Сегодня хотелось бы затронуть тему появления в наших войсках САУ 2С25, так называемого, лёгкого танка «Спрут-СД» и его защищенности. Безусловно, появление этой машины напрямую тесно связанно с боевыми действиями советских войск в Афганистане.
В начале отмечу, что в первую очередь именно война является своеобразным катализатором конструкторской инженерной мысли. Не стали исключением и боевые действия советских войск в Афганистане.
В горах Афганистана водоплавающие БМД работали как сухопутные БМП и БТР и подтвердили свои отличные боевые качества. Эти машины с десантом и грузом на броне брали крутые подъёмы, которые были недоступны боевым машинам пехоты.
Однако именно афганский опыт показал, что БМД-1 и БМД-2 имеют ряд принципиальных недостатков. В результате эксплуатации в условиях горной местности стало понятно, что машине необходима более просторная обитаемая башня, в которой помимо наводчика оператора, смог бы разместится еще и командир.
Так же выяснилось, что из-за малой массы, во время стрельбы из 30 мм пушки, машину сильно раскачивало, что заметно сказывалось на точности огня. Из-за слабого бронирования, и слишком низкой противоминной стойкости, машина оказалась не эффективной для сопровождения колонн.
Из-за конструктивной особенности самой телеги устранить все эти недостатки путем модернизации не представлялось возможным. Стоило учитывать и жесткие ограничения при транспортировке этих машин военно-транспортной авиацией, накладываемые габаритами грузовых отсеков самолетов.
В середине 80-х годов основным военно-транспортным самолетом ВДВ был Ил-76. Его грузовой отсек и сама грузоподъемность значительно превышали аналогичные показатели транспортника Ан-12, который был основным военно-транспортным самолетом предыдущего поколения.
Исходя именно из этих современных реалий, конструкторское бюро Волгоградского тракторного завода, приступили к работе над новой боевой машиной десанта. Возглавлял этот проект Аркадий Шабалин.
Длят того что бы разместить наводчика и командира в башне, конструкторам, прежде всего, пришлось увеличить ее размеры. Это повлекло за собой и изменение габаритов самой телеги. Она стала шире и длиннее, что естественно сказывалось на ее весе.
Была увеличена и толщина броневых плит, что естественно сказывалось на более лучшей защите экипажа и десантников. По сути БМД-3 стала кардинально другой машиной, включая всю ходовую часть.
В 1990 году после испытаний и доводки машина была принята на вооружение под обозначением БМД-3 «Бахча». Не смотря на увеличение габаритов и массы, конструкторам удалось сохранить высокую подвижность и маневренность машины.
Эти качества обеспечивал более мощный многотопливный дизельный двигатель с гидромеханической реверсной коробкой передач. Машина обладала хорошей проходимостью, была легка в управлении и проста в эксплуатации.
И именно БМД-3 послужила основой для создания самоходной артиллерийской установки «Спрут-СД» с орудием Д-81 калибра 125 мм. То есть такими стволами сегодня обладают основные боевые танки.
Эта машина способна преодолевать водные преграды, при этом стреляя из пушки на плаву. То есть фактически, это лёгкий плавающий танк с полноценным тепловизором, который пригоден к парашютному десантированию вместе с экипажем.
Безусловно, это отличная машина для своего класса, с боевой мощью основного танка и для десантных войск она просто необходима. То есть этот ствол мог уже применять кинетические оперенные боеприпасы типа «Свинец» с пробитием до 650 мм.
Но все же по защищенности этой платформы у некоторых есть претензии.
Многие в комментариях неоднократно писали, что эта машина, которая в свою очередь способна противостоять основным ОБТ, имеет плохую защищенность. Однако я не имею никаких претензий, так как этот достаточно специфичная машина.
Стоит понимать, что это десантируемая машина и защита «Спрут-СД» сделана от защиты пулемёта калибра 12,7 мм. Башня машины сделана достаточно грамотно, с хорошими углами и способна держать натовское автопушечное вооружение калибра 30 мм.
Однако не отвергаю идею того, что можно было бы и отдельно разработать комплекс мер дополнительной навесной защиты, которые при необходимости можно быстро смонтировать членами экипажа на основной броне.
То есть на болтовых соединениях на заранее сделанные бонки, как у контейнеров динамической защиты «Контакт-1». Эту ДЗ с маячками можно так же было бы сбрасывать в квадрат десантирования этих машин.
Монтаж такой ДЗ займёт не более часа. Так же можно было предусмотреть, что бы эти защитные блоки были не очень тяжелыми, типа элементов нового модульного элемента 4С24 «Реликт» со стальной метаемой пластиной.
Нужно так же понимать, что эти блоки должны быть с меньшим зарядом, что в случае отражения атаки, основная броня смогла выдержать, тем боле, что запас у ходовой и двигателя есть, и он предусматривает наращивание дополнительного бронирования.
Да и сама идея добавления живучести этих машин не сложная и не требует, каких либо затратных разработок и производства. Такая защита вполне способна защитить даже от огня натовских автопушек типа Браунинг, которые могут иметь оперенные боеприпасы.
Пишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу, и имеет ли такая идея вообще место быть.
Так же читайте на моем канале: На что же способен комплекс активной защиты «Арена-М»