Найти тему
Учитель первый твой

Почему ребёнок пишет буквы, цифры и целые слова "не в ту сторону", зеркально? И возможно ли это исправить?

Фото из сети для иллюстрации статьи
Фото из сети для иллюстрации статьи

Случаи, когда старший дошкольник или младший школьник зеркально изображает символы, в моей практике довольно частые. Иногда подобные проявления проходят быстро. Но бывают случаи, когда сопровождают эти сложности ребёнка много лет подряд. Предлагаю сегодня разобраться в причинах и способах коррекции таких моментов.

Причины зеркального написания символов:

  • Леворукость

Бывает, что у ребёнка ведущая рука изначально левая. Но его "переучили" из добрых побуждений. Не всегда это грозит ощутимыми последствиями, но очень часто приводит к нарушениям письма и чтения.

Кроме того, по моим личным наблюдениям, у левшей, которых не переучивали и дали им возможность идти своей уникальной дорогой в обучении, тоже явление "зеркального написания" встречается нередко. Это особенности восприятия. Просто проходит оно безболезненно и сравнительно быстро.

Есть ещё и дети - амбидекстеры - "двурукие", которые долго не могут определиться с ведущей рукой и перекладывают ручку, ложку или карандаш постоянно из одной руки в другую. У них тоже наблюдается это явление и многие другие сложности. Но это тема отдельной статьи.

  • Недостаток знаний и тренировки навыка

Когда ребёнок только приступает к освоению символов, явление "зеркала" встречается весьма часто и является вариантом нормы. Просто потому, что малышу нужно время, чтобы запомнить правильный образ буквы или цифры. Особенно, если ребёнку на момент обучения года 3 или 4 (разные школы раннего развития).

  • Трудности зрительно-пространственного восприятия, связанные с недостаточным развитием зон мозга

Этот пункт, пожалуй, может включать в себя и два предыдущих. Но трудности могут быть связаны с недоразвитием височно-теменно-затылочной области коры головного мозга (зоны ТПО). О том, что есть подобная причина говорят следующие симптомы (кроме зеркального написания символов):

  1. Трудности запоминания маршрута.
  2. Избегание игр в конструктор, постройку замка.
  3. Значительные нарушения в пропорциях рисунков.
  4. Постоянные ошибки в определении право-лево, верх-низ, над-под и проч.

Причин может быть и несколько. Лучше всего пройти диагностику у грамотного специалиста (нейропсихолог).

Как же помочь ребёнку? Первое, безусловно, важно определить причину.

Второе - помогут разнообразные упражнения для развития зрительно-пространственного восприятия. Лучше это проводить в игровой форме, но обязательно систематически. Примеры таких заданий (для старших дошкольников):

  • Рамка для ориентации в пространстве

Ребёнку предлагается квадрат, который поделен на сектора. Их нужно заполнить по инструкции: "В центре рамки нарисуй солнышко, слева от него грибочек. В правом верхнем углу - тучку. И т.п."

  • Графические диктанты

Проводятся такие диктанты для малышей, как правило на слух. Есть описание, которое читает взрослый, а ребёнок выполняет инструкцию. Например: "Две клетки влево, одна клетка вниз, три клетки вправо...." и проч. В завершении такого диктанта получается рисунок по клеткам.

Пример из сети
Пример из сети
  • "Робот", "Навигатор"

В комнате (учебном кабинете) взрослый прячет предмет. Чтобы найти эту вещь, ребёнок должен следовать инструкциям: "Сделай 2 шага вперёд, повернись налево, сделай 3 шага вперед и т.п.".

В "Навигатор" можно играть по пути домой из детского сада или в иных похожих передвижениях по городу. Ребенок двигается и комментирует каждый поворот, словно программа в автомобиле.

  • "Изобрази вторую половину симметрично"

Даётся половина изображения по клеткам, нужно дорисовать его вторую половину симметрично.

Пример из сети
Пример из сети
  • "Изобрази вторую половину зеркально"

Даётся полное изображение, предлагается сделать рядом аналогичное, но в зеркальном отображении. Формулировка задания: "Нарисуй так, чтобы страусы соприкасались клювами".

Из личного архива
Из личного архива
  • Работы с узкой рабочей строкой

В прописях или линованных тетрадях предлагаем закрасить узкую рабочую строку заданным цветом, поставить точки на верхней строчке, поставить полосочки на нижней строчке и проч.

Заданий для корректировки очень много, идеально сможет составить программу специалист.

Но и родителям, у которых ребёнок регулярно зеркалит буквы и цифры, можно попробовать использовать эти упражнения в игровой форме. На занятиях в "Школе будущего первоклассника" в нашей гимназии я использую такие задания в самом начале - на диагностике уровня развития нового ученика; и далее на уроках, для развития умения ориентироваться в пространстве.

Спасибо за ваше внимание к моему каналу. Буду рада, если мои статьи станут полезными для учителей и родителей. Сможем обсудить тему в комментариях.

На канале есть и другие статьи о развитии старших дошкольников и подготовке к школе: