственный Центр кинематографии. Это не просто красивое название, но система, обеспечивающая комплекс мероприятий по развитию отечественного кино, привлечения иностранного капитала, работе с архивами. Речь тут идёт не столько об огромных суммах, сколько о грамотно выстроенной деятельности, позволяющей минимизировать утечку и несанкционированное расходование средств.
В России, кстати, подобный опыт появился позднее, чем в Сербии. Возможно, балканский пример также повлиял на местные реалии. Согласно плану Минэкономразвития, зарубежные продюсеры, решившие делать кино в России, смогут вернуть аж 25% понесенных затрат на производство. А если фильм будет продвигать позитивный образ страны, то все 30%. Инициатива, безусловно, здравая, появилась она летом 2019 года.
Однако не только деньги привлекают Голливуд в Сербию. Есть то, о чём незаслуженно говорят меньше и реже. Балканы — это ведь ещё и потрясающая натура с её великолепными видами на самый разный вкус. Здесь, что важно, можно найти как местный колорит, так и универсальный пейзаж, который будет понятен зрителям во всём мире.
Не секрет и то, что сербская актёрская школа по-прежнему работает по системе Станиславского, а это весьма ценится на кинопланете. Тут, правда, есть элемент двух башен, между которыми приходится выбирать местным актёрам. Одни с удовольствием уходят на российский кинорынок и становятся там более чем успешными. Самый характерный и уже даже несколько оскоминный пример — Милош Бикович. Но есть ещё и Милан Марич из «Довлатова», и Милена Радулович из «Кольской сверхглубокой». И, как я уже неоднократно писал, сербская экспансия в российский кинематограф будет только усиливаться. С другой же стороны, есть рынок западный — прежде всего, Голливуд. Тут сербские актёры также востребованы, но играют они преимущественного негативных персонажей, которые, как правило, воплощают в себе «злых варваров с Востока». Впрочем, самого брутального серба — снайпера Сашу, ставшего прообразом Нико Беллика из GTA IV — сыграл всё-таки русский, а именно Владимир Машков («клюквенная» лента «В тылу врага»).
Надо отдать должное сербскому кинорынку ещё и в плане его патриотической сознательности. Я уже писал о режиссёрском дебюте Анжелины Джоли «В стране крови и мёда». Так вот, сербские актёры отказались играть в этой ленте, а владелец звукозаписывающей студии не согласился сотрудничать с тогдашней женой Брэда Питта. Это, собственно, к тому, что Голливуд Голливудом, но Сербия остаётся аутентичной по своему метакультурному коду.
В общем, остаётся разве что пожелать стране двигаться в выбранном кинонаправлении. С одной поправкой. Было бы замечательно, если бы в Сербию ездили снимать фильмы не только голливудские продюсеры и режиссёры, но и россияне — такой себе «Бикович наоборот». И мы смотрели бы всё больше российско-сербского кино — более глубинного, нежели небезызвестный «Балканский рубеж», который, между тем, вполне неплохо объединил кинематографистов двух стран. Уверен, кино, снятое россиянами в Сербии, с актёрами двух национальностей оказалось бы весьма достойным.
Ну а за Голливудом, что называется, не заржавеет. Эти предприимчивые ребята твёрдо и надолго прописались в Сербию. Уж они-то знают, где выгоду получить.