Доброго дня, и сегодня немного необычный набор рекомендаций худлита. Кирилл Латышев, который их предлагает - не только многоплановый автор, но и знаток белорусской литературы. Поэтому если вы хотите выйти за пределы обычной дихотомии "русское - зарубежка" и посмотреть, как мыслит и что читает такой близкий, но при этом всё-таки иной народ - добро пожаловать. Соответственно рекомендации состоят из двух частей - обычной и белорусской.
MUST-READ ПО ВЕРСИИ КИРИЛЛА ЛАТЫШЕВА
1) Николай Островский. Как закалялась сталь.
Главная потеря уроков литературы в системе образования. "Сталь" - одна из тех книг, которые можно и нужно перечитывать в разном возрасте. В одних строках можно увидеть героизм (а может глупость?), страх, ошибки, удачу, саморазрушение. Одни и те же герои в разном возрасте вызывают совершенно разные оценки. Энциклопедия первых лет советской власти с точки зрения человека, который в это время жил не самой простой жизнью. А самое главное - эта книга напоминает читателям всех лет о том, что художественная литература содержит мысли и воззрения автора, а не некую "правду". Это очень полезно, ввиду специфики отношения современных людей к советской литературе.
2) Антон Макаренко. Педагогическая поэма.
И опять взгляд человека из прошлого на своё настоящее. Поэма - чтение не самое увлекательное, читать её стоит всё же для того, что бы попробовать прочувствовать те события, то общественное поле, которое и сформировало условие для описанного в поэме содержания. Извращённое восприятие этнопедагогики и её реализации в условиях глобальных социальных изменений весьма любопытно (личное мнение автора отзыва) в условиях современности, когда процесс воспитания и образования (глобальный) переживает очередной кризис.
БЕЛОРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Белорусская литература и в Синеокой не особо популярна (по мнению автора заметки), однако есть у нас некоторое количество бриллиантов, которые стоит прочесть. В список войдут только те произведения, о переводе которых на русский язык известно автору. Ограничимся пятью штуками.
Дабы не плодить тонну букв - список будет структурирован.
а) Название на белорусском и русском.
б) О чём книга
в) Зачем её читать.
1)
а) Уладзімір Караткевіч. Дзікае паляванне караля Стаха
Владимир Короткевич. Дикая охота короля Стаха.
б) Историческая повесть с элементами мистики и значительной детективной составляющей. Историческая часть произведения происходит в условиях белорусского Полесья начала 20 века, куда приезжает учёный фольклорист для сбора легенд. Одна из этих легенд неожиданно начинает оживать и она, как и положено произведению народного фольклора, далеко не безобидна.
в) В книге очень интересно показана "региональная шляхта" (дворянство) глухих белорусских земель в тот период, когда от некогда былого величия уже практически ничего не осталось. При этом автор не пытается показать её в негативном свете и наоборот, не возвышает в тексте. Он показывает специфику белорусского регионального социума, когда от дворянства осталось одно название и перемены, в прямом смысле слова, веяли в воздухе. Однако, в отличии от некоторых иных произведений для которых характерно "предвкушении революции" в книге нет "радостных ожиданий" или "томимого в путах народа" - есть только уставшие, почти забывшие о "хороших временах" люди, без особой цели, озлобленные и ограниченные во многих смыслах.
В рецензиях часто пишут, что размышления автора "об угнетениях белорусского народа" будут не интересны читателю, но я не совсем с этим соглашусь, как по мне - ситуация описывает классический "медвежий угол", пусть и с национальным колоритом. Эта книга - интереснейшее погружение в глубины этого самого "угла".
Для более юных читателей в книге есть интересный детективный сюжет, неплохая романтическая история и даже экшОн.
Для читателя по опытней - много вопросов и социального и политического плана, актуальность которых никуда не делась.
2)
а) Iван Шамякін Вазьму твой боль
Иван Шамякин "Возьму твою боль"
б) Сюжет не особо сложен. Авторы-фронтовики пишут о войне.... схоже. Главный герой, будучи её ребёнком - в военное время потерял всю свою семью, в этом был замешан односельчанина-полицай. Прошли годы. Прошли многие годы. И вот они встретились снова, будучи равноправными гражданами одной страны, один из которых "искупил свою вину". Однако главный герой с этим не согласен.
в) У книги есть большой недостаток - так есть "чёрные" и есть "белые". У книги есть огромное достоинство - эти лишь "герой" и "злодей", в то время как их окружают совершенно обычные люди для которых чёрное и белое давно представляет собой комлекс серого. Автор отзыва выбрал именно "возьму твою боль", а не, к примеру, "Сердце на ладони" из-за того, что ключевые вопросы, которые поднимает данное произведение - главный герой задаёт себе. Не обществу, не своему врагу, даже не тому человеку, который может "взять его боль", а именно самому себе. Как именно нужно жить после войны без войны? Почему справедливость настолько не справедлива, и может ли она в принципе называться справедливостью?
Мастерство Ивана Петровича не в том, что он даёт на многие вопросы ответы. Есть прелесть в том, что он эти вопросы задаёт, но не заумно, не философски, а напрямую. "В лоб". Именно так, как их задаёт себе отдельный, конкретный человек.
Это тяжёлая книга о тяжёлой ситуации. Однако лишней для прочтения она не будет, повторюсь, суть не в ответе, суть в вопросе.
3)
а) Іван Мележ Людзі на балоце
Иван Мележ. Люди на болоте
Небольшое вступление. Американский математик Роберт Форвард сказал про свой самый популярный роман: " я написал «учебник по физике нейтронных звезд, замаскированный под роман". Так вот, Иван Мележ под роман замаскировал небольшую энциклопедию жизни деревни начала 20-го века.
б) Про что же роман? Про то, как жило село в лютых корчах (в прямом смысле слова - на болоте), как и чем там жили люди. Как общались, как встречались, как ругались, как выживали. О неразделённый (и не только) любви, немножко.
в) Да, это второй роман про белорусское Полесье в подборке, но он абсолютно иной. Самое главное - что действительно документально достоверен во многих вопросах. Лично я ещё застал отголоски многих бытовых и культурных вещей, описанных в романе. Мои родители успели в "декорациях" книги в прямом смысле слова - пожить. Это уникальное произведение, в котором культура местности отражена настолько точно, что позволяет её изучать на уровне учебника - традиции, праздники, предания, гадания - всё, что составляло культурную часть жизни человека - всё тут.
Прочтения стоит детальное описание быта региона. Почему ценное изучение, к примеру, российского старообрядчества? Потому что в них живы (иногда) старые русские традиции, которые, возможно, уже всеми остальными забыты. Это важный источник знаний, который позволяет чуть лучше, глубже понять то, КАК же жили наши предки. Книга Ивана Мележа очень хорошо зафиксировала данную (уже канувшую в лета) жизнь.
Читая текст ты, практически, проживаешь некоторый период жизни вместе с героями, понимая и тяжесть их работы, и сложность социальных взаимодействий и условия, которые поставили их в такую ситуацию.
Мне, как человеку современному (думаю и вам, если вы прочтёте) многие решения героев были не понятны, мы давно отвыкли от общинной жизни, но сам сюжет, объективные события в ходе произведения донесут до нас то, как людям нужно было жить в эти суровые времена. По каким законам и каким образом.
Данная книга вполне может быть интересна абсолютно разным читателям. В ней есть неплохой сюжет, огромное количество материалов для знакомства с традициями общества интересного периода, авторская подача взглядов и воззрений молодых людей из (уже) далёкого прошлого
4)
а) Кандрат Крапіва. Хто смяецца апошнім
Кондрат Крапива. Кто смеётся последним
б) Пьеса! В институт геологии назначен новый директор, от геологии он очень далёк, но блата у него много. На месте ему не сидится и он начинает активную деятельность.
в) Это невероятная комедия, горькая до безобразия из-за излишней реалистичности, но комичная - до очень грустных чёртиков. Не смотря на написание в 1939 году - данное произведение прекрасно описывает любую ситуацию, когда количество подхалимов умножается на невероятно блатных начальников.
Короче, Свинтус - он и в африке Грандиозус.
Читать можно как для собственного удовольствия, так и для детей, к примеру, которым данное произведение (что большая редкость для белорусской литературы) заходит "на ура".
5)
а) Янка Мавр. Полесские робинзоны
б) Белорусская болотная "робинзонада" в прямом смысле этого слова. Детское произведение о том, как выживают на необитаемом острове два ребёнка. Однако нужно помнить, что это повесть 1929 года! Дети там и животных убивают, и готовят их, и бандитов ловят - собственно - совершенно самостоятельные личности.
в) Это весьма захватывающая книга для самостоятельного чтения условно-небольшим ребёнком. Однако у этой книги есть весьма интересный плюс. Из-за... скажем так, не самых однозначных действий главных героев - она становится очень интересной для совместного прочтения родителя и ребёнка, т.к. практически любой момент в книге можно обсудить, оценить и сравнить свои выводы с выводами героев, которые тоже напрямую идут из объективных норм своего времени. Данная книга является очень неплохим примером того, как изменяется понятие "детства" и понятия "нормы" за всего-то 100 лет. Естественно, нужно помнить, что определённые "тренды", не очень понятные современному читателю - тоже присутствуют. Но книгу это не портит совершенно.
ПыСы. Может быть чуть позже словлю подходящее настроение и напишу отдельно и про многообразие работ Быкова, и про Алеся Адамовича... Но очень уж не хотелось вместо небольшого списка любимых белорусских произведений давать отзыв на "Лейтенантскую прозу", с учётом её околомемуарного характера, и, следовательно, неоднозначного восприятия.