7 октября 2021-го года мир узнал, что одна из признанных ВМС США атомных быстроходных подводных лодок класса Seawolf - одна из трех когда-либо построенных - потерпела серьезное подводное столкновение. Расследование пришло к выводу, что атомная подводная лодка USS Connecticut ударилась о неизведанную подводную гору. Как Удалось ли 2 октября атомной подводной лодке USS Connecticut (SSN-22) удалось найти неизведанный подводный массив во время патрулирования в Южно-Китайском море?
Это то, что следователи ВМС США пришли к выводу в начале этой недели, но не все покупаются на эту историю - в частности, китайское государственное информационное агентство The Global Times. Также и другие СМИ задаются вопросом: привело ли столкновение к ядерной утечке, которую США пытаются скрыть? И что они там вообще делали? По сообщению South China Morning Post, на прошлой неделе базирующийся в Пекине аналитический центр сообщил, что у него есть спутниковые данные, свидетельствующие о том, что американские самолеты-шпионы, в том числе «анализатор ядерного оружия», недавно пролетели над Южно-Китайским морем. Эксперты сообщили SCMP, что самолет, вероятно, устанавливал, были ли ядерные осадки в результате столкновения.
Между тем военные власти США держат свои карты в секрете. «В ходе расследования было установлено, что военный корабль США USS Connecticut остановился на неизведанной подводной горе, действуя в международных водах Индо-Тихоокеанского региона», - сказал Хейли Симс, представитель 7-го флота, сообщила Insider, - «Командующий 7-м флотом США определит, целесообразны ли последующие действия, включая ответственность командующего за произошедший инцидент».
В результате столкновения была повреждена носовая часть подводной лодки класса Seawolf, в том числе и балластные цистерны, что побудило Коннектикут совершить недельное надводное плавание до Гуама. Военно-морской флот неоднократно заявлял, что ядерный реактор и двигательная установка подлодки не повреждены. В результате столкновения экипаж получил небольшое количество травм средней и легкой степени тяжести.
Агентство USNI News, первым сообщившее о столкновении субмарины с подводной горой, также сообщило и, что повреждение носовой части субмарины повредило ее балластные цистерны. Инцидент произошел 2 октября, но флот сообщил о нем только через пять дней. Судно прибыло на Гуам для оценки ущерба, где оно проходит начальный ремонт под надзором командования военно-морских систем, персонала военно-морской верфи Пьюджет-Саунд.
Китай заявляет, что Южно-Китайское море принадлежит ему, и возражает против того, чтобы другие страны использовали военные корабли в этом регионе. США отвергают притязания Китая на эти воды и делают упор на так называемых миссиях по обеспечению свободы судоходства, как и другие западные страны, что часто вызывает недовольство Пекина. Присутствие подводной лодки ВМС США в Южно-Китайском море представляет собой агрессию по отношению к Пекину, и китайские государственные СМИ поспешили осудить официальную версию США.
Во вторник Global Times опубликовала заявления китайских военных экспертов, которые сказали, что столкновение могло привести к утечке ядерных материалов, которую США пытаются скрыть. «Ядерная утечка могла произойти, и недавний полет американского самолета для обнаружения ядерных материалов в Южно-Китайское море показывает, что США понимают эту возможность», - пишет Global Times. Чжан Цзюньше, старший научный сотрудник Академии военно-морских исследований Народно-освободительной армии Китая, сказал Global Times, что в оправдание столкновения США «не хватает искренности, прозрачности и профессионализма».
Другие СМИ также ставят под сомнение американскую версию событий. «Сокрытие правды - традиция американских военных», - написала в понедельник газета People's Daily, назвав столкновение «несчастным случаем». Газета ранее называла инцидент «примером безрассудного военного присутствия сверхдержавы». После того, как ВМС впервые сообщили о столкновении 7 октября, через пять дней после того, как оно произошло, китайские официальные лица обвинили США в сокрытии правды о столкновении. Чжао Лицзянь, официальный представитель министерства иностранных дел Китая, заявил 26 октября, что США «безответственны» и «коварны». Чжао добавил, что у Китая «есть все основания сомневаться в правде и намерениях США». «Что на этот раз тайно собирался делать USS Connecticut в Южно-Китайском море? С чем она столкнулась? Почему произошло это столкновение?» - спрашивал он, - «Произошла ли ядерная утечка, которая привела к ядерному загрязнению морской среды?»
Между тем повреждение и последующий ремонт подводной лодки вызвали повышенное внимание к отставанию в техническом обслуживании ударных подводных лодок ВМФ. «Если бы мы в конечном итоге выполняли работу в Коннектикуте на одной из государственных верфей, это, безусловно, вызвало бы нарушения во всех других работах на верфях», - сказал Джей Стефани, исполняющий обязанности помощника министра ВМФ по исследованиям, разработкам и приобретениям в подкомитете Комитета по вооруженным силам Палаты представителей, - «Прямо сейчас это на Гуаме, это публично зарегистрировано, на Гуаме нет сухого дока, надеюсь, фирма-субподрядчик сможет выполнить эту работу, но это еще предстоит выяснить. Это просто показывает, как неожиданные инциденты увеличивают потребность в ремонте. Атакующие подлодки всегда были бедными родственниками на государственных верфях с точки зрения приоритета, но мы знаем, что особенно подводные лодки класса Seawolf чрезвычайно ценны с точки зрения миссии в этой части мира».
Connecticut - одна из трех ударных атомных лодок типа Sea Wolf, которые были разработаны для глубоководных операций, чтобы противостоять советским подводным лодкам в открытом океане. После окончания холодной войны они были модернизированы и модифицированы для выполнения некоторых из наиболее важных задач ВМФ.
Многие выразили нам свое крайнее недоумение по поводу того, как атомная подводная лодка стоимостью в несколько миллиардов долларов, оснащенная одними из самых мощных датчиков на планете - буквально один из самых передовых транспортных средств, когда-либо созданных человечеством - может просто столкнуться с чем-то, что находится ниже морской поверхности. По мнению экспертов, активные передачи сонара используются для подтверждения проверки глубины воды с помощью высокоточных карт. Активные импульсы гидролокатора могут передаваться вперед и по бокам современных подводных лодок. Эти высокочастотные гидролокаторы ближнего действия с большой четкостью обнаруживают близлежащие подводные объекты. Подводные объекты, такие как мины, затонувшие корабли и другие подводные лодки, хорошо видны обученному оператору гидролокатора.
Обратной стороной использования активного гидролокатора является то, что его можно обнаружить примерно в два раза большем диапазоне, чем в том, который позволяет оператору вести поиск, в большинстве океанических сред. Типичный высокочастотный гидролокатор с высоким разрешением может видеть на расстоянии до 5000 ярдов, но он уязвим для обнаружения противником на расстоянии не менее 10000 ярдов или дальше в хороших условиях. Это означает, что противник может определить местоположение подводной лодки, и может оставаться незамеченным, преследуя подводную лодку, излучающую активный гидролокатор, пока использует свой гидролокатор высокого разрешения.
Если подводная лодка работает в районе, где подозревается присутствие подводных лодок противника, то она может отказаться от использования высокочастотного активного гидролокатора для проверки окружающей топографии. Это связано с тем, что передачи сонара сообщают свое местоположение в случае обнаружения. Это означает, что подводная лодка полагается на точный расчет акселерометра для определения местоположения корабля. Этот тип навигации имеет очень маленькие ошибки, которые со временем усугубляются. В конце концов, подводная лодка может оказаться вне определяемой позиции на сотни ярдов и более. Ошибка увеличивается со временем до следующего исправления навигации. Есть способы зафиксировать положение подводной лодки, не использующие гидролокатор, но они не показывают, какая топография скрыта между измерениями на карте.
DAVE MAKICHUK
Источники: Insider, The Global Times, South China Morning Post, USNI News, People's Daily, Министерство обороны США, The Drive