Найти в Дзене
Учитель первый твой

Зачем ребёнку деньги? Или что такое "финансовая грамотность". Часть 1

«Мы можем не суметь подготовить будущее для наших детей, но мы точно можем подготовить наших детей к будущему!» — Франклин Рузвельт ЧАСТЬ 1 Для всех нас (и родителей, и педагогов) очень важно, чтобы ребёнок вырос достойным членом общества, занял своё место в нём, был самодостаточным и счастливым. Это невозможно без развития у ребёнка финансовой грамотности. "Финансовая грамотность - сочетание осведомлённости, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами..." Википедия Если сказать проще – нужно научить ребёнка обращаться с деньгами (накапливать, тратить грамотно, понимать ответственность за свои долги, зарабатывать), воспитывать хорошие финансовые привычки, знакомить с основами экономики и экономических отношений и многое другое. Сразу возникает резонный вопрос – когда это стоит начинать делать и каким образом? Я - мама двоих детей и педагог. Делюсь своими знаниями, размышлениями и опытом по этому вопросу. Дошкольный возраст (и раньше) На самом деле надо начи
Часть 1Источник фото pediatrinfo.ru
Часть 1Источник фото pediatrinfo.ru

«Мы можем не суметь подготовить будущее для наших детей, но мы точно можем подготовить наших детей к будущему!»

— Франклин Рузвельт

ЧАСТЬ 1

Для всех нас (и родителей, и педагогов) очень важно, чтобы ребёнок вырос достойным членом общества, занял своё место в нём, был самодостаточным и счастливым. Это невозможно без развития у ребёнка финансовой грамотности.

"Финансовая грамотность - сочетание осведомлённости, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами..."
Википедия

Если сказать проще – нужно научить ребёнка обращаться с деньгами (накапливать, тратить грамотно, понимать ответственность за свои долги, зарабатывать), воспитывать хорошие финансовые привычки, знакомить с основами экономики и экономических отношений и многое другое.

Сразу возникает резонный вопрос – когда это стоит начинать делать и каким образом? Я - мама двоих детей и педагог. Делюсь своими знаниями, размышлениями и опытом по этому вопросу.

Дошкольный возраст (и раньше)

На самом деле надо начинать раньше.... Ну в смысле, начинать воспитывать эту самую финансовую грамотность до 3 лет очень просто. Брать малыша с собой в магазин. Он будет видеть, что вы покупаете товары, и что потом за них отдаёте деньги. Ребёнок начинает понимать, что нельзя взять просто так и не расплатиться. А ещё он видит, что иногда вы даёте не деньги, а специальную карточку. Всё это можно и нужно объяснять. Дети очень любопытны. А ещё надо, (да, и без этого не обойтись), каждый раз объяснять ребёнку, что сотую машинку в его коллекцию покупать мы не будем и почему.

В дошкольном возрасте уже будет здорово играть с ребёнком в супермаркет (или обычный магазин). Это ролевая игра, и она не только для девочек (как, почему-то, думают некоторые родители). Хорошо, если будет касса и игрушечные деньги, которые похожи на те, что у нас ходят в обращении. А можно брать и настоящие. Открывается большой простор для развития и математических навыков в том числе. Моему сыну скоро 5 лет. Его очень интересуют многие финансовые вопросы. На фото наш минимальный набор для ролевой игры. Ещё есть игрушечные кредитки, наборы игрушечных овощей, фруктов, иных продуктов питания. Но больше всего сын любит именно ситуации покупки-продажи разыгрывать. Мягкая игрушка (её вожу я, чаще сестра Соня) приходит в магазин и начинает общение с продавцом. Она капризничает, ей не всё нравится, что предлагают; потом она торгуется. Сын выбирает роль продавца. Он учится таким образом ещё и выстраивать коммуникацию с разными людьми, не бояться отвечать , быть вежливым, но держать свою линию.

Из личного архива
Из личного архива

Кроме этого, рассказывайте малышу о своей работе. Что вы выполняете определённые обязанности (говорите, какие) и за это получаете оплату (озвучивайте, какую), что разные люди и работают по-разному, и получают тоже. Расскажите, кем работает папа, кем работает (или позже будет работать) мама. Ребёнку нужно понять, что деньги берутся не из воздуха, а появляются только в случае, если человек прикладывает определённые усилия, чтобы их получить. Ближе к 6-7 годам можно говорить, какие профессии более оплачиваемы, а какие менее (на данный момент). Но при этом не забывать сообщать ребёнку о том, что работу и будущее стоит выбирать по своим желаниям и, главное, по способностям.

Именно в дошкольном возрасте ребёнку лучше завести копилку. Красивую и большую, которую вы вместе приобретёте. А ещё надо, чтобы она не открывалась снизу))) Вот есть такие, яркие, большие и цельные. Чтобы достать деньги, копилку нужно разбить. И тут начинает работать важный психологический момент. . . Бить её жалко, если малыш выбрал сам.

И тут же возникает следующий вопрос - что в эту копилку класть. Наверное, логичнее было этот абзац поместить перед предыдущим... Но нет)) Дело в том, что родители совершенно по-разному смотрят на понятие "карманные деньги". И следующая часть моей статьи могла бы быть (и будет дублирована) в другой части ( в зависимости от мировоззрения родителей). Очень по-разному относятся современные родители к вопросам:

  • нужны ли эти самые карманные деньги ребёнку;
  • если нужны, когда начинать их выдавать;
  • сколько это в рублях и с какой периодичностью ребёнок должен их получать; а главное, за что???

На эти и иные вопросы я отвечу в других своих статьях. Продолжение следует. Утомила уже вас, наверное )))

Подписывайтесь на мой блог, ставьте лайки и пишите в комментариях о том, что волнует вас по этой теме. Мне это важно .