1,3K подписчиков

Адельфийская полиандрия или почему тибетские жены имеют много мужей

593 прочитали

Институт семьи возник, наверное, в тот же самый день, что и человечество, в целом. Семейно-брачные отношения заложены в наших генах и достались в наследство от прародителей. Моногамные браки давно укрепились в нашем сознании как единственно правильный вид семейного союза. Нуклеарная семья из одного мужчины и одной женщины стала нормой жизни для тысяч поколений. Но оказывается, что есть такие уголки на нашей планете, где все стереотипы рушатся, и моногамный союз двух любящих сердец уступает место такой семейной экзотике, что только диву даешься. Давайте рассмотрим эту «девиацию» на примере адельфийской полиандрии, практикующейся в Тибете. И узнаем, что это такое? И в чем причина такого странного поведения тибетцев?

Многомужество, или брак по-тибетски.
Многомужество, или брак по-тибетски.

Вступление

Итак, понимая фундаментальное значение брака, каждый из нас стремится создать прочный семейный союз и влиться в ту общественную систему, которая доминирует в его стране. Как уже было сказано, в соревновании типов семейных союзов абсолютным рекордсменом является нуклеарная семья или моногамный брак. Помимо моногамных союзов широко известны примеры полигамии или многоженства. Масса стран Африки и Азии практикуют такой способ брака. Хотя Роберт Сапоськи любит повторять, большинство мужчин на деле не полигамны, их склонность к адюльтеру далеко не новость и даже успела войти в золотую коллекцию мирового юмора. А что же женский пол? Бывает так, что женщина одна, а мужей много? Для среднестатистического россиянина такой вопрос звучит дико. Однако в Тибете такие семьи далеко не редкость. У этого явление есть даже свое название – адельфийская полиандрия.

Приквел тибетского многомужества

В древности и средневековье тибетские семьи практиковали три вида брака. У них была популярна моногамия, когда муж и жена исчислялись в единственном экземпляре. Тибетцы с высоким уровнем достатка могли позволить себе полигамию (многоженство). К тому же в этой далекой стране было принято жениться на сестрах супруги (не пропадать же добру (шутка)). Часто это происходило тогда, когда жена внезапно умирала.

Нередко полигамные браки заключали из политических и культовых соображений. Например, чтобы наладить связи, брали жен из разных родовых кланов. Тут вроде бы все понятно, таких примеров полно в истории разных стран.

Самое необычное устройство семьи в Тибете – полиандрия (многомужество), было распространено среди кочевников и землевладельцев (кроме территории Амдо, откуда, кстати, родом Далай-Лама). Причина создания таких браков кроется не в женской ненасытности, а в тотальной бедности земледельцев Тибета. Женщина вступала в брак с несколькими мужьями (обычно это были братья) для того, чтобы им не нужно было заводить отдельные семьи и дробить и без того крохотный земельный надел. В противном случае, тибетцы просто не смогли бы выжить. Мужей было хоть и много, но, с научной и официальной точки зрения, все они образовывали репродуктивную и юридическую единицу.

Горная деревушка в Тибете.
Горная деревушка в Тибете.

Их много, а она одна

Семейный быт в таких домах был устроен очень строго. Для каждого мужа был отведён свой день посещения жены. Очередность стала непреложным семейным законом в полиандрических семьях. Приходя в комнату к жене, один из мужей выставлял свою обувь за дверь, чтобы сигнализировать остальным о своем визите. Таким образом, тибетцы-мужья проявляли уважение не только к женщине, но и друг другу.

Полиандрические семьи в Тибете не всегда состояли только из братьев. Порой женщина сама испрашивала разрешения стать женой еще одного мужчины, не являвшимся родственником мужа. Или бывало, что друзья решали создать семью и заключали между собой «братский» союз – спунзла. И уже потом вступали в брак, беря ответственность за жену и потомство.

Сложности развода и прочие обстоятельства

Отношения людей могут разрушиться при любом типе семейного уклада. В полиандрийских семьях тоже бывали поводы для ссор. Но вот развестись в них было гораздо сложней. Жена могла получить развод только с согласия всех мужей, а этот вопрос, как и все остальные конфликты, должен был решаться на семейном совете.

Большая проблема возникала при отсутствии детей. Если такое случалось, то для того чтобы семья получила наследника, жена могла взять еще одного мужа (с общего согласия остальных), даже если он не являлся их братом. Продолжение рода считается у тибетцев важнейшим делом, несмотря на их бедность.

Невероятно довольные люди.
Невероятно довольные люди.

Что за всем этим кроется

Сегодняшнее положение дел в Тибете не сильно отличается от того, что было в древности и средние века. В стране по-прежнему много нуждающихся. И многие люди вынуждены проявлять находчивость в вопросах выживания. Иначе говоря, полиандрия распространена в Тибете и сейчас. Тут не стоит искать разложения общества или падения нравов. Многомужество всего лишь вынужденный способ выживания семей в условиях нищеты. Для многих тибетцев это единственная возможность содержать себя и домочадцев, кормить и одевать их, обзаводиться детьми, приобретать имущество и все такое прочее.

Спасибо за внимание! До скорых встреч.

Если статья вам понравилась, ставьте лайки, пишите комментарии, берегите себя и сохраняйте спокойствие духа

О неточностях и опечатках просьба сообщить автору