"Звери стали сильнее людей, убиваемых мечом, голодом, болезнью, трупами, и род человеческий повсюду погибал".
Хроника епископа Идация
В ту ночь ведьма Лорелея, которую называют хранительницей Рейна, выла особенно жутко. Вместе с ней выл ледяной пронизывающий ветер. Им в унисон злобно шипел лед, сковавший большую реку. Косыми пощечинами хлестал снег.
Тысячи мужчин и женщин стояли на берегу. Их напряженные лица озарял неровный свет факелов. То и дело факелы тухли из-за снега и ветра, но их снова старательно разжигали. Снег бил оттуда - с запада, с другого берега Рейна. Природа как будто сопротивлялась, как будто кричала, что туда нельзя, что там, на западе, - смерть. Но мужчины и женщины не верили снегу и ветру. Решившись, они ступили на лед, все увереннее и увереннее. Их становилось все больше. Скоро черная лавина, которую оживляли красные точки огня, потекла на запад.
Смерть была не на западе, наоборот - она текла на запад.
Огонь и смерть
Это случилось в ночь на 1 января 407 года. Десятки тысяч варваров, воспользовавшись темнотой, непогодой и крепким льдом перешли Рейн - границу Римской империи. Они пробили лимес в нескольких местах, но главными точками переправы были Вормс и Майнц, древний Монгонциак, где захватчикам даже не пришлось спускаться на лед - они пересекли великую реку по крепкому римскому мосту. Нашествие было стремительным, внезапным, сопротивления вооруженным переселенцам с востока почти не оказывали. Полевой римской армии на Рейне уже не было, малочисленные отряды лимитанов, пограничников, предпочитали либо сбежать, либо укрыться в редких и слабо защищенных кастеллах, фортах. Но сбежавших настигали и жестоко расправлялись, гарнизоны фортов также долго сопротивляться не могли и сдавались на милость победителя. А милость эта была проста - огонь и смерть.
Церковный писатель и хронист Иероним Стрибонский в одном из писем перечисляет города, которые в первые месяцы нового 407 года попали под каток безжалостных дикарей, поклонявшихся не Богу, а окровавленному куску мяса: Монгонциак (Майнц), Аргенторат (Страсбург), Амбианы (Амьен), Ремов (Реймс), Торнак (Турне)...
"Когда-тο знаменитый город Могунтиак (Монгонциак. - Авт.) взят и разрушен, и в церкви убито много тысяч людей. После продолжительной осады истреблен Вангионы (Вормс. - Авт.)", - пишет Иероним.
Неожиданно повезло одному из крупнейших римских городов Германии - Августе Треверов, современному Триру, - его не тронули, возможно, не смогли взять. Куда хуже пришлось другим. При археологических раскопках в Страсбурге, Аргенторате, был обнаружен толстый слой пепла: находку отнесли к началу V века и определили, что город пострадал от новогоднего нашествия - он буквально был сожжен дотла.
Разграбив земли возле Рейна, варвары потекли дальше на запад - сея смерть в городах и на равнинах римских Галлий.
Вандалы, свевы, аланы
Кем были эти захватчики? Какого рода и племени? Иероним пишет об огромном количестве племен, мол, чуть ли не вся дикая Германия встала на дыбы и обрушилась на римский мир:
"Бесчисленные и свирепевшие народы заняли все Галлии. О достойная слез республика! Все, лежащее между Альпами и Пиренеями, все, заключающееся между Океаном и Рейном, опустошили враги - квады, вандалы, сарматы, аланы, гепиды, герулы, саксы, бургунды, алеманы и паннонцы…"
На зачинщиками похода и его главной движущей силой были, как отмечают все древние авторы, три племенных союза: германцев - вандалов и свевов, а также их ираноязычных союзников аланов.
"В консульство Аркадия и Проба вандалы и аланы, прорвавшись через Рен, за 2 дня до январских календ вторглись в Галлии", - сообщает Проспер Аквитанский.
А вот аналогичное сообщение византийского историка Зосима:
"В шестое консульство Аркадия (его коллегой был Проб), вандалы в союзе со свевами и аланами перешли через Альпы и разграбили провинции по сю сторону от них".
Трудно сказать, чем было вызвано это массовое переселение (не грабительский поход, а именно переселение!). Вероятно, виноваты пришельцы из восточных степей - гунны. За четверть века до этого эти "самые ужасные из варваров", по определению Аммиана Марцеллина, разгромили державу готского короля Эрманариха в Северном Причерноморье, на плечах готов ворвались в Восточную Европу, а затем выдавили на запад вандалов, свевов, аланов и многих других.
Возможно, вожди вандалов и их друзей знали, когда именно идти на прорыв. Им было известно, что в 406 году силы римлян на Рейне были крайне слабы. Еще за год или за два до этого фактический правитель Западной империи Флавий Стилихон вывел с рейнского лимеса наиболее боеспособные отряды и присоединил их к своим силам в Италии - чтобы сдержать нашествие на Рим огромного войска гота Радагайса. Покинули рейнскую границу и две сильные полевые армии римских федератов - гота Сара и гунна Ульдина, которые также должны были помочь Стилихону остановить Радагайса (по оценке Марцеллина Комита, численность войск свирепого готского вождя, который планировал стереть Рим с лица земли, насчитывала 200 тысяч человек).
Рейнские подкрепления помогли Стилихону. Готы в Италии были разгромлены. Радагайс обезглавлен, его наиболее сильные воины присоединились к римской армии. Но обратной стороной этой победы, возможно, стала обескровленная граница на Рейне и то, что произошло в ночь на 1 января 407-го.
Тут есть еще один интересный нюанс. Большинство авторов с подачи Павла Орозия именно Стилихона обвиняет в том, что вандалы, свевы и аланы перешли Рейн. Мол, это Стилихон, - между прочим, вандал по отцу, - специально ослабил границу, а затем пригласил своих сородичей грабить империю. Ему выгоден был хаос, еще больше ослабляющий императора Гонория и дающий шанс Стилихону на установление в государстве абсолютной власти.
"Он (Стилихон. - Авт.) пробудил другие народы, огромные числом и невероятные по силе, которыми порабощены теперь провинции Галлий и Испании, а именно племена аланов, свевов, вандалов, а также бургундионов, пришедших в движение от общего волнения, по собственной воле призвав их к оружию, одним разом уничтожив страх перед римским именем", - пишет Павел Орозий.
В 408 году император Гонорий обвинит Стилихона в заговоре и прикажет казнить вместе с сыном Евхерием. Через два года готы еще одного влиятельного вождя - Алариха, которого мог сдержать только Стилихон, возьмут Рим.
Но вернемся к границе на Рейне. В отсутствии регулярной полевой армии сопротивляться вандалам и их союзникам перед их переходом через границу попытались франки - федераты империи. Осенью 406 года разгорелась война между двумя германскими племенами. Как пишет историк Ренат Фригерид, франкам поначалу удалось нанести вандалам поражение и даже убить их короля Годигисла, однако на помощь вандалам пришел вождь аланов Респендиал со своей закованной в чешую тяжелой конницей.
Франки были разбиты, дорога на запад открыта.
Судьба народов
В течение тридцати трех месяцев варвары опустошали римские Галлии, из-за чего одни из самых процветающих провинций империи превратились в унылые и безжизненные места.
"Одним костром дымилась вся Галлия", - написал римский поэт Ориенций.
Центральная власть даже не пыталась оказать сопротивления захватчикам, во всяком случае, нам об этом ничего не известно. Разве что Иероним упоминает о героическом сопротивлении Тулузы, которую варварам взять не удалось.
Урезонить дикарей попытался было очередной римский узурпатор Константин, который в 407 году переправился с армией из Британии. Кажется, он нанес германцам несколько поражений, однако ситуации в корне это не исправило. Дело в том, что Константин был занят куда более важной для себя задачей - сдержать натиск армий, которые выслал против него император Гонорий. И на генеральное сражение с германскими захватчиками узурпатор так и не решился.
Впрочем, Константин и его сын Констант сыграли главную роль в том, чтобы варвары в конце концов покинули Галлии и оказались на Пиренейском полуострове. Осенью 409 года вандалы, свевы и аланы по приглашению Константа появились в Испании, чтобы помочь узурпатору и его сыну одолеть императорские войска. Однако вместо помощи одним римлянам против других варвары занялись привычным делом - тотальным грабежом.
Судьба племен, участвовавших в прорыве Рейна в новогоднюю ночь 407 года сложится по-разному. Вандалы будут разгромлены в Испании вестготами короля Валии, который придет на Пиренеи наводить порядок по просьбе римского императора. Те из вандалов, кто уцелеет, вместе с королем Гейзерихом, сыном погибшего у Рейна Годигисла, в 429 году переправятся в Африку. Здесь кочевники после многолетних скитаний по Европе бросят наконец якорь - возникнет королевство вандалов со столицей в Карфагене. Правда, своих замашек они не бросят: в течение нескольких десятилетий вандалы будут разорять чуть ли не все Средиземноморье - от Гибралтара до Пелопоннеса, - а в 455 году опустошат Рим. Королевство вандалов окажется очень хрупким. После смерти Гейзериха оно начнет медленно угасать, а в 534 году Велизарий, талантливый полководец Юстиниана Великого, уничтожит варварское королевство всего за несколько месяцев. От вандалов в Африке не останется ровным счетом ничего.
Свевы после перехода через Пиренеи в 409 году поселятся на северо-западе Испании, в современных Галисии и Астурии. Они также создадут собственное королевство - небольшое, но относительно крепкое. Оно просуществует до конца VI века и будет поглощено вестготами.
Самая незавидная участь среди всех участников новогоднего перехода через Рейн досталась аланам. Увы, им было не суждено построить собственного государства на западе. Часть аланов останется в Испании и будет уничтожена готами, другая - вместе с Гейзерихом отправится в Африку и в конце концов растворится среди более многочисленных вандалов.
Последствия прорыва 407 года окажутся фатальными для Западной Римской империи. Большую часть Галлии Рим уже никогда не вернет под контроль. На севере после ухода вандалов, свевов и аланов будут править узурпаторы (после Константина были Иовин, Себастиан, Эгидий, Сиагрий и другие), пока из-за Рейна не нахлынет новая волна германских захватчиков - франков. На юге современной Франции возникнет первое варварское государство на территории Римской империи - Тулузское королевство вестготов.
Источники и литература: Иероним Стрибонский. Письма/ Проспер Аквитанский. Хроника/ Павел Орозий. История против язычников/ Марцеллин Комит. Хроника/ Люсьен Мюссе. Варварские нашествия на Европу. Германский натиск/ Питер Хизер. Великие завоевания варваров. Падение Рима и рождение Европы