В стародавние времена Стратфордская мельница выполняла роль бумажной фабрики. Она располагалась на маленьком острове посреди реки Стоур, неподалёку от деревни Стратфорд-Сент-Мэри. То есть примерно в паре миль к западу от Ист-Бергхольта, где родился сам художник Джон Констебл.
Посвящённая ей картина стала второй в серии из шести так называемых «шестифутовых» полотен героя нашей статьи, принимавших участие в выставках Королевской академии художеств. Мастер знал: в глазах высокого жюри размер произведения искусства имел немалое значение...
Джон Констебл укутал здание бумажной фабрики в густую тень, в то время как лучи солнечного света играли среди облаков, меж ветвями деревьев, на водной глади... Пожелтевшая ива склоняет листву над спокойной рекой, у берега спит порожняя баржа, а вдали мы с Вами видим залитый солнцем фермерский дом, словно бы замыкающий пространство композиции. Тёмные тучи в дальнем далеке наводят на мысль о ливнях, что обошли стороной этот сонный мирок.
Композиция для Стратфордской мельницы разработана на основе наброска маслом, ныне известного как «Рыболовы на Стратфордской мельнице», созданного летом 1811 года. Шесть лет спустя, перебравшись в Лондон, Констебл взял этот набросок с собой. Уже тогда он размышлял о том, чтобы использовать эти наработки для написания масштабного полотна. И не раз дополнял композицию новыми деталями, которые почерпнул в ходе пленэрных сессий в Саффолке и Эссексе.
Итак: сперва мастер создал небольшой (примерно вчетверо меньше итогового) и весьма приблизительный набросок маслом. Затем пришёл черёд сделать полномасштабный эскиз подготовительной композиции. Который — кстати говоря — до сих пор хранится в Йельском центре британского искусства. Лишь после этого художник принялся «насыщать» картину деталями, создающими её неповторимое настроение, которое в скором времени так поразит первых французских импрессионистов.
Ну а когда картина была возвращена автору не оценившей её достоинств Королевской академией, Констебл не опустил рук и продолжал работать над ней. К середине июля 1821 года полотно было готово. Ну, или не совсем готово... Продав его некоему господину Тинни, Констебл трижды забирал картину обратно. Несмотря на всё неудовольствие владельца и его близких. Сначала — для того, чтобы «смягчить» доминирующие тона и «облегчить» мизансцену. Затем — для участия во всебританской художественной выставке. Ну а затем(уже после того как мистер Тинни ушёл в лучший мир) — чтобы её гравировал великолепный Дэвид Лукас.
Автор: Лёля Городная