Всем привет. В первой статье о закрепах (текстовые элементы, которые по-разному повторяются в произведении) я рассказывал, зачем это нужно, и успел рассмотреть закрепы времени.
Сегодня поговорим еще о двух важных видах закрепа: ключевом и знаковом. Поехали☺.
II. КЛЮЧЕВЫЕ
► Крючки. Обязательный закреп. Интрига, тайна, загадка, вопрос – все это цепляет, побуждает читателя дойти до конца истории.
► «Ружья». О чеховских «ружьях» знают все, но если писатели детективов считают их основой истории, то писатели других жанров иногда забывают их «подвешивать». «Ружья» готовят читателя к будущим событиям, дают ему намеки.
Например, в любом романе А. Кристи «ружья» подвешиваются в каждой главе. Это можно обнаружить, прочитав книгу, а потом вернуться и поискать закрепы-намеки.
► Ключи. Они похожи и на «ружья», и на «крючки». Они материализуют то и другое.
Например, в «Доме в тысячу этажей» Я. Вайсса каждый этаж – отдельный мир. Герой попадает из одного в другой разными способами, но иногда оказывается на странной лестнице, которая, кажется, никуда не ведет. Лестница-ключ повторяется, и только в конце читатель узнает всю правду.
Представьте себе железную дверь в комнату, а на ней огромный замо́к. «Крючки» пробуждают любопытство, что же за дверью? «Ружья» выстреливают – дают способ, как же туда попасть. А «ключи» – это вещи, предметы, что-то еще, что помогает реализовать способ и удовлетворить любопытство.
Где делаем эти закрепы? Слева перечислю основные места для закреплений. Черными крестиками я обозначил возможные места закрепа, а красными – обязательные.
III. ЗНАКОВЫЕ ЗАКРЕПЫ
Знаки, символы повторяются, если являются структурно-смысловым элементом.
► Знаки. Аббревиатуры, подписи, руны, цифры, рисунки и прочее. Так, например, у Толкина расшифровка рун довольна часта. Толкование знаков – распространенный прием в фэнтези, в фантастике.
► Символы. Рисунки, логотипы, символические предметы, артефакты и другое. Например, в «Заповеднике гоблинов» К. Саймака.
► Цвет. Цвета создают необходимую атмосферу, являются обобщающим элементом образа. Например, желтый цвет в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского передает «больной» образ Петербурга того времени.
► Запах тоже может стать обобщающим повторяющимся элементом. Например, в «Парфюмере» П. Зюскинда хорош контраст характера персонажа и запаха.
► Вкус. Тут речь не идет о том, чтобы вызвать у читателя вкусовые ощущения. Само по себе это бессмысленно. А повтор интересен. Например, в произведениях Бальзака описания еды становятся символом сытой жизни, сибаритства, а в «Обломове» А. Гончарова попадают в список «грехов» героя. Интересен прием в «Спектре» С. Лукьяненко. Некоторым читателям кажется, что часто повторяющиеся трапезы главного героя с дядей не имеют никакого смысла. Очень даже имеют: это и структурная отбивка приключений героя на разных планетах, отдых, и обмен информацией, и раздумья, моменты принятия решений. А в соединении со цветом (в названии частей) вообще ключ ко многим поступкам героя, к загадкам событий.
► Сны, пророчества, прорицания, предсказания. Это может стать основой, началом будущих событий. Однако не стоит забывать, что через какое-то время читатель уже не помнит, что там точно было во сне или в пророчестве, а возвращаться станет только тогда, когда сильно увлечен книгой, потому стоит повторять.
► Действия. Некоторые действия тоже должны быть закреплены. Странно же, если Гарри Поттер, который машет волшебной палочкой и произносит убивающее заклинание «Авада Кедавра», в похожей ситуации начнет размахивать полотенцем и орать «умри, гад!».
Далее о портретных и эмоциональных закрепах, они тоже важны.
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература