Вступление
Наверное, каждый из нас хоть раз задумывался о переезде. Кто-то мечтает уехать за границу, другие - в Москву или Санкт-Петербург. Я же переехал в Иркутск. Это город с прекрасной архитектурой и более чем 360-летней историей. Как и в любом другом городе, здесь есть свои проблемы. Одни являются типичными для всей России, другие - чисто иркутские. В общем, все как всегда - у Иркутска есть свои преимущества и недостатки. В данной статье я хочу рассказать о них, а заодно и поделиться некоторым опытом, приобретенным мной за год жизни в Иркутске.
Преимущества
1) Дореволюционная и советская архитектура.
Иркутск является довольно красивым городом. Здесь много памятников архитектуры и сохранилась средовая застройка - именно за это центр Иркутска был внесен в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО. В советское время много красивых зданий было снесено, однако в городе появились неплохие примеры сталинского ампира, а в 70-х годах в Иркутске появилась собственная архитектурная школа, проектировавшая невероятные модернистские дома. И это я не говорю про деревянное зодчество, ставшее визитной карточкой города.
2)Образование и наука
Иркутск - студенческий город. Здесь много вузов, два из которых, ИРНИТУ и ИГУ, периодически появляются в международных рейтингах. Есть и другие вузы, более узкой направленности. Имеется даже частный университет, правда качество образования там сомнительное. Помимо этого, в городе большое количество ссузов, которые тоже пользуются популярностью. Есть техникумы и колледжи от университетов, есть самостоятельные. В общем, выбор широкий. В плане школ и детсадов уже не все так однозначно. В городе чувствуется их нехватка. При этом в последние годы ситуация выправляется. Мэрия строит новые школы и детские сады, делает пристрои к уже существующим зданиям, так что, думаю, через несколько лет ситуация нормализуется.
В плане науки в Иркутске все очень даже хорошо. Здесь есть собственный Академгородок, в котором располагаются 11 институтов Сибирского отделения Российской академии наук. Для провинциального города это весьма неплохой результат.
3)Культура и развлечения
Возможно, кто-то считает, что Иркутск - это типичный провинциальный город, где особо нечего делать. Как бы не так! В свое время Иркутск был столицей всей Восточной Сибири, процветающим купеческим городом, а также местом, куда ссылали сначала декабристов, а затем просто неугодных властям политиков и деятелей культуры. Вследствие этого в Иркутске очень развита культурная жизнь. Здесь много театров, как государственных, так и частных. Недавно, например, открылся Иммерсивный театр. В городе можно сходить в различные музеи и картинные галереи. У местных жителей очень популярна Галерея современного искусства Виктора Бронштейна. Также имеются многочисленные кинотеатры.
4)Бары, кафе и рестораны
Если вы любитель вкусно поесть, что в Иркутске у вас с этим проблем не будет. Здесь представлен широкий выбор заведений общепита. Есть как крупные франшизы (например, ШашлыкоFF), так и локальные рестораны. В последнее время открывается много интересных заведений. Неплохо развита в городе кофейная культура. Пекарни и кондитерские есть чуть ли не на каждом углу. Также в городе неплохо развиты сети быстрого питания. Можно сходить в KFC, Burger King, Subway, большой выбор пиццерий, в том числе Papa John's и Додо Пицца. В ближайшем будущем на территорию Иркутска должен зайти McDonald's. Переговоры об этом между представителями компаниями и губернатором уже идут.
5)Климат
Многим покажется это странным, но я считаю климат Иркутска преимуществом города. Здесь ярко представлены все четыре сезона. Но больше всего меня радует зима. Конечно, морозы от -30 °C случаются, но это всего несколько дней за три месяца. Большую же часть зимы температура в среднем составляет около - 20 °C. Но не это главное. В Иркутске много снега. в хорошем смысле этого слова. Идешь по улице и душе приятно. Но больше всего меня радует солнце. Иркутск - один из самых солнечных городов России. Большую часть зимы погода ясная.
В отличие от зимы, лето в Иркутске жаркое. Обусловлено это резко континентальным климатом. Часто случаются ливни.
Конечно, климат как преимущество Иркутска - это весьма субъективный аспект. Многие наоборот уезжают отсюда в Краснодар в погоне за теплом, и я их прекрасно понимаю.
6) Темп жизни
Иркутск является крупным городом, но мегаполисом его назвать сложно. Поэтому жизнь здесь идет вполне размеренно. С одной стороны, в городе нет утомительной медлительности, присущей многим провинциальным городам. С другой, тут нет лютой суеты и спешки, ставших одной из визитных карточек больших городов, таких как Москва. Лично для меня темп жизни в Иркутске является комфортным, однако каждому свое.
Недостатки
1) Землетрясения
Из-за близости к Байкалу в Иркутске часто бывают землетрясения. В основном они слабые и их очень сложно почувствовать. Однако за последний год в Иркутске было три сильных землетрясения, магнитудой в 5-6 баллов. Впрочем, в Иркутске давно известно об этой проблеме и город делает все, чтобы минимизировать негативный эффект от нее. Раньше было запрещено высотное строительство, теперь же здания строятся с учетом сейсмической активности в регионе. Применяются специальные технологии, позволяющие домам выдерживать землетрясения в 8 баллов. Но Иркутск все равно никогда не сможет побороть землетрясения, он может только приспособиться к ним. Поэтому Иркутск не подходит для людей, которые боятся землетрясений.
2) Современная архитектура
Когда-то в Иркутске строилось много шедевров архитектуры. Сейчас же, к сожалению, об этом можно только вспоминать. Балом ныне правят застройщики, поэтому большинство новых домов выглядят убого и дешево. А зачем напрягаться, если и так все раскупят? К счастью, Иркутску удалось избежать участи какого-нибудь Санкт-Петербурга. Город не застроили 25-этажными человейниками без малейшего намека на архитектуру. Однако в последнее время новостройки Иркутска растут ввысь, при этом они продолжают оставаться безликими коробками. Это настораживает. Кроме того, в Иркутске продолжает существовать и развиваться такой стиль, как капиталистический романтизм (капром). В общем, в плане современной архитектуры у города имеются большие проблемы. Вряд ли в ближайшее время ситуация изменится, ведь в Иркутске мэр, вице-мэр, председатель городской думы и главный архитектор - это выходцы из "Нового города", одной из крупнейших строительных компаний в городе, отличающейся убогостью своих построек. Однако не все так плохо, как может показаться. В последние годы в Иркутске стали появляться красивые новостройки. Цены в них кусаются, но я думаю, это вопрос времени. Появились и застройщики, которые придают своим домам приятный облик. Возможно, через какое-то время и основные игроки строительного рынка подтянутся и начнут возводить дома с хорошей современной архитектурой.
3)Цены на недвижимость
Если на современную архитектуру Иркутска многие горожане не обращают внимания, а некоторые даже считают ее красивой, то вот цены на недвижимость не ругал, наверное, только ленивый. Стоимость квартир в новостройках Иркутска очень высокая, в среднем 84.000 рублей за квадратный метр. При этом цены растут как на дрожжах. За последние 5 лет они выросли в два раза. Связано это с несколькими факторами. Во-первых, требования к сейсмостойкости, увеличивающие затраты на строительство и, соответственно, цены на квартиры. Во-вторых, наводнение в Тулуне также изменило ситуацию на рынке. Многие на полученные деньги решили приобрести квартиры в Иркутске, повлияв тем самым на спрос и спровоцировав рост цен. Ну и в-третьих, в последнее время в городе снижались ставки по ипотеке, поэтому застройщики поднимали цены на жилье, чтобы не терять в прибыли. Кроме того, у меня складывается ощущение, что в Иркутске в сфере недвижимости надувается "мыльный пузырь" то есть цены растут постоянно и необоснованно. Если эту проблему не решить, то через несколько лет строительная отрасль Иркутска столкнется с сильным кризисом. Впрочем, это лишь мои рассуждения.
4) Общественный транспорт
С общественным транспортом ситуация в Иркутске сложная. С одной стороны, в послесоветское время муниципальный транспорт не грохнули, как это было во многих городах России, а в 90-е годы мэр Говорин даже умудрился его развивать. С другой стороны, последние 20 лет общественный транспорт стагнировал. Кроме того, с развитием рыночных отношений в Иркутске появились частные перевозчики, которые стала паразитировать на муниципальных маршрутах. У них нет четкого расписания, нельзя расплатиться картой (только наличной), для них норма - проехать мимо остановки или устраивать гонки меж собой. Но главный минус - это их подвижной состав. В лучшем случае вы поедите на старом корейском автобусе, который ни разу не мыли. Очень много обычных маршруток, т.е. газелей. Но больше всего не повезло жителям Ново-Ленино, ведь они вынуждены ездить на ПАЗиках. Как минимум, это является оскорблением человеческого достоинства. Ни о каком комфорте речи не идет. Кроме того, билет у частников дороже, чем в муниципальном транспорте. У трамвая дела также обстоят не очень. Подвижной состав с начала 1990-х годов кардинально не обновлялся, трамвайные пути в убитом состоянии, при этом они особо не ремонтируются. Лучшее, что случалось с Иркутским трамваем за последние годы - это поставка б/у вагонов пятнадцатилетней давности из Москвы. В общем, вместо того, чтобы развиваться, трамвай вынужден выживать. С троллейбусами дела обстоят получше. Подвижной состав периодически обновляется. В 2019 году даже была открыта новая линия. Однако, в отличие от трамвая, интервал между троллейбусами значительный и может достигать 30 минут в зависимости от маршрута. С автобусами дела также обстоят неплохо. Приемлемый подвижной состав, много низкопольных автобусов, периодически закупаются новые. Наверное, можно сказать, что Иркутский автобус даже потихоньку развивается. Кстати, проезд в любом муниципальном транспорте будет стоить вам всего 15 рублей, это одна из самых низких цен по стране. Частные же перевозчики берут от 20 до 30 рублей, зависит от маршрута и времени.
Несмотря на все вышесказанное, ситуация помаленьку начинает улучшаться. Мэрия наконец-то задумалась о состоянии общественного транспорта. В 2022 году планируется начать масштабный ремонт трамвайных путей, мэр в последнее время говорит о покупке новых трамваев. По генплану города должна быть сделана ставка на развитие троллейбуса, его собираются дотянуть до Ново-Ленино, одного из самых сложных в плане транспортной доступности микрорайона Иркутска. Остается надеяться, что это не обычный популизм, а реальные намерения.
5) Общественные пространства
В Иркутске ощущается нехватка хороших общественных пространств. Есть острова Юности и Конный, сквер на Чудотворской, набережная у ледокола "Ангара" в Солнечном, Верхняя набережная и все. Предыдущего градоначальника, Бердникова, называли "скверным мэром", в честь того, что при нем было открыто много различных скверов. Да, большая часть вышеперечисленных общественных пространств появилась при нем, но много было сделано для галочки. Да, при нем появилось много скверов, но что в них делать - непонятно. Правда, стоит отдать Бердникову должное - он первым начал комплексно решать проблему нехватки общественных пространств. Нынешний мэр Болотов вроде бы продолжает линию предшественника. Однако качество исполнения вызывает вопросы. Например, недавно сделанный Лисихинский парк. Помимо хорошей детской площадки, это обычный, ничем не примечательный парк. Не прошло и года, как все благоустройство парка поплыло вместе с растаявшим снегом. Соответственно, плитка начала разваливаться. Кроме того, в парке имеется открытый грунт, что, во-первых, некрасиво, а во вторых, приводит к образованию грязи. А еще складывается ощущение, что власти забили на Свердловский округ. Там банально нет более менее неплохого общественного пространства. В общем, пока все печально, но есть надежда, что в ближайшие 10 лет ситуация намного выправится. Например, недавно мэр города заявил о планах создать единую набережную Ангары на правом берегу, протяженностью более 10 км.
6) Ливневая канализация
Отсутствие развитой сети ливневой канализации является одной из основных проблем города. После каждого дождя Иркутск буквально тонет, воде некуда уходить. Хуже всего ситуация обстоит в новых районах, где застройщики банально не делают водоотвод, желая сэкономить на всем. Как следствие, постоянно мокрые ноги. При этом, власти умудряются даже засыпать водоотвод песком, как это недавно было сделано на улице Степана Разина - одной из центральных улиц города. Короче говоря, ситуация напряженная. В прошлом году мэр заявил, что теперь при ремонте улицы обязательно должна быть сделана ливневка. Посмотрим, правда ли это.
7) Экология
Как и большинство сибирских городов, Иркутск имеет проблемы с экологией. В основном засоряют атмосферу автомобильные выхлопы, также свой вклад вносит ряд промышленных предприятий. Это Ново-Иркутская ТЭЦ, Авиационный завод, завод тяжелого машиностроения. При этом ситуация не улучшается, а власти не предпринимают каких-либо уверенных действий. Зелень вырубают, а вместо того, чтобы ограничивать автомобилепользование, власти наоборот поощряют его. расширяя дороги и создавая новые бесплатные парковки. В общем, в ближайшем будущем изменения ситуации в лучшую сторону ждать не стоит.
Заключение
Иркутск - город с большим количеством проблем и недостатков. Но это не отменяет того, что Иркутск - классный город. Здесь замечательные люди, которые пытаются сделать мир вокруг себя лучше. В городе много интересных низовых инициатив, да и бизнес-сообщество не остается в стороне. К слову, львиную долю памятников деревянного зодчества реставрируют или восстанавливают местные предприниматели, открывая затем в них интересные заведения. Иркутск - многонациональный город. Здесь проживают много русских, таджиков, узбеков, бурят и армян. Все эти народы дополняют друг друга, взаимно обогащая культуру Иркутска. В конце концов, Иркутск просто приятный город, где можно жить и наслаждаться жизнью.
#иРКУТСК #ПЕРЕЕЗД #ОБЗОР #плюсы и минусы