4 ноября 1612 года объединенные силы ополчения штурмом взяли укрепления Китай-города, которые защищал польско-литовский гарнизон. Возможно, именно тогда, в борьбе с литовскими интервентами и сторонниками Семибоярщины, русские люди почувствовали себя народом
Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»
Как ни странно, первым литератором, написавшим о русской Смуте (не считая летописцев), был испанский театральный мэтр Лопе де Вега. Его перу принадлежит пьеса «Великий князь Московский, или Преследуемый император», в которой вовсю действуют Дмитрий Самозванец (правда, испанец считал его законным царем) и Марина (Маргарита) Мнишек. Драматург никогда не бывал в России и узнал о московской драме, по-видимому, из польских источников. Плодовитый испанец написал свою драму в разгар событий – в 1605 году. Кстати, Дмитрий у него – не сын, а внук Ивана Грозного. Кульминация противостояния – поединок Дмитрия Фёдоровича (он у испанца – сын царя Фёдора Ивановича) с родным дядей – Борисом Годуновым. Самозванец закалывает Бориса и становится царем. Неудивительно, что такая вольная трактовка русской истории в нашей стране интереса не вызвала. Пьесу полностью опубликовали на русском только в конце ХХ века. Она интересна как казус, как свидетельство интереса к Москве, который испытывали даже в далекой Испании. Уже тогда, в начале XVII века. В России светской литературы и театра в то время не существовало.
Рука всевышнего отечество спасла…
Как только русская литература обратилась к образам отечественной истории, на страницах журналов и книг, а также на сцене появились образы Смутного времени. Авантюристы, злодеи, самоотверженные герои. Эпоха крайностей привлекала колоритными личностями. Это началось давным-давно. Еще первый русский профессиональный литератор – Александр Сумароков – самую известную свою трагедию посвятил Димитрию Самозванцу. Это – начало Смуты. Сумароков был не только поэтом и драматургом, освоившим дюжину почти несовместимых жанров, но и историком, который особенно увлекался прошлым Москвы. А Белокаменная – одна из главных героинь Смутного времени. С этим, скорее всего, связано и сумароковское внимание к этому трагическому времени. Каноны классицизма требовали четкого разделения на образцовых героев и разрушителей. На тех, кто готов всем пожертвовать ради высокой идеи – и на индивидуалистов, сметающих всё со своего пути ради пустого честолюбия. Таким исчадием ада стал в пьесе Сумарокова Димитрий Самозванец. Не только честолюбец, но и тиран, одержимый идеей уничтожения Москвы, русского государства и православного народа. Люди для него – только «прах под ногами» и «ползающа тварь и черви». Какое уж тут просвещение! Сгущать краски поэт не стеснялся. Кредо Самозванца таково:
Блаженство завсегда народу вредно:
Богат быть должен царь, а государство бедно.
Ликуй, монарх, и все под ним подданство, стонь!
Всегда способнее к труду нежирный конь,
Смиряемый бичом и частою ездою
И управляемый крепчайшею уздою.
Князь Пожарский, скромный герой
Его страсть к убийствам и ненависть к России трудно объяснима. Но громогласные монологи, которые сочинил Сумароков, обеспечивали актерам овации. Кстати, положительные герои – боярин Шуйский и другие – удались поэту в меньшей степени. И для актеров они не представляли такого интереса. Пресноваты. Так бывает с образцовыми персонажами.
Шульпяков исследует смерть царевича Димитрия
Народ восстает против Димитрия и свергает его. Сумароков дерзновенно подчеркивает, что в истории есть эпизоды, когда без права на восстание с бедой не справиться.
Всё это не слишком похоже на историю Димитрия, но Сумарокову необходима была притча о разорении и спасении государства. О том, что гибель первого Самозванца не остановила Смуту, он в этой трагедии не задумывается. Это остается за кадром.
Сумароков – по натуре человек разбросанный, богемный – был сознательным сторонником сильного государства, которое способно дать своим подданным не только защиту, но и просвещение, а просвещенным людям – обеспечить права и личное достоинство. И нужно служить этому государству – сообразно собственным талантам.
Самую известную драму о зарождении Смутного времени написал, несомненно, Александр Пушкин.
Это «Борис Годунов», русская историческая хроника, созданная в большей степени для чтения, чем для сцены. Пушкин посвятил своего Годунова светлой памяти Николая Карамзина – и действительно, во многом он следовал канве карамзинской «Истории государства Российского», добавив к ней глубину психологической проблематики. Многое остается без ответов – и в этом мудрость пушкинских исторических сцен. Как и в добродушной иронии, которой проникнуты многие эпизоды «Бориса». А великую ремарку «народ безмолвствует» можно считать ключом к началу русской Смуты. Лучше всех поняли эту трагедию Модест Мусоргский и Фёдор Шаляпин. Первый написал оперу, а второй – годы спустя – сумел воплотить образ Бориса с нечеловеческой силой.
Полностью текст читать здесь.
#день народного единства #празднуем #русская история #история россии #интересно