Найти в Дзене
Охотник за Мечтой

Шаманские психотехники в боевых искусствах: от бубна и костров к большому спорту

Оглавление
В поисках эффективных психотехник я прошёл путь от традиционного подхода до научно обоснованных методик
В поисках эффективных психотехник я прошёл путь от традиционного подхода до научно обоснованных методик

Пляски под луной

Осень 2012-го. Ко мне на тренировки в Перунову Слободу едет парень с Краснодарского края. Дима ещё не знает, какая встреча его ждёт. Соратники привезли его уже поздно вечером, когда вся группа вышла на тренировочную площадку в речной лог, окружённый лесом. Над головой - проседь Млечного Пути, луна ещё не поднялась над зазубринами еловых макушек. В логу горит костёр. Человек возле него фланкирует двумя мечами.

Я не слышал, как подошёл Дима и присел у костра с остальными. Я был занят боевым плясом. Нет, не с мечами. Фланкировка никогда особо меня не занимала. Мне был интересен боевой транс и его возможности. Пляс - традиционный способ войти в транс.

В трансе нет ничего загадочного и сверхъестественного. Это всего лишь сужение фокуса внимания. Во время пляса боец уходит в себя, переставая замечать происходящее вокруг. При этом кинестетическое чувство (ощущение положения тела в пространстве) кратно обостряется. Например, таким образом, я однажды выполнял "метелицу" (форма боевого пляса) на краю обрыва с закрытыми глазами. Кинестетическое чувство при этом обострено настолько, что не видя самой площадки, ты очень хорошо её чувствуешь, физически ощущая как далеко сместился о условного центра.

Впоследствии эти разработки были результативно воплощены в методиках засечного боя, где чувство пространство критически важно для результативных действий.

Возможности транса

Дима был одним из первых бойцов, участвовавших в экспериментах Перуновой Слободы по претворению опыта изменённых состояний сознания в тренировках по засечному бою. За нашей спортплощадкой раскинулось широкое поле, на которое вечерами мы выходили тренироваться под лунным светом. Тогда, обучаясь сначала входить в транс через пляс, мы постепенно усложняли задачу, стараясь сохранить эффект обострённой кинестетики в ролевых боях. Результаты были крайне интересными.

Выходя на схватку с численно превосходящим противником, боец мандражирует и, порой, перегорает, поскольку зацикливается на возможных негативных для себя последствиях такого столкновения. Транс позволяет максимально погрузиться в переживания текущего момента, раствориться в своём движении и отключить мешающий ведению боя "поток сознания".

При этом важно понимать, что транс не раскрывает никаких сверхспособностей и не дарует неуязвимость. Он лишь позволяет максимально обострить чувство тела, что даёт бойцу возможность выложиться на все 100.

Пляс, используемый воином в качестве ключа, является тем стимулом, который позволяет предельно сузить фокус внимания на мельчайших нюансах движения тела и сделать само движение максимально экономичным. То же самое происходит и с марафонцем после преодоления некоего порога: эффект "второго дыхания" связан с изменением состояния сознания спортсмена.

Костёр, бубен - это всё внешние раздражители, которые говорят с бессознательным на языке ритма (как и пляс), а ритм нужен, чтобы затормозить работу лобных долей. Ритм - это повторение, указание мозгу на то, что ничего нового вокруг не происходит, а значит можно направить внимание внутрь себя. Так легче погрузиться.

"метелица" с ударами
"метелица" с ударами

Боевой транс большого спорта

Если изменённые состояния сознания действительно повышают эффективность бойца, то почему же они не используются сегодня в большом спорте? Используются.

Наиболее наглядный пример - тайский бокс с его музыкой, ритуальным плясом и пр. Иной дурак может сказать, что есть бойцы, которые никаких плясов не совершают, но это не мешает им побеждать. Совершают. Потому что каждый профи, прежде чем выйти на ринг разминается в раздевалке так, что с него пот течёт. Эта разминка - и есть боевой пляс. Ибо настоящий боевой пляс - не что иное, как повторение базовых движений в адекватном темпе. В ходе разминки боец самопогружается настолько, что перестаёт замечать всё вокруг себя. Для него не существует зритель, для него существует только противник и собственное тело, как инструмент победы.

Впрочем, всё это касается не только боевых искусств, но и любых иных видов спорта, где необходимо демонстрировать исключительное владение собственным телом: предельная сосредоточенность на нюансах своих движений - ключ к успеху. А эту сосредоточенность и даёт транс, который есть изменённое состояние сознания, практически не используемое нами в быту ввиду отсутствия таковой необходимости. Очень хорошо об этом пишет в своих книгах советский и российский спортивный психолог Анатолий Алексеев. К его книгам и адресую интересующихся темой.

А завершу свою публикацию мыслью о том, что обращаться к историческим методикам полезно лишь для того, чтобы понимать ту суть, которую вкладывали в них древние, но не пытаться подражать, дабы не превратиться в героиню басни Крылова "Мартышка и очки". Пытаться слепо копировать психотехники прошлых эпох, это всё равно, что в XXI столетии ходить в лаптях. Если бы Будда снизошёл в 2021 году в Индию, он бы за голову схватился: "Неужели они так и не сумели развить моё наследие?!"

Рудияр

Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК

#психология #боевые искусства #спорт #рукопашный бой #традиция #психотехники #путь воина #ринг #история #тренировка