Найти в Дзене
История нашего мира 2.0

Падение Афин

87-86 годы до н.э. Восточное Средиземноморье

Идет война Рима с царем Понта Митридатом VI Эвпатором (1).

Армия римского проконсула Луция Корнелия Суллы обложила Афины и Пирей.

Оставив часть войск осаждать Афины, которые защищал тиран Аристион, сам Сулла попытался взять штурмом Пирей, обороной которого руководил Архелай, военачальник царя Митридата.

С первых же дней у Суллы в Пирее оказались союзники. Двое рабов из Пирея, привлеченные к обороне стен, делали надписи на свинцовых шарах, которые они метали из пращи в римлян. В надписях сообщалось, что намерен Архелай и его командиры предпринимать против римлян.

Благодаря этим информаторам Сулла узнал о вылазке, которая была направлена против римлян, возводящих насыпь против стен Пирея. Сулла устроил засаду и разгромил воинов Архелая, которые вышли из Пирея за стены.

Однако несколько дней спустя ночью Архелай организовал еще одну вылазку, в ходе которой защитники Пирея сожгли одну из римских осадных башен, а против другой возвели свою башню.

Из Малой Азии в помощь защитникам Пирея прибыл Дромихет. Объединенная армия Архелая и Дромихета вышла за стены Пирея и начала теснить римлян. Мурена пытался удержать своих от бегства. И тут появился легион, который ходил за строительным лесом - в котором было много штрафников (провинившихся воинов). Штрафники с такой яростью атаковали понтийцев, что загнали их обратно за стены. Две тысячи убитых воинов Архелая и Дромихета насчитали римляне на поле боя. За эту доблесть Сулла снял со штрафников их наказания.

Правитель Афин, тиран Аристион также весьма умело оборонял Афины, то и дело нанося римлянам серьезный урон.

Едва ли не каждый день шли бои под стенами Афин и Пирея. Их окружили осадными машинами. Когда для их изготовления не хватило деревьев, Сулла приказал вырубить священную рощу, насаждения в Академии, богатый лесом пригород Афин Ликей, все деревья в районе Мегар и Элевсина. С каким размахом вели римляне осаду говорит тот факт, что ежедневно на осадных работах использовали десять тысяч пар мулов. Но дело продвигалось плохо. Афиняне весьма умело оборонялись. А потому то и дело сгорали осадные машины, а некоторые рушились сами под своей тяжестью.

Расходы были ужасные. Потому Сулла начал искать источники финансирования своей армии и осадных работ.

По его приказу римляне начали изымать сокровища храмов и святилищ Эллады. Были ограблены храмы Эпидавра, обчистили сокровищницу Дельф.

Луций Лициний Лукулл по велению Суллы занялся чеканкой монеты на Пелопоннесе. Кстати, монеты настолько качественной, что она десятилетия спустя после этих событий весьма ценилась в восточных провинциях Рима и прилегающих к ним государствах.

Луций Лициний Лукулл
Луций Лициний Лукулл

Этой монетой Сулла расплачивается со своими воинами и поставщиками военного снаряжения и продовольствия. Но с последним были проблемы. Подвоз его затруднен, так как на море господствует флот Митридата.

С наступлением зимы Лукулл был отправлен в Ливию и Египет, собрать флот, чтобы вытеснить флот Митридата (2).

Однако не только армия Суллы терпит лишения.

В Афинах голод.

Медимн пшеницы стоит тысячу драхм. Горожане питаются ромашкой, растущей вокруг акрополя, варят сандалии и лекифы. Голодают даже жрецы. Продовольствие есть лишь у Аристиона и его воинов, но тот и слышать не желает о сдаче города римлянам. Когда члены городского Совета и жрецы пришли к Аристиону и умоляли его пожалеть Афины и заключить соглашение с Суллой, тот велел лучникам обстрелять их из луков.

Аристион настолько уверен в своих силах, что едва ли не ежедневно со стен города оскорбляет самого Суллу и его супругу Метеллу. Многие из афинян копируют в поседении своего тирана, осыпая насмешками римлян и их военачальников, и тем самым приводя в ужас остальных горожан.

Желая посмеяться, Аристион как-то послал к Сулле якобы для переговоров трех своих приятелей. Те, принятые римским военачальником, вместо того, чтобы вести разговор по существу, следуя наставлениям Аристиона, начали рассказывать Сулле про Тесея, об Эвмолпе, о войнах Афин с персами. Проконсул немного послушал посланцев Аристиона, а затем выгнал со словами: «римляне послали меня в Афины не учиться, а усмирять изменников».

Прогнать - прогнал, а защитники как отбивали все штурмы, как жгли осадные машины, так и продолжали с успехом обороняться.

-3

Архелай пытается помочь Афинам. Он приготовил транспорт с продовольствием, который должны были провести в Афины там, где римляне не ждали. Но прилетели свинцовые шары с надписями и Сулла перехватил продовольствие себе.

В тот же день пришла весть еще об одном успехе римлян.

Трибун Мунаций нанес поражение Неоптолему, второму человеку в армии Архелая. Неоптолем потерял в этом сражении тысячу пятьсот воинов убитыми и около двух тысяч пленными.

Вскоре римляне ворвались на одну их стен Пирея, но были сброшены со стены подоспевшим резервом Архелая.

Зато из баллист обрушили оборонительную башню, которую воздвиг Архелай.

Затем Архелай перехитрил римлян. Подозревая, что среди защитников Пирея есть предатель, он послал в Афины груз хлеба, дав команду своим атаковать осадные машины римлян в момент, когда те будут заняты перехватом хлеба. В итоге Сулла захватил хлеб, а Архелай сжег часть римских осадных машин.

И такие эпизоды приходились едва ли не на каждый день осады Афин и Пирея.

Трудно сказать сколько бы еще стоял Сулла под Афинами и взял ли бы он город, для помощи которого на севере Эллады скапливались войска царя Митридата, если бы не болтливость греков.

Один из римских лазутчиков, хорошо знающий греческий язык, добравшись в темноте под самые стены Керамика, подслушал разговор двух стариков из ветеранов афинской армии. Они вовсю костерили тирана Аристиона, что тот не поставил воинов для охраны подступов к стене у Гептахалка, в том единственном месте, где враги могут легко перебраться через стену.

Лазутчик доложил об этом разговоре командующему. Сулла лично в ближайшую же ночь проверил информацию лазутчика, посетил названное место, внимательно осмотрел его и назначил на следующую ночь штурм города.

Для отвлечения внимания защитников, главные силы римлян под командованием самого Суллы штурмовали город между Пирейскими и Священными воротами, где им к полночи удалось проломить оборонительную стену. Аристион бросил все силы на отражение прорыва. А тем временем другая часть римлян ворвалась в город через стену у Гептахалка, которую оборонял всего один воин.

Осада Афин войсками Суллы
Осада Афин войсками Суллы

Услышав боевой клич римлян, который несся уже из города, дрогнули защитники стены между Пирейскими и Священными воротами, и Сулла с главными силами ровно в полночь вступил в Афины.

Аристион сжег Одеон, где был лес для осадных машин, и с остатками своих отошел в Акрополь, а в городе началась резня, так как Сулла перед штурмом дал разрешение своим солдатам грабить и убивать горожан. А потому толпы озверевших от крови воинов носились по узким улочкам города, убивая всех встречных. Врываясь в дома, вырезали целые семьи. При этом римские воины во многих домах находили человеческое мясо, приготовленное для еды.

Очевидцы утверждали, что кровью был залит весь Керамик по самые Двойные ворота.

И если жителей не истребили полностью, а город не разрушили, то исключительно благодаря бывшим афинянам Мидию и Каллифонту, которых сограждане некогда изгнали из родного города. Мидий и Каллифонт, уговорили нескольких римских сенаторов, которые сумели сбежать к Сулле от Гая Мария и Луция Корнелия Цинны, обратиться вместе с ними к проконсулу с просьбой остановить резню и не разрушать город.

Сулла прислушался к мнению просителей и с наступлением утра резня и грабежи были прекращены. Однако большая часть горожан к этому времени рассталась со своей жизнью, и практически все со своим имуществом и ценностями.

Кое-какое имущество Сулла городским храмам потом вернул, но это была капля в море по сравнению с тем, что было захвачено. Захваченных в городе рабов Сулла продал, а небольшое число уцелевших свободных лишил права голоса, запретив им избирать городские органы власти.

Шла середина марта 86 г. до н.э.

Впоследствии апологеты Суллы, желая оправдать его жестокость по отношению к афинянам, писали, что, дескать, так проконсул мстил афинянам за насмешки над его женой Метеллой, которую он очень любил.

Оставив трибуна Куриона осаждать Акрополь, в котором оборонялся Аристион, сам Сулла вернулся к осаде Пирея, где защищались командиры армии Архелая.

Несмотря на все умение Аристиона, как командира, и выучку его воинов, им пришлось сдаться из-за полного отсутствия воды. И как в насмешку, едва Аристион и его воины сложили оружие и римляне вступили в Акрополь, хлынул сильнейший ливень, который заполнил водой все емкости, что были в этой крепости Афин. В Акрополе римляне захватили 40 фунтов золота и 600 фунтов серебра. Аристион был казнен по приказу Суллы (ему дали напиток с ядом).

Немного времени спустя, римляне штурмом взяли Пирей, снося все на своем пути. В ходе боя за порт большая часть его зданий сгорела.

Так пали Афины и армия Луция Корнелия Суллы освободилась для ведения войны с военачальниками царя Митридата, чьи отряды из Македонии и севера Эллады выступили на Беотию.