Найти тему
Александра Сергеева

Аргунов

Родился: 1729

Умер:  1802

Страна: Россия

XVIII век в России – эпоха больших перемен, время необычайного расцвета науки и культуры. Стремительно развивается искусство. Русские художники учатся западно-европейским приемам и манере письма, осваивают новые жанры и направления – исторические композиции, пейзаж, натюрморт. Но на первое место в живописи выходит портрет с его стремлением помимо внешнего сходства показать внутренний мир человека.

  Среди первых известных портретистов - Иван Петрович Аргунов, который первым начал писать помимо парадных камерные портреты. Сведений о нем сохранилось немного. Родился он в семье крепостных князя А. М. Черкасского в 1729 году, но с малых лет, после смерти родителей, воспитывался в семье дяди, С. М. Аргунова. Когда мальчику исполнилось 14 лет, семья Аргуновых в составе приданого дочери князя Варвары переходит во владение к графу Петру Борисовичу Шереметеву. Вместе с ним они переезжают в Петербург.

 Заметив у юноши талант к живописи, граф решает сделать из него домового художника и в 1746 году отдает его на обучение к немецкому портретисту Георгу-Христофору Грооту. Учеба продолжается три года, в течение которых Иван принимает участие в написании икон для Большого Царскосельского дворца. Помимо церковных сюжетов («Иоанн Дамаскин», «Спаситель»), молодой человек пробует писать на исторические темы («Умирающая Клеопатра»).

  Однако главным в его творчестве становятся портретный жанр. Уже первые изображения княгини и князя Лобановых-Ростовских подтверждают талант художника и приносят ему широкую известность. У него множество заказов, он создает великолепные парадные портреты, подчеркивая значимость и заслуги изображаемого человека, его достаток и блестящее окружение. Его работы отличаются разнообразием художественных приемов.

  Есть у молодого человека еще одно занятие – в 1753 году он начинает обучать живописи трех бывших певчих – А. П. Лосенко, К.И. Головачевского и И.С. Саблукова. Юноши были приняты в Академию художеств и стали известными живописцами.

  В это время огромной популярностью среди дворян пользуются собрания семейных портретов. И Иван Петрович начинает работать над картинами для фамильной галереи Шереметевых в усадьбе Кусково. Одновременно он пишет портреты для семьи дворянина Лазаря Назаровича Лазарева. Мастеру удается сочетать в них тщательную проработку деталей с величавостью поз и благородностью образа (Портреты графини А. П. Шереметевой, фельдмаршала Б. П. Шереметева, А. А. Лазаревой).

В 1757 году мастер пишет первые камерные портреты четы Хрипуновых, создавая живые образы людей в домашней обстановке, передавая их внутренний мир и душевные качества.

  Удаются мастеру и чудесные детские образы, полные обаяния и жизненной силы (портреты Е. П. Стрешневой, калмычки Аннушки).

  Много времени у крепостного художника отнимают поручения хозяина, но он продолжает работать над многочисленными заказами. В 1762 году Аргунов по памяти напишет превосходный коронационный портрет Екатерины II для Сената, очень понравившийся Императрице.

  Среди его работ есть превосходные изображения стариков, написанные с необыкновенной теплотой, вниманием и чуткостью (портрет Толстой).

  С 1770-х художник меньше занимается живописью, он поглощен хозяйственными делами, так как его назначили управляющим петербургским домом Шереметевых. Но по-прежнему впечатляют его портреты: Е. А. Мельгуновой, контр-адмирала С. К. Крейга. Он создает и образ крестьянской девушки, один из лучших в русском искусстве.

  В 1788 году Иван Петрович переезжает в Москву, управлять московским домом. Он почти перестал писать, все свободное время посвящая своим сыновьям. Они продолжат династию Аргуновых – Николай и Яков станут художниками, а Павел будет архитектором.

  В 1802 году живописец умер, так и оставшись крепостным. Но его имя стоит в ряду лучших художников России, а его шедеврами гордятся многие известные музеи.