Фильм "Лебедев против Лебедева" снят о мятущейся советской интеллигенции 60-х годов. В качестве наиболее характерного представителя этой интеллигенции режиссёр фильма Генрих Габай выбрал младшего научного сотрудника одного из московских НИИ Олега Лебедева. Фильм вышел на экраны в 1965 году.
Олег холост и живёт в коммунальной квартире с несносным соседом. Каждый его новый день удивительно похож на предыдущий. Настолько похож, что он даже путает дни недели. Казалось бы так живут многие, и их абсолютно не тяготит такая однообразная жизнь, а Олега Лебедева тяготит.
Он постоянно терзает себя тем, что живёт он неправильно. Постоянно прокручивает те или иные жизненные ситуации в различных вариантах. Получается, что в нём существуют два Лебедевых. Один реальный, а второй воображаемый, иными словами, идеальный.
Режиссёр картины постоянно нагнетает обстановку, загоняя главного героя в различные тупиковые ситуации, из которых Олег никак не может выбраться. Однако, если посмотреть на его жизнь спокойным взглядом, то ничего плохого в ней нет.
В качестве альтернативы поведения интеллигенции 60-х нам предлагают ещё два примера. Михаил Державин сыграл роль Бориса Грановского - друга и коллеги Олега. Борис просто радуется жизни и пытается получить от неё максимум удовольствия.
Забавные цитаты от Бориса Грановского:
"Дом моего друга - моя крепость."
"Как сказал мой друг Ширвиндт: "Тупик досуга!"
Интересно, что никакого Ширвиндта в фильме нет и в помине! Судя по его поведению, Борис Грановский абсолютно не терзается своим образом жизни.
Ещё один друг и коллега Лебедева Валька Смирнов занимает как бы промежуточное положение между Лебедевым и Грановским. Он, в каких-то случаях, пытается не сопротивляться жизненным ситуациям, а в каких-то, противостоять им. Алексей Эйбоженко прекрасно справился с ролью Вальки Смирнова.
Только не подумайте, что Борис Грановский и Валентин Смирнов являются отрицательными персонажами! Они хорошие.
Фильм снят довольно новаторски для того времени. Порой становится непонятным, где идёт сцена с реальным Лебедевым, а где с воображаемым.
Чем-то напоминает картину "Разбудите Мухина" режиссёра Якова Сегеля, вышедшую на экраны двумя годами позже.
Финальная сцена меня тоже совсем не убеждает. Олег Лебедев заступается на девушку, к которой пристают молодые люди, и очень доволен своим поступком. Ну вот непонятно, что хотел сказать этим режиссёр!
То ли Олег всегда теперь будет поступать так, как подсказывает ему совесть, то ли он больше не будет терзать себя по причине своего "неправильного" поведения.
Режиссёр фильма "Лебедев против Лебедева" Генрих Габай не слишком хорошо известен в советском кинематографе. Он снял всего несколько фильмов, наиболее известные из них "Зелёный фургон" и "Лебедев против Лебедева".
Генрих Габай служил на войне стрелком-радистом и совершил 17 боевых вылетов. Был ранен, попал в плен и бежал из плена после лечения в госпитале.
Закончил ВГИК в начале 50-х, после окончания ВУЗа работал на Одесской киностудии, а затем на Мосфильме. В 1972 году эмигрировал из СССР вместе с семьёй. Сначала в Израиль, а затем в США.
После его эмиграции фильмы Габая перестали показывать в Советском Союзе. Если вы попросите у меня документальное подтверждение запрета, то его не существует.
Это было обычной практикой. Если тот или иной создатель фильма или актёр уезжали из страны, то фильмы с их участием не рекомендовались к показу. Как вариант, фамилии эмигрировавших убиралось из титров.
В эмиграции Генрих Габай, судя по всему, вовсе не занимался творческой деятельностью, по крайней мере, я не нашёл никаких подтверждений об этом. Умер он в 2003 году.
Смотрели фильм "Лебедев против Лебедева"? Понравилось? Поделитесь своими впечатлениями!
В статье использованы кадры из фильма "Лебедев против Лебедева".