Найти тему
Андреева Мария

ПРАВИЛЬНЫЙ ФОРМАТ ЦВЕТОЧНОГО МАГАЗИНА

Мы уже разобрались с бизнес-планом цветочного магазина и точкой безубыточности - самое время определиться с форматом, в котором будет работать ваша студия!

Поехали!

3 формы взаимодействия с клиентами цветочного магазина

В цветочном бизнесе я выделяю 3 основных формы взаимодействия с клиентом:

1. ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН С ПЕШИМ ТРАФИКОМ

Такой формат предполагает тщательный подбор месторасположения и аренду. Трафик - поток потенциальных клиентов - существует, по факту, вне магазина, но при удачной локации неминуемо проходит мимо вас и…заходит, совершает покупку.

магазин компании FIORI в Вене
магазин компании FIORI в Вене

Формат офлайн не сложный: здесь важнее всего правильное место - конечно, надо учитывать, что хорошая локация будет обходиться дорого. Но достаточно сделать приятный глазу магазин, и у вас быстро пойдут продажи.

Важно также научиться работать с товарным остатком - закупать столько, чтобы всегда были цветы в наличии и холодильник не выглядел пустым, но при этом чтобы не было большого списания.

2. ЗАКРЫТАЯ МАСТЕРСКАЯ

В таком формате люди к вам не приходят, а заказы поступают через интернет, телефон или даже через ваших друзей - в зависимости от того, какой канал продаж у вас наиболее развит.

Иными словами, это мастерская ремесленника, где создаются композиции по запросу клиента. Такой формат вполне может обходиться страничкой в Instagram и сайтом с контактами.

Это я и моя мастерская в г. Якутске (страшно представить фото 2013 года)))))))
Это я и моя мастерская в г. Якутске (страшно представить фото 2013 года)))))))

3. ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН

Сразу скажу - это самый трудозатратный и финансово сложный формат. Что он из себя представляет?

  • У вас есть сайт, возможно, дополнительные каналы продаж - соцсети, мессенджеры и т.д. Но основной источник продаж - все же сайт, созданный профессионалом, а не собранный из шаблона.
  • Это уже не формат мастерской, а полноценный производственный цех с офисом продаж.
  • Здесь работают флористы, которые собирают букеты по картинкам.
  • В офисной части при этом сидят штатные менеджеры по продажам, которые обрабатывают заявки и передают их в производство.
  • Возможно, у вас здесь уже налажена своя логистическая служба или же она работает на аутсорсе.
Интернет-магазин - это не просто мастерская, а большая цепочка с несколькими звеньями: производство, обработка заявок, логистика, маркетинг.

Маркетологи занимаются продвижением сайта, SEO-оптимизацией, рассчитывают бюджет на рекламу.

Какое-то время руководитель интернет-магазина может совмещать несколько профессий, но это не значит, что их нет в штатном расписании! Вы четко должны понимать, до какого момента вы выполняете работу нескольких людей. Важно и сразу учитывать свою зарплату за нее и вносить ее в расход.

Какой главный навык должен быть у флориста интернет-магазина? Ответ однозначный: способность собирать композиции по картинке. Ведь когда человек заказывает у вас букет, он хочет получить ровно то, что он видел на фото, а не «похожий» или аналог!

Сразу говорю, в таком формате у новичков неизбежно будет случаться перерасход - важно научиться так формировать ассортимент, чтобы из одних позиций вы могли собирать разные букеты.

Это сложная задача, поскольку вы обязаны гарантировать постоянное наличие материала. Допустим, если вы поставили в матрицу композиции с цветами, у которых есть сезон, высока вероятность, что вы попадете впросак.

Важно пересматривать матрицу в зависимости от сезона, балансировать ее по цене - в ней должны быть и дорогие, и дешевые композиции!
фото из моего телефона)
фото из моего телефона)

И, конечно, в формате интернет-магазина большое внимание нужно уделить упаковке. Те, кто не продумывает заранее ее вид, цвет, форму, попадают в неприятные ситуации. Опять же, заказывая букет по фото на сайте, человек хочет получить ТОЧНО ТАКОЙ ЖЕ, даже так же упакованный, а бумаги - хоп! - и у вас в наличии уже нет. Как будете разбираться?

Негодование клиентов в наше время очень быстро может убить даже самый успешный магазин - имейте это в виду.

СОВЕТ

Прежде, чем запускать интернет-магазин, запустите мастерскую ремесленника - предлагайте клиенту креативные решения и работайте так, как вам удобно. Эта творческая история, как правило, трудно монетизируется и быстро достигает потолка, потому что завязана на 1-2 людях - а бизнес из этого сделать сложно.

НО!

Так вы получите ценный опыт, научитесь делать правильную закупку и наладите логистику - а это уже первая ступень к серьезному цветочному бизнесу.