В Каргапольском районе Курганской области находится Нечунаевский курганный могильник. Памятник располагается недалеко от деревни Ташково, где я была в первой экспедиции 1978 г. Через 5 лет я вернулась в знакомые места.
На высоком правом берегу Исети видны насыпи небольших курганов, в которых оказались погребения саргатцев. Наверное, место было выбрано не случайно: отсюда открывается чудесный вид на пойму реки, где когда-то паслись стада на вольном просторе, жили люди. Мы смотрели на курганы с берега реки, где расположился наш лагерь, и нам казалось, что солнце своими тёплыми лучами ласково касается этой земли, а ночью яркая луна плыла над курганами и охраняла покой царства мёртвых. Картина просто завораживала.
Как и у многих народов в древности, у саргатцев был сложный и многообразный духовный мир. Исследователи данной культуры восстанавливают его по крупицам. Саргатцы верили в загробный мир, поэтому покойников хоронили с определённым набором вещей, предметов быта и вооружения, животными (лошадьми, собаками), которые должны были сопровождать умершего в ином мире. При погребении соблюдались ритуальные обряды, которые, надо сказать, в достаточной мере консервативны. Для умершего рыли могилу, чаще всего ориентированную по линии С-Ю. Можно предположить, что труп опускали в неё на носилках. В могилу помещали сосуды с пищей или питьём, укладывали куски мяса, так как в могилах часто встречаются кости животных, а рядом располагали нож. Остальные вещи зависели от пола умершего: женщин хоронили с украшениями и предметами быта, а мужчин – чаще всего с оружием. Над могилами сооружали разной высоты насыпи. Завершением погребального обряда была тризна, о чём свидетельствовали следы от кострищ, битые сосуды и кости животных.
Раскопки Нечунаевских курганов под руководством Н. В. Варанкина начались в 1982 году и продолжились в 1983, когда сюда приехала Л. Н. Корякова.
Курганы были небольшие по размерам и явно носили следы грабительских ям. С этим явлением археологи часто сталкиваются. Многие курганы грабили ещё в древности, а на Урале и в Сибири курганы раскапывали «бугровщики» (грабители могил), которые занимались поиском ценных предметов, в первую очередь, их привлекали золотые изделия, которые встречаются в богатых захоронениях раннего железного века.
Для исследования мы выбрали несколько курганов, разметили их центральными бровками по линиям С-Ю и З-В на четыре сектора и начали снимать насыпь. Самый большой курган мало чем порадовал, до самого основания могилы прослеживался грабительский ход. Всё, что нашли – это несколько осколков керамики и небольшой фрагмент черепа человека. В других курганах встретились находки, хотя, судя по тому хаосу, который царил в могилах, они тоже были давно ограблены. По набору вещей можно только было определить мужское или женское погребение перед нами. В мужских погребениях найдены костяные, бронзовые и железные наконечники стрел, фрагменты мечей, предметы конской упряжи. В женских могилах встречались бусины, пряслица, предметы дамского туалета. Во всех захоронениях присутствовали фрагменты керамики или целые сосуды, в том числе и из дерева.
Мне запомнились два погребения, находящиеся недалеко друг от друга. В мужском захоронении кости таза и берцовые кости скелета были зелёными от окислившейся бронзы, и хотя вещей с костяком не было, кроме одной стрелы (могила была ограблена), но легко было представить мужчину воином, похороненным с предметами вооружения. Больше повезло женскому погребению, хотя и в нём кости скелета и вещи были разбросаны по всей могиле. При расчистке захоронения я нашла стеклянные бусины и одну большую пастовую бусину. Из них без труда составлялось ожерелье. Для украшения одежды покойной или, возможно, обуви использовались небольшие круглые металлические бляшки, ещё одна бляшка была выполнена из золотой фольги и украшена орнаментом. Золотые украшения встречаются в богатых саргатских курганах, в том числе и в Курганской области известны такие находки, часто выполненные в зверином стиле. В конце 80-х годов в Омской области в одном из саргатских курганов археологи нашли клад, состоящий из золотых изделий. В 1987 году, когда мы побывали на раскопках в Омской области, нам с Л. Н. Коряковой показывали фотографии данных находок, которые в настоящее время хранятся в областном краеведческом музее.
Саргатские женщины использовали весь набор украшений: серьги, бусы, перстни, кольца, браслеты (бронзовые проволочные браслеты мы находили в захоронениях на Ипкуле в Тюменской области), пользовались косметикой.
Материал погребений свидетельствует о постоянных торговых связях саргатцев со своими соседями: с савроматами и саками Казахстана, со Средней Азией, с местными гороховскими и баитовскими племенами Зауралья, с иткульскими металлургами Урала и другими племенами.
Если говорить об этнической принадлежности саргатцев, то сначала Корякова Л. Н. относила их к угорскому населению, но затем, по мере накопления материала, стала полагать, что это этнополитическое образование в значительной степени иранизированное, большое влияние на которое оказали южноугорские и самодийские компоненты, по мере того, как саргатцы продвигались в зону тайги.
Просуществовав на протяжении довольно длительного времени, саргатская общность исчезла в V веке нашей эры. Учёные предполагают, что связано это с эпохой Великого переселения народов. Саргатские народы были вовлечены в походы Гуннской орды и ушли с привычной территории обитания в поисках новой жизни.