Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Принцы Конде – упущенный шанс

В апреле 1525 года произошло событие оказавшее серьезное влияние на всю последующую историю Франции. В возрасте 35 лет, без потомства, скончался Карл Алансонский – первый принц крови королевства (до рождения первого сына у Франциска I, именно он был наследником короны). Братьев (законнорожденных) у него тоже не было, и он был единственным законным потомком своего отца Рене.

Карл Алансонский был последним представителем младших Валуа-Капетингов, примечательно, что эта ветвь была самой «младшей», так как ее основал еще младший брат Филиппа VI, также носивший имя Карл. И во Франции не осталось больше Валуа, кроме самого короля Франциска I и его сыновей, пока еще всех трех – Франциска, Генриха (будущего короля) и Карла.

Карл IV Бурбон (1489-1537), дед Генриха Наваррского и отец первого принца Конде
Карл IV Бурбон (1489-1537), дед Генриха Наваррского и отец первого принца Конде

Таким образом, несколько неожиданно для самих себя право наследования короны в случае пресечения старшей линии, получил род Бурбонов. К слову, и у самих Бурбонов, в роду угасли все линии кроме самой младшей – во главе которой в 1525 году фактически стоял Карл Бурбон, граф Вандом. А в 1527 году после гибели старшего родича-изгнанника, коннетабля Карла Бурбона, он стал главой дома Бурбонов уже бесспорно.

Итак, по итогам Религиозных войн своё законное право на корону Франции завоевал Генрих IV – потомок Карла IV Бурбона, графа Вандома, после, как известно, гибели последних Валуа - Генриха III и его брата Франциска. Но Генриху IV, как и трем подряд его предшественникам, грозила опасность уйти в мир иной, не оставив прямого наследника, передав корону ближайшему по старшинству родичу. И вот здесь впервые появился шанс (не такой уж и призрачный, а вполне прозрачный) добиться престола еще одной младшей ветви потомков Гуго Капета. Речь идет о ветви Конде-Бурбонов, основателем которой стал Людовик I, первый принц Конде, самый младший брат Антуана Бурбона, отца Генриха Наваррского.

Людовик I Конде 1530-1569
Людовик I Конде 1530-1569

Фактически, Генрих Наваррский стал королем 2 августа 1589 года, короновался в 1594-ом. Его ближайший по старшинству родич, двоюродный брат Генрих Конде, второй принц Конде, скончался в 1588-ом, оставив лишь беременную жену Шарлотту де ла Тремой, которую не без оснований подозревали в отравлении и даже измене мужу. Впрочем, угасание ветви Конде на этом этапе не грозило, так как у Генриха Конде было двое братьев, светских сеньора – Франсуа, первый принц Конти и Карл, граф Суассон. Кроме этого был еще и третий брат – Карл, архиепископ Руана.

Старший Конде был соперником своего кузена, и Генриха Наваррского самого подозревали в том, что он приложил руку к устранению противника. Как бы то ни было, дело замяли, оправданная Шарлотта родила сына, который был признан Наваррским, законным наследником своего кузена. Таким образом, родившийся в сентябре 1588 года Генрих Конде, третий принц этого рода стал и наследником короля, будучи его двоюродным племянником.

Пасьянс игры престолов складывается порой самым неожиданным образом – иногда корону надевает тот, при чьем рождении это казалось немыслимым, учитывая количество претендентов с более высокими правами. Причем, случалось, что это происходило при отсутствии глобальных переворотов и узурпаций. А вот Генриху II Конде, третьему принцу этого рода, не повезло дважды – два раза в его жизни складывалась ситуация, когда он считался чуть ли не верным наследником престола, и оба раза трон уплывал из его рук, тогда, когда до него было уже рукой подать.

Генрих II Конде (1588-1646)
Генрих II Конде (1588-1646)

Первый период – это детство Генриха до 1601 года, вплоть до рождения первого законного сына Наваррского, будущего короля Людовика XIII. Вообще, несчастный брак Генриха с Маргаритой Наваррской никогда не давал мне покоя, и я даже высказывал несколько экзотическую версию – что если это было ловушкой Екатерины Медичи? Но в любом случае, второй брак короля решил проблему наследника престола.

Казалось бы, с двумя королевскими сыновьями (третий – Николя, не дожил до совершеннолетия), корона безнадежно уходила из рук Конде, но в 30-х годах XVII столетия, уже у давно возмужавшего Генриха Конде появляется вполне определенный второй шанс. Людовик XIII глубоко несчастен в браке, год идет за годом, а детей нет. Вот только в отличии от истории с отцом и Маргаритой Наваррской, здесь всем понятно, что проблема на этот раз в муже, а не в жене. В таком случае, очевидным наследником короля является его родной брат – Гастон Орлеанский, но у Гастона тоже нет сыновей – его единственный законный наследник-мальчик родится поздно и проживет всего два года.

-5

Так что, Генрих Конде многим видится пусть и не как очевидный, но вполне потенциальный будущий король Франции - теоретически после смерти Людовика XIII, королем становится Гастон, а уж после него – Конде, у которого есть наследники. Но осенью 1638 года, Анна Австрийская родила первенца – будущего Короля-Солнце, а ровно через 2 года и Филиппа – второго сына.

Вот здесь шансы на корону у семьи Конде и закончились. Хоть линия Гастона Орлеанского на нем и прервалась, новая Орлеанская семья, родоначальником которой стал Филипп, брат Людовика XIV, оказалась очень живучей, и сама пережила, как и старшую ветвь Бурбонов, так и род принцев Конде, обе ветви которого угасли в начале XIX века.