Найти в Дзене

Два пассионарных поступка Льва Гумилева. Хотя можно было отсидеться

Лев Николаевич Гумилёв писал о пассионариях.

О ярких личностях, лидерах, вождях, о тех, кто делает историю. И народы становятся пассионарными, движут историю, когда происходит энергетический импульс космического характера. Понятное дело, в советское время теория пассионарности не очень вписывалась в науку. Пассионарность, космос, энергия - это контрреволюционные понятия.

Пассионарий - это тот, кто не может отсидеться. Даже если это выгодно, безопасно, мудро. Даже если посадят насильно или уже посадили, пассионарий отсидеться не может. Может, космический импульс его заставляет встать и сказать. А может, Совесть. Кант недаром Совесть считал проявлением Бога. И Космоса.

Вот два случая из жизни ученого Льва Гумилева. Однажды он попал в тюрьму, причём не в первый раз. На лекции преподаватель насмехался над стихами его расстрелянного отца - Николая Гумилева. И над самим поэтом издевался. Мол, он лжец и хвастун, врал, что был в Абиссинии. А на самом деле был только в Алжире!

Лев встал и при всех сказал, что поэт был в Абиссинии. Это преподаватель неправду говорит. Врёт.

А надо было промолчать. Зачем демонстрировать свою родственную связь с расстрелянным? Это опасно! И зачем спорить с преподавателем? Это ещё опаснее. Тут же был написан донос, а студент потом поехал по этапу лес валить.

Он валил лес, а как же. Стал доходягой - так называли тех, кто дошёл до крайней степени истощения. Уронил топор и разрубил себе ногу. Отбывал срок. И в уме сочинял свои научные работы.

Потом война пришла; режим Гумилеву смягчили. Но он так и работал в Туруханском крае, про который в песне поётся. И этот невинно посаженный учёный совершил второй пассионарный поступок. Он сильно просился на фронт, просил, чтобы его НАГРАДИЛИ отправкой на фронт. Он воевать с фашистами хотел, этот «контрик», как его называли. Сражаться за Родину. Но на фронт его не отправляли.

Тогда учёный Гумилёв взял бритву, приставил к запястью и сказал коменданту лагеря: мол, если меня не отправят на фронт, я сейчас прямо здесь вскроюсь. А ты попадёшь в ад!

Дикая сцена из лагерного быта. Если не знать, чего требовал учёный Лев Гумилёв.

И он получил желаемое - отправился на фронт. Храбро воевал за страну, в которой страдал и жил. И которую любил. Потому что пассионарий умеет любить и защищать то, что любит. Жертвовать собой и рисковать. Хотя может ругать и критиковать недостатки…

Был награждён за взятие Берлина. А мог бы отсидеться. Ведь уже сидел; зачем было вставать и идти?

Но пассионарий отсидеться не может. Встаёт и идёт.

Сложный был человек, непростой и противоречивый. Но пассионарии другими не бывают. С ними трудно.

А без них невозможно. Вот в чем смысл пассионарности. Это носители космической энергии жизни. Пусть это и звучит контрреволюционно…

(по книге моего друга, писателя Сергея Белякова «Гумилёв, сын Гумилева»)

Анна Кирьянова