Найти тему

Сеттинговые и структурные закрепы в книге

Привет. Мы посмотрели на закрепы времени, ключевые, знаковые, эмоций и наконец добрались до сеттинговых и структурных. Различного рода «провисания» возникают именно в показе мира и структуре, поскольку это – те самые ниточки связи, создающие цельность произведения. Можно не заметить, скажем, портретные недочеты, но любые «обрывы связи» видны всегда. Потому закрепы тут важны, они способствуют восприятию, помогают сохранить единство всего.

VI. СЕТТИНГОВЫЕ

Элементы сеттинга. География, архитектура, культура, транспорт, коммуникации, мода, флора и фауна, климат и т.д. – все элементы сеттинга даются в описаниях, по-разному повторяются. Особенно необходимы закрепы, когда в истории не один мир, когда миры как бы накладываются друг на друга, как в «Наследии богов» Т. Яланского.

Некоторые элементы отмечу отдельно.

► Звуки. Миры всегда «слышатся». Повтор звукового фона важен, он не только создает атмосферу, но и помогает герою ориентироваться, выживать, как, например, герою серии «Приключения Флинкса» А.Д. Фостера.

Музыка. В разных временах – разная музыка мира. И музыка может быть закрепленной деталью сеттинга, как в «Пинболе 1973» Х. Мураками: «Значит, дело было в 1960 году – когда Бобби Ви спел «Резиновый мячик».

Важное место. Место само по себе может быть центром истории, а значит, его описания закреплены, повторяются. О таком месте герои говорят постоянно. Например, «Кратер Эршота» В. Пальмана. Или же часто упоминается, и читатель ждет, когда же и он «окажется» в этом месте, как во многих историях о сэре Максе (М. Фрай).

Погода. Осадки, температура, состояние погоды: дождь, ветер, солнце; жарко, холодно, всевозможные «погодные» ощущения персонажей, конечно же, закрепляются, помогают показать ситуацию достоверно. Ну а в книгах, к примеру, К. Паустовского, М. Пришвина и других писателей, пишущих о природе, описание погоды важно в каждом событии.

Где делаем эти закрепы?
Слева основные места для закреплений. Черными крестиками я обозначил возможные места закрепа, а красными – обязательные.

-2

VII. КОМПОЗИЦИОННЫЕ (СТРУКТУРНЫЕ)

Возврат к прошлым событиям. Чем объемнее произведение, тем читатель быстрее забывает, что же было раньше (особенно с персонажами, а не с главным героем), лучше напоминать.

Вставки

Вставки лирические повторяются, если они являются постоянным структурным элементом, как, например, в цикле «Третья сторона зеркала» В. Ивановой, важно это делать последовательно.

Вставки – обращения к читателю. Это сейчас не в моде, но прием интересный. Происходит приобщение читателя к происходящему.

Вставки философские от автора или персонажа не должны быть огромными, представлять открытую мораль, поучения. Они предваряют, сопровождают или завершают событие. В качестве структурного элемента представляют собой точку зрения автора, героя или персонажа.

► Анонс будущих событий. Важнейший повтор, подготавливающий читателя к тому, что будет происходить, создающий интригу, но не раскрывающий сути. У Хайнлайна в романе «Дверь в лето» конторы замораживания людей описываются всего пару раз, да и то скупо, но именно такая скупая конкретика подстегивает воображение читателя: что же дальше? Как там все будет, когда герой проснется? Да и проснется ли он? А вот в у Л. Леонова в произведении «Бегство мистера Мак Кинли» сальватории-хранилища с усыпленными людьми упоминаются часто, описываются полно, детально, однако функция та же – читателю интересно, хочется узнать развязку.

Каноны. Элементы жанра определяют сам жанр. Если их не использовать, есть риск, что читатель будет разочарован, его ожидания не оправдаются. Например, от простого любовного романа читатель ожидает, что, пройдя сложный путь, героиня обретет счастье. И он вполне себе представляет, из чего может состоять этот путь. Однако это не значит, что используются шаблоны, речь лишь о правилах жанра.

-3

Как говорится, знать группы закрепов хорошо, но как их делать? Какими словами передавать? Прямо или косвенно? Дальше я как раз и расскажу о приемах, которые без проблем позволяют справляться с закреплением важных вещей в произведении.

© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература


Хобби
3,2 млн интересуются