Найти тему
CityWalks

Ангарск: город сталинского ампира и советского модернизма

На расстоянии 44 км от Иркутска расположен Ангарск. Это удивительный город, который смело можно назвать памятником советского градостроения. Но обо всем по порядку.

"Город, рожденный победой" - данная надпись часто встречается в Ангарске. Что ж, и правда, город был основан в послевоенном 1948 году. Как и полагалось, Ангарск был возведен вместе с заводами и, скорее всего, для обеспечения жильем работников новосозданных заводов. Сейчас мы понимаем, что это не лучшая идея - делать город полностью зависимым от промышленных предприятий. В Советском Союзе же это была повсеместная практика. Таким образом, Ангарск стал городом нефтехимиков. Данный статус он удерживает до сих пор.

Однако меня больше интересует не история города, а его внешний облик. Ангарску повезло с датой основания. Как мы знаем, в 1948 году Сталин еще был жив и находился у власти. Во время его правления в СССР активно насаждался такой архитектурный стиль, как сталинский ампир. Он отличался помпезностью, масштабностью, богатым декором и советской символикой. Именно в таком стиле начинал застраиваться Ангарск. Именно в таком стиле был построен весь центр города. Но Сталин умер, к власти пришел Хрущев. Поэтому в 1955 году, с изданием постановления "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" подобной застройке пришел конец. Впрочем, это не значит, что развитие Ангарска на этом прекратилось. Просто теперь вектор строительства был изменен. У руля встали строители и модернисты, а город стал обрастать новыми панельными районами. Вместо кварталов появились микрорайоны. Но стоит отметить, что многие панельки, построенные в тот период, являются весьма самобытными, в отличие от большинства городов страны. Сами здания, естественно, однотипны, но они имеют интересно оформленные балконы, декоративные вставки, или, например, в Ангарске можно встретить дома с округлой формой. Возможно, это было связано с удаленностью от столицы и отсутствием тотального контроля над проектировщиками. Возможно, власти хотели сделать из Ангарска своеобразную "витрину СССР" и поэтому здесь все делалось немного лучше, чем в целом по стране. Но как бы то ни было, факт остается фактом: в городе есть множество зданий постсталинского периода, представляющих интерес.

Еще одной особенностью Ангарска являются широкие улицы. Ну и что же тут необычного, спросите вы. В Челябинске, например, тоже есть широченные проспекты. А дело тут в том, что такие улицы в Ангарске были спроектированы изначально, а не появились в результате ошибочной политики администрации, потакающей автомобилистам. Здесь это было сделано прежде всего с идеологической целью. Широкие улицы вкупе с богатой на декор сталинской архитектурой должны были вызывать у человека чувство собственной ничтожности по сравнению с величественными творениями градостроителей. Говоря проще, широкие улицы должны были давить на человека своей громадностью, а также заставлять его восхищаться и гордиться своим городом, а заодно и страной. Ведь во враждебной Европе, например, улицы узкие и якобы неудобные. В этом и заключалась идеология широченных проспектов.

-3

Впрочем, есть у ангарских широких улиц и свои достоинства. Например, тротуары в городе сделаны с такой шириной, чтобы людям было комфортно здесь ходить. Но что мне реально понравилось, так это обилие зелени. Ангарск буквально в ней утопает. Благодаря ей по городу очень приятно гулять, чем, собственно, многие ангарчане и занимаются в свободное время. Также зеленые насаждения имеют и более практичную функцию. По данным Росприроднадзора, Ангарск находится на 10 месте среди всех российских городов по уровню загрязнения окружающей среды. Связано это, прежде всего, с большим количеством нефтехимических предприятий в черте города. А зелень очищает воздух. Если честно, по Ангарску и не скажешь, что это настолько загрязненный город. Очень уж в нем много зелени, гораздо больше, чем в соседнем Иркутске.

Однако, есть у Ангарска и недостатки. Это очень неухоженный город. В нем много деревьев и кустарников, но они уже, по сути, дикорастущие, за ними не ухаживают и это видно. Также в городе разбитые тротуары и много открытого грунта. Первое, как мы знаем, создает неудобства для пешеходов, второе же является источником грязи. Судя по всему, власти не сильно торопятся исправить ситуацию. Так что при прогулке по городу могут возникнуть неудобства.

Отдельно хочу поговорить про трамвай. В Ангарске с ним все очень сложно. У предприятия очень много долгов и нет возможности их выплатить. Мэрия же долгое время просто закрывала глаза на проблему. Все это привело к тому, что Ангарскому трамваю стали отключать электричество из-за долгов, да и сам трамвай в 2021 году администрация хотела уничтожить. К счастью, благодаря волне общественного негодования и освещению данного события в местных СМИ, трамвай удалось отстоять. Правда, маршруты были сильно порезаны, а интервалы на них стали составлять 20-30 минут. Но несмотря на довольно печальное состояние муниципального предприятия, сама трамвайная система просто шикарна. В большинстве своем трамвайные пути физически обособлены от проезжей части и проходят по середине улицы. Это невероятно правильное решение, позволяющее трамваю не зависеть от ситуации на дороге, то есть практически не стоять в пробках. Благодаря этому трамвай может относительно быстро ездить, останавливаясь только на остановках и перекрестках, и работать более надежно, ведь вероятность того, что кто-нибудь врежется в трамвай или попадет в аварию на путях, весьма мала. Это, в свою очередь, делает трамвай стабильным и популярным видом общественного транспорта. Правда, в Ангарске это не так из-за небольшого количества трамваев на маршрутах и старости подвижного состава. Но это уже исключительно вопрос денег и компетентности городских властей. Также меня удивило то, что многие пути зеленые, то есть среди них растет трава. Смотрится очень красиво. Жаль только, что по многим путям уже десятилетиями не ездят трамваи.

-6

Помимо вышеперечисленного, к недостаткам города я могу отнести современную архитектуру. То есть ее отсутствие. Ангарск - это небольшой город с населением около 225 тысяч человек, которое, к тому же, постоянно сокращается. Поэтому и спрос на новое жилье здесь небольшой. Но он есть. Так что иногда в Ангарске строятся новые здания. Их облик оставляет желать лучшего. Чаще всего это многоэтажка с девятью и более этажами, имеющая весьма примитивную форму, чей фасад выполнен из дешевых материалов или просто безвкусно. Но стоит отдать должное - новые здания, по крайней мере которые я видел, нельзя назвать просто свечками или коробками. Видно, что архитекторы пытались что-то изобразить, правда, у них это не особо получилось. Но само стремление создать что-то уникальное - похвально.

Что же можно сказать про Ангарск в конечном итоге? Это очень интересный город с приятной и выразительной архитектурой. Город является необыкновенной смесью сталинского ампира и типового модернизма с легким налетом не самой удачной современной архитектуры. Благодаря этому Ангарск интересно изучать. Кроме того, здесь много парков и зелени, благодаря чему по нему приятно гулять. Но во время нахождения в городе я уверен, что вас не будет покидать ощущение того, что Ангарск переживает сейчас не лучшие времена. У города нет денег, вследствие чего мэрия вынуждена вкладывать все усилия не в развитие, а в банальное поддержание на плаву. В Ангарске мало работы, не связанной с нефтехимией, и тут недостаточно мест для развлечений. Поэтому из города массово уезжает молодежь. Кроме того, соседство с Иркутском также негативно влияет на ситуацию в Ангарске. И это понятно, ведь областной центр является более развитым городом, в нем гораздо больше возможностей. Все эти факторы вызывают отток населения.

Но у Ангарска есть огромный потенциал, который власти, как городские, так и областные, даже не пытаются реализовать. Ангарск - это же, по сути своей, шикарный заповедник советского градостроения. В России не так уж много городов, которые могут похвастаться чем-то подобным. На ум приходит, разве что, Магнитогорск. А ведь если раскрутить эту тему, то можно привлечь в город туристов, а это, в свою очередь, будет являться дополнительной статьей доходов.

В общем, я могу охарактеризовать Ангарск как удивительный и очень приятный город, который, к сожалению, сам не осознает своей красоты.

#путешествия #ангарск #иркутская область #архитектура #обзор города #города россии #провинциальный город