Заметки с IV международного интерактивного фестиваля современного искусства
Текст: Галина Мумрикова
Если откровенно, то особых находок я на ярмарке не нашла. Такое впечатление, что все это мы уже видели. Академия Artlife вовсю пиарила своих художников, и судя по тому, сколько народу толкалось у стойки Академии, то научиться рисовать хотят очень многие. Радоваться ли такому массовому интересу к живописи или нет, покажет будущее. Может, и не нужно рваться во всякие там Суриковки, Строгановки, Репы и т.д, если за короткий срок вас научат рисовать настоящие профи.
Сразу при входе в Манеж посетителей встречало большое полотно тайваньского художника Уилл Юй. Девочка, маски, сзади – карта мира. На злобу дня и назло пандемии. Ну, и чтоб не забывали, в какое время живем.
Среди хедлайнеров фестиваля самые разные художники из разных стран, которые продемонстрировали высокий уровень техники, но не самый высокий уровень концептуальный. Вряд ли ошибусь, если скажу, что на ярмарку выставочного лидера современного искусства – Сosmoscow – не взяли бы практически никого. Если только испанца Хуана Мигеля Паласиоса, который был и реалистом, и муралистом, и стрит-артом увлекался. И вот свой авторский стиль – без холста, на виниловой пленке. Смело, нечего сказать. Необычно. Впечатляет.
Работы Марка Теннанта я видела в Сан-Франциско в 2009-м, когда он преподавал в Университете академии искусств. Типичный американский фигурант, изобличающий образ жизни своих соотечественников. Страшно любит рисовать подростков с их максимализмом во всем.
Пожалуй, больше всего публика торчала у картин Аранцасу Мартинес. На фоне ее «Вечной жизни» не фотографировались только ленивые (сейчас это модно сниматься на выставках). Дочь скульптора, Мартинес училась академической живописи, но потом ее привлекло создание сложных композиций где-то на грани реализма, символизма с некими романтическими нотками. В мастерстве ей, конечно, не откажешь.
Лично мне ближе работы Насти Миро. Проект «Взгляд на Восток» (холст, темпера) привлекает свежестью трактовки. В ее работах прослеживается собственная мысль, а не какие-то «задворки» представлений о пресловутом Востоке.
А вот три аквалериста. Это, во-первых, Онг Ким Сен из Сингапура. Да, его работы есть даже в коллекции королевы Великобритании, и на аукционах Sotheby’s он тоже продавался. И его Восток, выраженный в акварели, необычен тем, что он… обычен, он настоящий, и зритель верит каждому штриху. Испанский художник Пабло Рубен с акварелью работает последние 15 лет, преподает, устраивает мастер-классы в разных странах, и основная тема его творчества – архитектура, индустриальный пейзаж. Рукие Гарип – из Турции. Она в свое время были и стилистом, и керамистом, и преподавателем живописи для детей. Акварель у нее такая классическая, слегка меланхолическая, нежная, ну, словом, женская.
Галерея Askeri, помимо Хуана Паласиоса, показала на выставке работы Глеба Скубачевского, столь виртуозно балансирующего между дизайном и живописью. А еще скульптурой. Он учился у таких «столпов» современного искусства, как Айдан Салахова и Сергей Оссовский. Арт-объекты Скубачевского необычны хотя бы тем, что их вряд ли понимает неподготовленная публика. Впрочем, молодежи нравится все такое непонятное.
Не совсем понятно, чем привлекательна пастель Валерии Куликовой. Напоминает фотографию и фотошоп. Красиво, но мысли тут не вижу. Посмотрела иллюстрации художницы в Инете – вот там все неплохо.
И, наконец, еще один тайваньский художник. Это Ло Чан Пенг. Его демонические женские портреты несколько странные, но имеют оглушительный успех у пресыщенной реализмом и символизмом публики. Все женщины, дети и подростки на его картинах не то ведьмы, не то вампирши, которые вот-вот выйдут за живописные рамки и вцепятся вам в горло. Но вот же нравится такая живопись, такой вампирный реализм.
А вообще срез живописи на фестивале настолько разнообразен, что уловить какую-то концепцию было просто невозможно, но какой-то новой реальности здесь не было и в помине. В чем она выражалась конкретно? Думаю, что устроители вряд ли ответят на этот вопрос.
#искусство#современное искусство#
artfest#фестиваль современного искусства#
выставочный зал Манеж