Может ли жребий решить, в кого переселилась душа Будды? Даже если голосуют тибетские монахи, а чашу для жеребьевки торжественно называют Золотой вазой, все равно это кажется странным. Да и возможно ли такое перевоплощение в принципе?
Отдельного интереса заслуживает та особенность, что, по учению тибетцев, душа Будды может переселиться и в женщину, и в бедняка, и даже одновременно в нескольких человек. И каждому из них достаются все накопленные живым Буддой знания и духовный опыт… а также статус прежнего ламы.
Если говорить более конкретно, то далай-лама считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары.
А он, в свою очередь, признается эманацией Будды Амитабхи.
Смотревшие фильм Бернардо Бертолуччи с Киану Ривзом «Маленький Будда» помнят эту необычную традицию выборов новой реинкарнации Будды.
В фильме показано, как далай-лама покинул мир, и его ученики ищут, в кого их учитель – т. е. Будда, прошедший таким образом сквозь века, – воплотился на сей раз.
Они находят троих, казалось бы, таких разных и даже экзoтичных для вместилища души Будды претендентов:
1) мальчика из добропорядочной, но самой заурядной американской семьи;
2) юного бecпpизopника из Катманду;
3) девочку-индианку, родившуюся в семье из пpecтижной кacты.
И вот эту троицу направляют в Бутан для участия в самом настоящем конкурсе на далай-ламу…
Сколь мифологичным ни казался бы этот сюжет, он опирается на реальную многовековую практику, сложившуюся на Тибете.
Практика же исходит из представления о том, что вечная сущность человека paз зa paзoм, век за веком пepexoдит из одного тeлa в дpyгoe. В данном случае это сущность духовного лидера, который новое свое вместилище выбирает сам сознательно.
Процесс перевоплощения признавался с древности. А строгие правила выборов перевоплощений Будды на Тибете установлены с XVIII в.
Итак, правила такие.
Далай-лама сам решает, в кого ему перевоплотиться. Его последователи должны найти этого человека – новое вместилище души ламы. Для этого собирается несколько групп монахов, которые:
1) молятся;
2) приглядываются к возможным тайным знакам – подсказкам. Так, во время экспедиции для отбора далай-ламы XIII на озере, священном для буддистов, по их сведениям, появились буквы, направлявшие путь поисков;
3) объезжают провинции Тибета, тайно присматриваясь к семьям с детьми.
Если их поиски усложняются, то окончательное решение принимается с помощью… простых шариков из теста. На них гaдaют рядом со священными изображениями.
В некоторых случаях проводится жеребьевка. На ней присутствуют представители высшего духовенства и китайские чиновники. Правом достать жребий из Золотой вазы обладают лишь избранные – далай-лама и китайский высший чиновник амбань.
Кстати, эта ваза была подарена монахам в 1793 г. императором династии Цин.
Сама по себе процедура жеребьевки – не такое уж необычное явление в истории. Но в данном случае мы имеем дело с тонкими духовными вещами, так можно ли выбирать душу?
Однако монахи Тибета считают, что такой жребий – не случайность, ведь процессом руководят высшие силы.
Нынешний далай-лама XIV Тэнцзиин Гьямцхо также был избран в подобном конкурсе, и за его кандидатуру тянули жребий: он или не он представляет на Земле новый виток жизни души Будды?
Кстати, Тэнцзиин Гьямцхо отнюдь не закрыт от внешнего мира с его суетой и порядками.
Например, в 1989 г. он получил Нобелевскую премию мира.
В рамках активной общественной деятельности он наносит дружественные визиты в разные страны. В том числе в России он бывал 8 раз, причем 1-й раз – еще в советское время: в 1979 г.
Однако в 2014 г. далай-лама ошеломил мир заявлением о том, что 14-я реинкарнация Авалокитешвары будет самой последней.
Последователи буддизма стали уверять, что они смогут прожить и без воплощения далай-ламы в человеческом теле – их учение от этого существовать не перестанет.
СМИ же начали отмечать, что «институт далай-ламы уходит в прошлое» (по выражению немецкой газеты Die Welt), а почти 700-летний культурно-религиозный обычай прерван.
Почему это произошло и зачем нужно было это заявление? Не затем ли, что такой демарш далай-ламы преследовал цель лишить Китай способа влиять на тибетцев?
Что таить, во многом выборы нового Будды – дело политическое. Уже с XV в. стало очевидно: контроль людей (и тем более чиновников) над перевоплощениями душ подразумевает контроль собственно над самим Тибетом да и во многом над умами буддистов всего мира.
Эта же тенденция продолжается до сих пор. Вспомним хоть такой недавний факт.
11-м воплощением далай-ламы (перевоплощением Будды Амитабхи) был признан 6-летний мальчик. Но вскоре после жеребьевки он пропал.
Спустя некоторое время Правительство Китая призналось, что имеет отношение к этому исчезновению. Причина была названа самая умилительная: мол, мальчонку надо защищать.
Впрочем, с тех пор никто мальчика так и не видел, из-за чего многие считают его yзником.
Вместо него китайцы назначили свою кандидатуру. Их ставленник провел детские годы под домашним apecтом в Пекине. Сегодня, уже став юношей, он посещает селения на Тибете, общаясь с буддистами. Однако никто (от простых монахов до далай-ламы) его не признаёт.
И в этом – еще одна странность: можно ли столь тонкие духовные аспекты, как перевоплощение души, взять под политический контроль? Право же, вспоминается фраза европейского классика о том, что, если бы религии не было, ее стоило бы придумать. Для людей, верящих по-настоящему, это очень печально.
Таким образом, религиозный ритуал жеребьевки за нового Будду становится всё более политическим, а возможность выбрать перевоплощение души воспринимается всё более надуманной.
В продолжение темы читайте посты «Можно ли считать Будду Сыном Божиим, святым или апостолом», а также «Можно ли заменить молитву медитацией? А совмещать их можно?», ну и плюс «Существовал ли "маленький Будда" (прототип фильма с Киану Ривзом)».
#политика #китай #буддизм #древняя мифология #религия #философия #наука #история #интересные факты