Шедевры знаменитого художника, мастера жизнеутверждающей живописи Ильи Репина мы знаем с детства. Впавший в отчаяние Иван Грозный, который только что лишил жизни собственного сына… Отважные казаки, что сочиняют письмо турецкому султану. Босоногие, обгоревшие на палящем солнце бурлаки, которые из последних сил тянут господскую баржу по волнам матушки Волги. А сколько еще картин мы знаем незаслуженно мало? Знаете, меня поразило одно произведение мастера кисти и холста. Это портрет чернокожей женщины, который Репин назвал просто и бесхитростно – «Негритянка».
Как достоверно, можно сказать, ювелирно, прописаны мельчайшие детали! И сколько внимания уделил живописец ярким украшениям африканской незнакомки! Однажды он приехал в Париж. И это было не просто путешествие, а творческая поездка, которая должна была открыть для художника новые горизонты. Самое интересное, что до него никто в России не писал подобных портретов.
Произведение Ильи Ефимовича стало откровением, и для многих – шокирующим. К тяжелой жизни русского крестьянства привыкли из покон веков. А вот нелегкий быт и тяжкая доля иностранки,из простого племени или народа, никак не вписывались в понятия традиционного портрета. Да и вообще, в понятия о жизни женщины, пусть и темнокожей. Сотни лет рабства словно отпечатались в душе и в чертах лица никому неизвестной негритянки…
Теплая гамма цветовых оттенков, невероятно реалистичное мерцание украшений в лучах солнца, - пожалуй, тут все совершенно. Аксессуары женщины художник писал специальными широкими мазками. Тяжелое, мерцающее таинственными отблесками колье из золотых монет создает контраст с обыденной холщевой рубахой труженицы. Вселенская усталость отразилась на ее лице. И в редкие минуты отдыха негритянка села за кальян. Блеск тщательно начищенного кувшина перекликается с «вкраплениями» еще одних золотых элементов – широкого плетеного браслета африканки и такого же кольца. А длинные серьги-подвески серебристыми вспышками выделяются на общем темном фоне картины знаменитого живописца.
Когда Илья Ефимович посещал французские салоны, он с восхищением любовался подобными работами иностранных мастеров. Так, в 1873-м он созерцал картины талантливого испанца Мариано Фортуни. А его чарующие, полные жизни африканские мотивы, скорее всего, и вдохновили Репина написать нечто подобное. Но в то же время, неповторимое.
Я, четно говоря, и не знала, что среди его шедевров есть столь редкое полотно. Вообще, гений русской живописи уделял особое внимание женским украшениям. И в каждом портрете простолюдинки или аристократки он непременно подчеркивал очарование неприметных бус или шикарных драгоценностей.
Портрет красавицы и немецкой пианистки Софьи Иосифовны Ментер Репин создал в 1887-м году. Белоснежное кружево ткани и алебастровая кожа пленительной женщины; отделка ткани насыщенного цвета весенней сирени и блеск ее темных глаз; каштановые кудри музыкальной феи плюс изысканный жемчужные сет, - кажется, что мастер женского портрета нашел идеальное соотношение дуэтов. Бриллиантовые серьги с белоснежными жемчужными каплями прекрасно дополняют чокер из двух жемчужных нитей. Такие украшения – само воплощение женственности, они вне времени и моды.
И как же нежно, с любовью он написал портрет собственной племянницы, балерины, дочери родного брата, Софьи Васильевны Сазоновой! Драгоценные серьги и черная бархотка на тонкой шее, - здесь нет ничего лишнего, только молодость, свежесть и красота. С особым вдохновением, одухотворенно Илья Ефимович изобразил любимую дочь, Надежду Ильиничну. Прогуливаясь в солнечный денек, девушка спасалась от жара светила под темным зонтиком. Ее белоснежная блузка с изысканными рюшами украшена крупной серебряной брошью, приколотой под воротничок. Другая дама, грациозная, благородных кровей, графиня Наталья Петровна Головина, с радостью позировала для Репина. Именно этот портрет 1896-го года подарил художнику еще больше популярности и признания. И стал центром его живописной коллекции.
Жемчужно-бриллиантовая парюра графини сказочно хороша: тут и торжественные серьги-подвески, и многоуровневое ожерелье, затейливая брошь с жемчужной каплей. В шикарном нежно-розовом платье натурщица живописца напоминает настоящую принцессу. В отличие от нее, украинская девушка, что смотрит вдаль с портрета кисти Репина, далека от изысканного благородства. Н сколько в ней красок жизни! Яркий цветочный венок поверх платка, простые сережки и целая вереница праздничных бус поверх расшитой женской рубахи. Жемчужины-обманки, большие и малые, причудливо переплелись с небесно-голубыми и алыми нитями.
Кажется, что девушка утомилась от веселья бурного праздника. И сочные краски ожерелья создают контраст с настроением ее задумчивой грусти. Ведь именно Илья Репин способен передать сквозь детали самую суть женской души. Трепетной, сильной и ранимой.