Вызов, брошенный Великобританией другим странам в виде постройки линейного корабля «Дредноут», не остался незамеченным и был принят. Разумеется, постройка «Дредноута» обеспечила Британии множество важных приоритетов, однако англичанам приходилось спешить. Требовались новые обширные и дорогостоящие кораблестроительные программы, и нельзя было снижать набранный темп. «На руку» Британии играл тот факт, что необходимость строить такие крупные корабли оказалась непреодолимым препятствием для многих других стран на ближайшее время, несмотря на то, что уже строились коммерческие суда и больших размеров. А ведь для новых кораблей требовались новые орудия (крупных калибров), и новые механизмы, и еще много чего нового, и в немалых количествах, например, требовалась броня. Немаловажное значение имела и громадная стоимость подобных работ, финансирование которых могло позволить себе далеко не всякое государство. Для сравнения, стоимость постройки германского броненосца типа «Дойчланд» составила около 25 млн. золотых марок, а стоимость линкора «Нассау» уже достигла 37,4 млн.золотых марок.
По этим причинам ряд мировых держав не стали принимать участие в «дредноутской гонке», по крайней мере, в первое время, но для ряда других стран строительство таких кораблей стало делом политического престижа. А некоторые страны преднамеренно вовлекли себя в эту гонку вооружений, рассчитывая получить от этого определенные, и немалые выгоды в мировом переустройстве. Германская империя относилась к последней группе стран, тем более что развитию флота в этой стране с недавних пор стали уделять повышенное внимание. Приход летом 1897 года Альфреда фон Тирпитца на пост государственного секретаря морского министерства обеспечил последовательную реализацию комплексной концепции усиления германской морской мощи. Уже 1898 году был принят первый «Закон о флоте», по сути новой кораблестроительной программы Германии, за которым последовал новый закон «Sollbestand der Schiffe der Kaiserlichen Marine», принятый рейхстагом в июле 1900 года.
Согласно этому закону боевой состав флота в 1920 году должен был включать 34 линкора (думаю, в тот период их называли еще броненосцами) и почти полсотни крейсеров, из них 17 линкоров и 30 крейсеров должны были строиться на замену устаревающих, а остальные – новое строительство. Здесь также следует уточнить, что срок службы линкора определялся законом о флоте 1898 года в 25 лет, но новеллой о флоте 1908 года этот срок был сокращен до 20 лет. В дальнейшем были приняты дополнительные законодательные акты, обеспечившие коррекцию кораблестроительных программ в связи с появлением дредноутов (Закон о флоте 1906 года).
Были выработаны и взгляды на организационную структуру флота: будущие 34 линкора должны были составить четыре эскадры по восемь кораблей, также были выделены два отдельных флагманских корабля. Каждая эскадра должна была состоять из двух дивизий по 4 корабля. Такой подход вполне объясняет количество кораблей в серии. И если броненосцы типа «Брауншвейг» и «Дойчланд», заложенные в соответствии с первым «морским законом», как и прежде строились сериями по пять единиц, то с началом строительства дредноутов перешли с «четырехкорабельной серии».
Принятые Германией меры по законодательному обеспечению развития своего флота, по финансовому обеспечению работ по проектированию и строительству кораблей, по развитию судостроительной инфраструктуры и инфраструктуры базирования соединений боевых кораблей подготовили условия для перехода от строительства броненосцев к дредноутам.
Первый германский дредноут «Рейланд» (тип «Нассау») был заложен уже 1 июня 1907 года, через полгода после вступления в строй британского флота линкора «Дредноут», а последний в серии (четвертый) линкора «Вестфален» - 12 августа. Для сравнения, первые три серийных линкора типа «Беллерофон» были заложены в период с 3 декабря 1906 года до 6 февраля 1907 года (вошли в строй флота в феврале-июне 1909 года). Четыре линкора типа «Нассау» вошли в строй флота чуть позже: линкоры «Нассау» и «Вестфален» - в октябре-ноябре 1909 года, еще два – апреле-мае 1910 года. Таким образом, отставание кайзеровского флота от британского в темпах пополнения новыми кораблями было незначительным, а главное – молодая немецкая судостроительная промышленность показала, что она способна строить корабли такого класса, причем с высокой скоростью, не теряя в качестве работ.
За первой четверкой немецких дредноутов последовали следующие четыре корабля, на этот раз вооруженные 305-мм орудиями главного калибра. Линкоры типа «Гельголанд» были заказаны по Программе 1908 года, три из них были заложены уже в ноябре-декабре 1908 года, а еще один («Ольденбург») – в марте 1909 года. При проектировании этих кораблей был взят за основу проект «Нассау» и они в целом сохранили конструкцию корпусов своих предшественников.
Строительство линкоров велось небывалыми для немецкой промышленности темпами. В соответствии с законами о флоте дредноуты закладывались по три-четыре корабля сразу. В некоторые периоды одновременно в разных стадиях постройки на верфях находилось до десяти дредноутов, при этом срок их постройки составлял в среднем 2,5-3 года. В организационном отношении также были изменения: первые четыре линкора типа «Нассау» составили одну полную дивизию, в другую дивизию вошли четыре линкора типа «Гельголанд». Подошло время для создания кораблей для новой дивизии, кроме того новому флоту требовался и новый флагманский корабль - подошло время для «Кайзера».
Линейный корабль «Тюринген» вошел в строй флота в июле 1911 года, еще два («Гельголанд» и «Остфрисланд») в августе 1911 года, последний, «Ольденбург» - мае 1912 года. К этому времени Британия ввела в строй, кроме «Дредноута», три линкора типа «Беллерофон» (ввод в строй последнего в серии – июнь 1909 года), три линкора типа «Сент-Винсент» (апрель 1910 года), линкор «Нептун» (январь 1911 года), два ЛК типа «Колоссус» (август 1911 года) и завершали строительство четверки линкоров типа «Орион» (ноябрь 1912 года).
Но Имперское морское министерство не оставило без внимания темпы, с которым британский флот пополнялся дредноутами, а заранее спланировало строительство новых линкоров для Флота Открытого моря. Решение о строительстве следующей серии кораблей было принято заблаговременно, причем на этот раз для замены устаревших броненосцев береговой обороны (броненосцев IV класса) тип «Зигфрид» планировалось заложить пять дредноутов: четыре для укомплектования новой дивизии, а еще один оборудовать как флагманский корабль командующего эскадрой с учетом размещения личного состава штаба эскадры.
Еще до завершения проектирования дредноутов типа «Гельголанд», в 1907 году были начаты работы по проектированию линкора третьей серии, которые закончили в 1909 году. Разработка проекта велась под руководством главного строителя имперского флота, тайного советника Г.Бюркнера. в свое время создавшего линкоры типа «Нассау».
В основу проекта легли требования флота об усилении броневой защиты, увеличении скорости хода при сохранении существующего калибра орудий. Уже предварительные расчеты показали, что выполнить данные требования на кораблях прежних размерах с паровыми машинами и при прежнем размещении башен главного калибра оказалось невозможно. Следовало создать совершенно новый тип линейного корабля кайзеровского флота, заметно отличающийся от ранее построенных кораблей этого класса.
В поиске оптимальной схемы размещения вооружения и компоновки элементов корабля немецкие конструкторы не могли не обратить внимание на построенные в 1908 году линейные крейсера типа «Инвинсибл» (известность которых в свое время соперничала с известностью самого «Дредноута»). Эти корабли, первоначально задуманные как крейсера, выделялись не только своими размерами, превосходящими по водоизмещению последние британские до-дредноуты, а, в первую очередь, своей артиллерией. Обращало на себя внимание не только калибр орудий, а эшелонированное по диагонали расположение барбетов с башенными установками в средней части корпуса, причем стоящими довольно близко друг к другу. Нечто подобное уже использовалось, но чаще на броненосцах в 80-х годах XIX века, когда шел поиск оптимальной схемы крупного артиллерийского корабля. И если в XIX века данная схема не закрепилась, то как показал опыт «Инвинсибла», в ХХ веке она была вполне применима при обоснованной длине и ширине корабля. Это в свою очередь обеспечивало наличие необходимого объема корпуса, в котором следовало не только разместить машинные и котельные отделения, зарядные и снарядные погреба, но и решить вопрос с их надежной броневой защитой.
Принятая на «Инвинсибле» схема размещения орудийных башен оказалась довольно жизнеспособной, и была закреплена с некоторыми изменениями на следующей серии линейных крейсеров типа «Индефатигебл» а также на линейном корабле «Нептун» и двух следующих линкорах, строившихся по чуть измененному проекту («Колоссус» и «Геркулес»). На «Нептуне», который ранее предполагалось строить как «Фудроянт», решили отойти от схемы, опробованной и закрепленной «Дредноутом», так как она не обеспечивала участие всех орудий в бортовой залпе. На этом корабле центральную башню сдвинули в корму и расположили над кормовой. Такой шаг позволил разнести бортовые башни по длине, разместив левую впереди правой (как на «Инвинсибле»), что позволило этим башням вести огонь на противоположный борт без увеличения размеров самого корабля. Признаем, что после «Нептуна» и двух «колоссусов» больше англичане не строили линкоров с таким расположением башенных установок орудий ГК, но и этого оказалось достаточно чтобы немецкие конструкторы заметили такое техническое решение.
Впервые немцы сделали попытку отойти от шестиугольного размещения башенных установок при строительстве своего первого линейного крейсера – «Фон дер Танна», заимствовав диагональную схему с британских «инвинсиблов». Отличия заключались в том, что вперед была выдвинута средняя башня правого борта, башни были более разнесены по длине корабля и установлены ближе к диаметральной плоскости, что увеличило сектор обстрела на противоположный борт в два с половиной раза в сравнении с «англичанином». Не исключено, что установка паровых турбин на «Фон дер Танне» тоже подтолкнула немецких конструкторов к отказу от паровых машин на линкорах. Линейный крейсер «Фон дер Танн» был построен в марте 1909 года, а уже в декабре 1908 года немцы заложили свой «Мольтке», а ровно через год – «Гебен», еще два линейный крейсера, использующие данные решения, к которым добавили линейно-возвышенные кормовые башни.
Британский линкор «Нептун» с подобными «новациями» заложили в январе 1909 года, только подтвердив для немецких конструкторов, что данный вариант вполне подходит и для линкора-дредноута. В итоге можно сказать, что облик будущего линейного корабля был определен как влиянием британских проектов «Инвинсибла» и «Нептуна», так и собственными накопленным опытом немецких инженеров. В источниках встречается мнение именно «Мольтке» и «Гебен» были основными прототипами при проектировании «Кайзера».
Проект нового корабля, несмотря на уменьшение с 12 до 10 числа орудий главного калибра по сравнению с «Гельголандом», позволил теоретически сохранить носовой залп, а бортовой и кормовой залп увеличить на два ствола, так как все орудия получили возможность стрелять на оба борта. Почти при тех же размерах новые корабли получили усиленное до 350-мм бронирование главного броневого пояса, увеличение калибра орудий и небольшое увеличение скорости корабля (практически при той же мощности паровых турбин)
В итоге новые корабли оказались чуть большими, чем их предшественники «гельголанды» и британские «нептуны», однако превышение было незначительным. Так нормальное (проектное) водоизмещение превышало аналогичное у «Гельголанда», по разным данным, на 1600-1900 т (6,6-7,7%), а вот разница с «Нептуном» была существенна – почти на 4700-5000 т (19,4-20,4 %) больше. Что касается распределения весовых нагрузок, то можно отметить, что новый немецкий проект имел большую долю выделенную на бронирование, топливо и вооружение, отдельно можно записать немцам «в плюс» тот факт, что энергетическая установка по весу была существенно легче британской.
Распределение водоизмещения в процентном отношении, на первый взгляд показывает, что на германских дредноутах большая часть (33,8-37,1%) уходила на броневую защиту, а меньшая на вооружение (11,8-13,9%), в то время как на британском «Нептуне» это соотношение было иным (25,56% и 16,23%). Однако, здесь следует учитывать, что если в Германии бронирование башен и остальной артиллерии относили к разделу броневой защиты, то в Великобритании – к разделу вооружения. Может быть из-за того, то отмеченная особенность иногда не учитывалась, складывалось впечатление, что немецкие дредноуты лучше забронированы, чем иностранные конкуренты.
У предлагаемого проекта нового линкора, который вскоре станет линкором "Кайзер", были и другие особенности , но о них мы расскажем чуть позже или здесь, или на страницах журнала Navygaming, следующий номер которого посвящен именно линкорам типа "Кайзер".
Тему продолжим, следите за публикациями и новыми выпусками журнала Navygaming....
Более подробно с особенностями конструкции, ТТХ и боевой службы германских линейных кораблей типа "Кайзер" вы ВСКОРЕ сможете познакомиться в новом выпуске журнала Navygaming (№6(47)/2021).
Источники: Breyer, S. Die ersten Grosskampfschiffe der Kaiserlichen Marine (NASSAU- und HELGOLANDKlasse)/ S.Breyer// Marine-Arsenal, № 17. - 52c.; • Апальков, Ю.В.ВМС Германии 1914-1918. Справочник по корабельному составу/ Ю.В. Апальков // Морская коллекция, № 3 (9) – 1996. – 32 с.; Больных, А. Линкоры в бою. Великие и ужасные. /А.Г.Больных. – М.:Эксмо: Яуза, 2011.-384 с.; Больных, А.Г. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Мужеников, В. Линейные корабли "Кайзер" и "Кениг" / В.Б.Мужеников.- Самара: АНО «Истфлот», 2007.- 72 с.; Паркс, О. Линкоры британской империи. Часть VI.- Огневая мощь и скорость/ О.Паркс.- СПб.: ООО «Галея Принт», 2007.- 110 с.; Паркс, О. Линкоры британской империи. Часть VII.- Эпоха дредноутов/ О.Паркс.- СПб.: ООО «Галлея Принт», 2008.- 84 с.; Патянин, С.В. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2015.- 384 с. ;Печуконис, Н. И. Дредноуты кайзера. Стальной кулак имперской политики. — М.: Военная книга, 2005.- 104 с.
Подписывайтесь, ставьте лайки, впереди еще много интересного, и книжных новинок; кто желает - может и помочь, кнопка ниже: