Найти тему
Живопись

«Стратфордская мельница»: вторая попытка художника Джона Констебла

В стародавние времена Стратфордская мельница выполняла роль бумажной фабрики. Она располагалась на маленьком острове посреди реки Стоур, неподалёку от деревни Стратфорд-Сент-Мэри. То есть примерно в паре миль к западу от Ист-Бергхольта, где родился сам художник Джон Констебл.

Посвящённая ей картина стала второй в серии из шести так называемых «шестифутовых» полотен героя нашей статьи, принимавших участие в выставках Королевской академии художеств. Мастер знал: в глазах высокого жюри размер произведения искусства имел немалое значение...

Джона Констебл, «Стратфордская мельница», 1820, холст, масло, 127 x 182,9 см, Национальная галерея, Лондон
Джона Констебл, «Стратфордская мельница», 1820, холст, масло, 127 x 182,9 см, Национальная галерея, Лондон

Джон Констебл укутал здание бумажной фабрики в густую тень, в то время как лучи солнечного света играли среди облаков, меж ветвями деревьев, на водной глади... Пожелтевшая ива склоняет листву над спокойной рекой, у берега спит порожняя баржа, а вдали мы с Вами видим залитый солнцем фермерский дом, словно бы замыкающий пространство композиции. Тёмные тучи в дальнем далеке наводят на мысль о ливнях, что обошли стороной этот сонный мирок.

Джона Констебл, «Стратфордская мельница», 1820, фрагмент
Джона Констебл, «Стратфордская мельница», 1820, фрагмент

Композиция для Стратфордской мельницы разработана на основе наброска маслом, ныне известного как «Рыболовы на Стратфордской мельнице», созданного летом 1811 года. Шесть лет спустя, перебравшись в Лондон, Констебл взял этот набросок с собой. Уже тогда он размышлял о том, чтобы использовать эти наработки для написания масштабного полотна. И не раз дополнял композицию новыми деталями, которые почерпнул в ходе пленэрных сессий в Саффолке и Эссексе.

Итак: сперва мастер создал небольшой (примерно вчетверо меньше итогового) и весьма приблизительный набросок маслом. Затем пришёл черёд сделать полномасштабный эскиз подготовительной композиции. Который — кстати говоря — до сих пор хранится в Йельском центре британского искусства. Лишь после этого художник принялся «насыщать» картину деталями, создающими её неповторимое настроение, которое в скором времени так поразит первых французских импрессионистов.

Джона Констебл, «Стратфордская мельница», 1820, фрагмент
Джона Констебл, «Стратфордская мельница», 1820, фрагмент

Ну а когда картина была возвращена автору не оценившей её достоинств Королевской академией, Констебл не опустил рук и продолжал работать над ней. К середине июля 1821 года полотно было готово. Ну, или не совсем готово... Продав его некоему господину Тинни, Констебл трижды забирал картину обратно. Несмотря на всё неудовольствие владельца и его близких. Сначала — для того, чтобы «смягчить» доминирующие тона и «облегчить» мизансцену. Затем — для участия во всебританской художественной выставке. Ну а затем(уже после того как мистер Тинни ушёл в лучший мир) — чтобы её гравировал великолепный Дэвид Лукас.

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось, Вы подписались и вернулись вновь на канал, чтобы вместе познавать русскую и мировую живопись — большое спасибо!