В большинстве своём мои воспитанники рисуют везде... Малыши (5-6 лет) - чаще, ученики начальной школы - уже реже. В самом рисовании нет ничего преступного, скорее наоборот. Ребёнок проявляет свои творческие способности. Но если это случается ежедневно и на любых поверхностях в школе и дома- то не вызывает восторга у педагога и родителей.
Сегодня хочу обратиться к родителям учеников, которые через год пойдут в первый класс. Но если актуально для других, добро пожаловать))) Буду рада, если статья поможет.
Не один год я пыталась с этим вопросом разбираться, теперь делюсь своими наблюдениями и выводами с вами. Чаще всего подобное случается у дошкольников, я буду говорить о них. Если ребёнок продолжает такое "творчество" в начальной школе или, тем более, в средней - причины могут быть несколько (или совершенно) иными.
Каковы же причины таких "зарисовок" у малышей (и иных школьников частично)?
Их, по моим наблюдениям, несколько:
- Скучно на занятии
Да-да, так бывает) И часто не потому, что педагог не старается сделать свои уроки интересными. А потому, что сейчас стали весьма популярными развивающие занятия для детей с года-двух-трёх лет. И дети приходят в "Школу будущего первоклассника" с разными знаниями и умениями. Новое для одного ученика оказывается давно изведанным и пройденным для 3-4 других. А педагогу ничего не остаётся, как следовать программе и ориентироваться на тех ребят, которые пока с материалом только знакомятся. Дифференциация возможна только в малых группах, где количество детей не больше 10 человек.
У меня всегда были и есть подобные воспитанники. В этом учебном году одна девочка умудряется успевать сделать все задания быстро и достаточно качественно, а в оставшееся время изображает узоры на своих кистях рук...Разного цвета пастами...
А в прошлом году учился у меня в группе мальчик Тимур, который так же имел способность сделать задания и после этого писать на руках, блокноте, парте, моих стик-закладках и даже одежде впереди сидящего ученика (фото не сохранилось, жаль). Парту мыл несколько раз, руки - регулярно.
- Тревожность
Часто малыши испытывают волнение и тревогу на уроках. Справиться с этим состоянием им помогает беспорядочное "чёрканье" в любых доступных местах. Это не обязательно связано с особенностями педагога, но бывает и такое. Когда темперамент учителя совершенно не подходит душевной организации и семейным привычкам ребёнка, малышу трудно справиться волнением и тревожностью на уроках. Но чаще причина в том, что сама ситуация школьного обучения для любого ребёнка новая, требуется просто время для адаптации.
- Гиперактивность
Иногда причиной художеств в неожиданных местах становится неврологический диагноз. Родители не любят сообщать об этом учителям. До поры, до времени... Только очень жаль, что эту пору и время они сами определяют. Сказали бы раньше, грамотный педагог нашёл бы способы помочь ученику, насколько это возможно в каждой конкретной ситуации.
- Особые способности к рисованию
Бывают дети, у которых дар... Они рисуют везде, где можно и нельзя. И в любое время, пусть даже это время урока. Здесь без комментариев.
"Что с этим делать, в конце-то концов", - спросите вы, родители. Для начала стоит определить причину.
Ну не лупить, это точно! Какова бы ни оказалась причина этих "художеств", поступать стоит твёрдо и спокойно.
Первое - говорить, что это некрасиво в большинстве случаев. Объяснять, доказывать. Если в семье есть система поощрений и наказаний, то применять её и к этому вопросу. Но ни в коем случае НЕ ОСТАВЛЯТЬ БЕЗ ВНИМАНИЯ! Иначе очень много лет школьной жизни мы будем наблюдать обрисованные пеналы, ластики, учебники и т.п.
Второе - вместе мыть (руки, пластиковые линейки, и то, что может отмыться). А если не отмывается, тоже МЫТЬ! С порошком... Щёткой. Чтобы показать, что не всё в этой жизни исправить можно.
Третье. Обязательно менять то, что грязное. Я прекрасно понимаю, что это затратно (новый пенал, закладки или линейки). Но иначе ничего не выйдет! Грязное - меняем, это даже не обсуждается. Если у ребёнка есть карманные деньги, стоит попросить его самому купить новое, очень хорошо работает! (о карманных деньгах и воспитании финансовой грамотности есть статьи у меня в блоге: ( см. здесь и далее).
Стик-закладки своим малышам я меняю сразу, как только их обрисовали. А если у меня нет в конкретный момент новой, я НЕ КЛАДУ закладку совсем. И когда малыш спрашивает, почему у всех есть, а у него нет- я объясняю, что он испортил, значит приклеит сам. Это не значит, что мне жалко))) Это педагогический ход.
Очень надеюсь, что мои личные наблюдения и выводы помогут родителям и ученикам. Если статья была полезной, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал. Давайте обсудим тему в комментариях.
Другие статьи про обучение и развитие дошкольников:
"Когда родителям дошкольника обращаться к логопеду?"
"Почему учитель начальных классов против кружков раннего развития? Если они похожи на школу".