Это ощущение настигало меня несколько раз в детстве и возвращалось уже ко взрослому как дежавю. Его сложно сформулировать словами, но можно представить из обрывков чувств, идей, образов... Ты стоишь вечером во дворе своего дома, летом, когда можно гулять едва ли не до полуночи, и смотришь на ясное сумрачное небо. И над тобой миллионы звёзд. И в тебе неистовое детское желание познать, а что же там, дальше, ещё и ещё. И сознание уводит тебя к ним, парит среди блистающих миров в бесконечной глубине. Ты закрываешь глаза и... Удивительно, что у меня никогда не получалось в сознании "вылететь" за пределы солнечной системы. Как будто-что-то удерживало. Возможно, это был огромный провал в знаниях, и были вопросы, на которые далеко не все взрослые знали ответ: "А что же там дальше?". И только уже в осознанном возрасте я узнал о Млечном пути, о скоплениях галактик, о том, где край Вселенной. И, оказалось, что этот край тоже в нашем сознании.
На сегодняшний день, граница Вселенной - это граница исследованного нами мира. И на этой карте - мы пока что её центр. Просто потому, что, во-первых, других не знаем, а во-вторых, все наши устремления, все наши приборы и исследования направлены из одной точки - планеты Земля, как лучи - в разные стороны космоса. И этот "гелиоцентризм" имеет пока именно такое оправдание.
Самый дальний от нас объект во вселенной GN-z11. Это галактика в созвездии Большой медведицы, обнаруженная весной 2016 года. Расстояние до него от Земли - 13,4 миллиарда световых лет. Что это такое? Это если полететь до этой галактики со скоростью света, а это почти 300 000 километров в секунду, то полёт займёт около 13 с половиной миллиардов лет. Нечеловеческий масштаб скоростей и расстояний. И зачем это все нам нужно тогда, скажет обыватель? Незачем. И будет прав. А главное, что это взаимно. Космосу человек тоже не нужен. Он никак не приспособлен для человека и даже губителен. Нет воздуха, радиация, невесомость, от которой атрофируются мышцы. А ещё, сказать, что Земля и даже вся наша Солнечная система лишь песчинка в бесконечности - уже значительно преувеличить их значение. Если представить всю вселенную, от края до края как шар, на границе которого тусклым светом мерцает одна из галактик - уже упомянутая GN-z11, то Солнца и Земли там просто нет. Нас не видно даже при многомиллионном увеличении. Вот в этих масштабах мы живём. И то, пока изученных более-менее. Наш дом очень-очень-очень маленький.
Представили? Теперь вернёмся к себе на стул, за стол, перед компьютером. Это было небольшое погружение в бесконечность, которой до нас нет дела. Надо понимать, что в таком масштабе исчезновение звезды, или появление сверхновой обыденное и незаметное дело. Мы моемся в ванной, избавляемся от отмерших клеток взамен регенерированных новых, и этот процесс для нас вполне естественный, более того, способствует поддержанию здоровья. У Вселенной тоже самое. И вот, когда мы нашли стабильную работу, обзавелись семьёй и детьми, купили квартиру или дом, машину, и обрели, благодаря всему этому, ощущение стабильности - нам совсем не хочется думать о том мгновении, когда Вселенная "решит", что Солнце, вся наша солнечная система и Земля в том числе, - лишние. Неважно даже, кто это решит. Возможно, мы сами. Но в этот миг ничего не измениться во Вселенной. Миллиарды лет продолжат идти своим чередом. Это знание для многих - удар по бессознательному самолюбию человечества. И, вполне ожидаемо, имеет место процесс защиты от этого знания.
Мобильные телефоны, спутниковая связь, интернет, телевидение, космические корабли, бороздящие... нет еще не просторы вселенной, а всего лишь околоземное пространство на высоте не более 40 тысяч километров - все это мы называем космическими технологиями. "Вояджер", вышедший за пределы солнечной системы, не в счёт. Но 61 год прошлого века все равно навсегда останется шагом в космос.
Человек покоривший Сибирь, построивший города на вечной мерзлоте, добывающий нефть в Арктике безусловно способен на большее. Теперь мы приспосабливаемся к новой среде быстрее, не мутируя, как остальные организмы, а окружая себя приспособлениями, результатами труда. Но главное движущей силой для освоения новых пространств всегда было далеко не праздное любопытство. Нам нужны были новые ресурсы для жизни, для изготовления и изобретения приспособлений для покорения новых пространств. Сегодняшняя гонка космических технологий - развязана все теми же мотивами. Кто сказал, что человечество - это плесень. Мы готовы будем переваривать алюминий в своих желудках и делать его частью нашей костной системы, например, но мы прорвёмся и колонизируем другие планеты. Мы научимся впадать в летаргический сон на сотни, тысячи лет, но найдём способ долететь до других звёздных систем в поисках новых ресурсов и нового дома. И вот тогда Вселенная нас, возможно, заметит.
Мы появились здесь в результате постоянного усложнения атомарных систем. Кирпичики мироздания сложились в очень сложную структуру и породили жизнь. Изначально простые и наиболее распространённые системы, такие как одно ядро и один электрон в атоме водорода, трансформируясь в результате ядерных реакций в глубине звёзд и выбрасываясь в открытое пространство, стали началом этой системы постоянного усложнения. Белковые цепочки - довольно сложная молекулярная система. Развивающаяся, самовоспроизводящаяся, восстанавливающаяся за счёт потребления других веществ вокруг себя, делающая их своей частью. Зачем-то этот процесс усложнения был запущен. И зачем-то этот закон, который привёл к возникновению жизни, Вселенной понадобился. Есть в этой мысли доля мистики и намёк на разумность Вселенной. Но с философской точки зрения, да и с физической пока все именно так. Когда разные самозваные знатоки влияния звёзд на жизнь человека бросаются яркими фразами типа "мы дети звёзд", "разумная вселенная", "человек - часть космоса", я улыбаюсь и... чёрт возьми, согласен с ними. Но исключительно в физическом смысле.
Итак, пока нас нет на карте Вселенной. И Вселенной нет в жизни многих из нас. Эта нелюбовь довольно быстро пройдёт. Наше развитие в геометрической прогрессии, по экспоненте имеет два пути. Самоуничтожение или выход в бесконечность. Чтобы познать её, нам самим надо стать такими. Путь механического приспособления наших тел к космосу ради ресурсов - будет однобок, несоизмеримо с затратами и задачами сложен, возможно трагичен и приведёт в тупик. Уверен, многие сегодня чувствуют, что что-то не так с нами со всеми. Это касается не только области освоения космоса или нашего отношения к нему. Массовое бессознательное нам подсказывает некие изменения внутри ради сохранения вида. Это и есть наш путь Домой. К звёздам.
Уже во взрослом возрасте стал ловить себя на ощущениях, как будто вернувшихся ко мне из детства. Я стою поздно вечером во дворе своего дома и смотрю на звёзды. И уже тогда у ребёнка впервые появилось в груди щемящее чувство, не от обиды, не от ссоры, а от какого-то осознания ещё непонятно чего, но огромного и необъятного. Щемящее ощущение космоса, как никогда недостижимой мечты потом приходило снова и снова. И только во взрослом возрасте оно стало трансформироваться в приятное чувство. И в какой-то момент я понял, что это чувство пути домой. Чувство возвращения туда, где все началось. У него есть небольшой оттенок грусти. Потому что пока меня там не было, там наверняка все изменилось, а ты словно пропустил что-то важное. Пропустил жизнь, которая могла быть твоей. А ты жил чем-то другим. И вот теперь я иду домой. Назад к звёздам...