Хотел написать «думаю, поражение сборной России от Финляндии сегодня однозначно полезнее возможной победы – даже, допустим, героически вымученной»; хотел привести веские доказательства из прошлого сезона, когда молодежка Ларионова разнесла взрослых евросереднячков, но в итоге забуксовала в стыке с канадскими ровесниками на МЧМ – а потом даже рассмеялся: ну вот кому полезнее? Почему полезнее? Что дала бы победа? Что дало поражение?
Окей, мы можем с микроскопом разобрать этот матч – статус которого подчеркнуто контрольный. Можем провести консилиум и выпустить сборник с выводами о нем. Что мы видели? Безнадежное и беспросветное поражение талантливой, но слишком молодой, сырой и слабо подготовленной во всех смыслах нашей команды. К 15-й минуте третьего периода по броскам было 10-2 в пользу финнов. Ауч, да?
Поражение досадное, но объяснимое – пацаны играли против сбитого финского кулака, вполне очевидно сжатого с целью ударить по пьедесталу чемпионата мира и готового отрядить пару пальцев в Пекин. Мичков установил рекорд и выглядел неплохо – но это такое натянутое неплохо, что по сравнению с этой натяжкой струны на моей гитаре просто висят.
Сборная России в этом составе и в этом состоянии не готова играть против этой сборной Финляндии, это мы поняли. Добавьте сюда какие-то совсем эпизодические наблюдения по игрокам – мне, скорее, понравился Никишин – и вы получите те самые выводы. Они могли бы быть и другими: допустим, как в прошлом году, наша молодежь разнесла бы соперников на кусочки. Мичков забил бы пять, Чибриков шесть, Шакир Мухамадулин пробил броском и сетку, и борт, и стену стадиона. Я бы тогда, понятно, мог написать совсем другое.
Но мне интересно – на какой дистанции работают эти выводы? На каком отрезке? Для какого промежутка времени и для каких соревнований эти выводы релевантны?
Хотелось бы понять – не из-за моего любопытства даже, а из-за прямых экономических потерь. Я просто напомню, что для участия сборной в Евротуре производственные мощности КХЛ (не самые, кстати говоря, маленькие) наглухо встают примерно на полторы недели. Пустует пара десятков хороших арен, пара сотен тысяч зрителей, которые готовы платить за хоккей реальные (а не спонсорские газовые) деньги, не добираются до трибун, клубы и владельцы этих арен недозарабатывают миллионы рублей.
Я пока ничего не утверждаю, я просто спрашиваю: вам не кажется, что с выводами по Евротуру – по конкретному ли этапу или по всему турниру вообще – нам просто нечего делать? Я на самом деле не уверен, что такие выводы делаются где-то еще кроме этого блога – этим летом мы с вами видели, что ФХР не способна сделать внятный разбор чрезвычайно информативного поражения на чемпионате мира; какой там Евротур? Но вот допустим: есть этот матч против чемпионатомирного состава Финляндии, и мы видели чистое поражение Браташа. Он не тренер? Мичков (0 шайб) – не гений? Чистяков и Мухамадулин – не уровень сборной?
Эммм. Мы не знаем. И в случае победы, с обратными выводами тоже бы не знали. Зачем тогда все это было?
Мифология современного хоккея России на мой запрос отвечает примерно так: в принципе, никаких выводов делать и не нужно. На Евротуре, особенно на немосковских его этапах, сборная России обкатывает молодых игроков и, как же меня раздражает этот штамп, «ближайший резерв сборной».
С этой точки зрения, владельцы клубов оплачивают именно эту обкатку – думаю, кстати, многие из них согласятся с такой формулировкой.
Но тогда у меня другой вопрос – а у вас нет ощущения, что обкатка переоценена? Вам не кажется, что мы зря вообще выдумали этот довольно абстрактный термин и тратим на него слишком много вполне реальных ресурсов? Ну вот может кто-нибудь назвать игрока, которому обкатка на евротурах принесла какую-то ощутимую пользу?
Давайте подумаем. Капризов? То, что это уровень НХЛ было видно и в рамках московского дерби много-много лет назад. Шумаков? Шалунов? Может быть, Гусев? На Кубке Первого канала Никита уже много лет звезда, но я видел его в лагере «Торонто», это было очень плохо.
Может быть, на Евротуре обкатываются тренерские идеи? Да вроде тоже ничего такого: помню, как в 2019 году нашу дримтим обыграла стильная финская формация авторства Юкки Ялонена.
Да и вообще – что значит обкатка в контексте профессионального хоккея? Вот Гуслистов и Вовченко работают с Разиным в «Северстали». Работают в плотном режиме: игры через один-два дня, тренировки и постоянное общение в максимально профессиональной среде. Какая еще обкатка им нужна? Как им помогает вот этот специфический опыт в экспериментальной сборной на экспериментальном турнире?
Я, как и вы, много раз слышал одни и те же абстракции: «Евротур – это совсем другой хоккей», «играть за сборную – это большая честь, неважно на каком турнире» и так далее. Но я вижу, как люди, которые проходят через это жесткое горнило (мы стали забывать это замечательное слово), через мясорубку Евротура теряются, встречаясь с обычными канадскими боевичками Манджипани, Брауном и Стечером. Антон Слепышев, обкатанный евротурами так, что уже можно и не тренироваться, на фоне Манджипани выглядит примерно никак – что снова приводит нас к вопросу: где конкретная польза обкатки?
Может быть, штука в том, что Манджипани проходит какую-то особенную обкатку? Разумеется, проходит: в рамках постоянной, изнурительной, безостановочной работы за свой клуб. В этом году он сыграет примерно 80 матчей в регулярке и потом еще сколько-то в плей-офф – как вам такая обкатка? И она работает, вот вам факты: золото Риги-2021.
И где доказательства, что вот это избиение, которое мы сегодня видели (на последних секундах парни, правда, были хороши), поможет – хотя бы тому же Мичкову? У меня нет сомнений, что и сами парни скажут: это был очень полезный опыт. Но у меня нет сомнений, что через год никто и не вспомнит, что это был за матч такой, в котором Мичков установил удивительный рекорд нашего хоккея. Этот матч был проходным в момент его проведения и испарится из нашей памяти быстрее неудачного выпуска Вдудя – и правда кто-то видит в нем пользу?
Самое интересное, что обкатка – это не единственная абстракция, прочно оккупировавшая наш хоккей. Есть еще «подготовка к Олимпиаде» – многолетняя, изнуряющая, продуманная до мелочей. Последние четыре года, например, мы готовимся к Пекину-2022; готовимся так усердно, что теперь не знаем, кто назначил главным тренером экс-генменеджера московского «Спартака». В чем эта подготовка? Кому и чем она помогает? Кто готовится, как и к чему – конкретно, а не на уровне шаблона из архивов «Футбола и хоккея»?
После этого обычного в целом и не очень интересного матча полное ощущение, что как прямые наследники советской традиции мы прочно опутали себя древними, пустыми абстракциями; удовлетворение которых не то что не делает нас лучше, а уже напрямую вредит.