Найти в Дзене
Давайте Разбираться

Как появились христианские конфессии и в чём их различие

Почему христиане не едины, а зачастую даже враждебны? Когда, как и зачем некогда единая вера стала делиться на разные конфессии? Давайте разбираться. Статья обновлена спустя 3,5 года. Просто и понятно описаны различия христианских течений, уточнено описание армянской церкви, лишняя и отвлекающая информация вырезана, полезная и уточняющая — добавлена. Первой монотеистической религией (из ныне существующих) считается иудаизм. Бог там стал один — YHWH. В зависимости от того, как читать, это может быть Яхве или Иегова или как-то ещё. Это один из множества ханаанских (грубо говоря, ближневосточных) богов, но со временем ставший ключевым. Один из главных принципов иудаизма гласит, что придёт мессия. У евреев это был машиах (מָשִׁיחַ), у арабов масих (المسيح), а у греков — христос (Χριστός), что буквально переводится как «помазанник». В иудейской традиции помазание маслом символизировало посвящение на служение — царь, священник, пророк. Со временем в иудаизме стали появляться секты, самые по
Оглавление

Почему христиане не едины, а зачастую даже враждебны? Когда, как и зачем некогда единая вера стала делиться на разные конфессии? Давайте разбираться.

Статья обновлена спустя 3,5 года. Просто и понятно описаны различия христианских течений, уточнено описание армянской церкви, лишняя и отвлекающая информация вырезана, полезная и уточняющая — добавлена.

Иудейские секты

Первой монотеистической религией (из ныне существующих) считается иудаизм. Бог там стал один — YHWH. В зависимости от того, как читать, это может быть Яхве или Иегова или как-то ещё. Это один из множества ханаанских (грубо говоря, ближневосточных) богов, но со временем ставший ключевым.

Один из главных принципов иудаизма гласит, что придёт мессия. У евреев это был машиах (מָשִׁיחַ), у арабов масих (المسيح), а у греков — христос (Χριστός), что буквально переводится как «помазанник». В иудейской традиции помазание маслом символизировало посвящение на служение — царь, священник, пророк.

Со временем в иудаизме стали появляться секты, самые популярные из которых основной акцент делали на слова пророков и приход мессии.

Ессеи и раннее христианство

Одной из таких сект были ессеи. В то время Иудея и большая часть евреев находились под властью греков. Сектанты не хотели мириться с текущим положением дел и пожелали вернуть былую славу евреям и добиться большей автономии от греков. Поняв, что ничего не получается, они ушли на северо-запад (в сторону современного Ливана) и образовали там закрытый орден.

Ессеи верили, что, хотя тело тленно и материя невечна, но душа всегда бессмертна. И что душа находится в теле как в заключении, но, как только телесные узы спадают, она, как бы освобожденная от долгого рабства, весело уносится в вышину. Это давало повод хорошим людям становиться ещё лучше, а плохим людям бояться за свои поступки, потому что после ухода в другой мир, они должны будут терпеть вечные муки.

Жили они в общинах, помогали друг другу и разделяли труд, не торговали, всё делали сами, при этом всё имущество было общим. Фактически, коммунизм в общине был доведен до крайности.

Возможно, членом этой общины был пророк Йоханан или Иоаннис, который предсказывал скорый приход мессии и совершал священные омовения/окунания для очищения от грехов и покаяния иудеев. Позже он стал известен как Иоанн Креститель. Одним из его последователей стал Иисус, которого он также омывал, то есть крестил.

Со временем Иисуса стали считать Христосом (помазанником божьим), а после смерти и вовсе божественной персоной. Считается, что раннее христианство появилось в 30-х годах I века нашей эры и изначально было чем-то вроде секты иудаизма.

В 49–50 гг. на Иерусалимском соборе объявили, что новообращённым христианам не обязательно выполнять обрезание. Жертвоприношения делать тоже не нужно — Иисус уже принёс себя в жертву один раз и навсегда. Удобно.

Главные отличия христианства от традиционного иудаизма:

  1. Объект поклонения. Иудаизм – монотеизм, поклонение единому Богу Яхве; христианство добавляет к этому почитание Иисуса как Мессии и Сына Божьего.
  2. Спасение и завет. В иудаизме спасение связывается с исполнением Торы и заветом Авраама; в христианстве – с верой во Христа, его смертью и воскресением, которые открыли новый «Новый Завет».
  3. Обряд и закон. Иудаизм строго хранит Моисеев Закон (обрезание, пищевые запреты, суббота), тогда как христианство быстро отказалось от многих обрядовых предписаний (особенно в миссионерской практике к язычникам), делая упор на вере и благодати.
  4. Миссионерство. Традиционный иудаизм не ставил целью активно привлекать чужеземцев; христианство с самого начала провозглашало миссию «к язычникам» (Послания Павла), что здорово расширило его географию и социальную базу.

В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году. В IV веке Константин I Великий начал отделять Византию от Римской Империи и в свой стране тоже сделал христианство господствующей религией. Примерно в те же времена стали появляться альтернативные видения христианства и новые учения — ереси.

Ариантсво

Одной из таких ересей было арианство. Если вкратце, эти ребята хотели донести до всех мысль, что Иисус Христос был рождён Богом-Отцом. По такой логике получается, что было время, когда Иисуса не было вовсе. И ещё получается, что на кресте страдал за грехи человеческие не сам Бог-Отец, а лишь его творение (сын, фактически человек, а не бог).

Естественно, это возмущало христиан традиционных взглядов. В итоге в 325 году Константин I созвал, так называемый, Вселенский собор в Никее (современный северо-запад Турции).

1-й вселенский собор

На этом соборе утвердили, что Бог-Отец и Бог-Сын это одна сущность (Никейский Символ веры), приверженцев арианства сослали, выходным днём выбрали воскресенье (вместо субботы), определили день празднования Пасхи и выработали 20 церковных канонов. Также, в качестве бонуса, окончательно провозгласили отделение от иудаизма.

Арианство ещё какое-то время было активно, но в итоге совсем утратило влияние. Сегодня сходные с арианством элементы содержатся в вероучениях некоторых антитринитарных религиозных организаций, таких как свидетели Иеговы.

После вселенского собора новая вера стала обретать статус государственной религии и в Римской империи. К тому времени христианство распространилась по всей Западной Европе и Средиземноморскому бассейну, а также в Северной Африке и на Востоке.

2-й вселенский собор

Как это ни странно, ереси продолжали распространяться. Более того, помимо Отца и Сына, стали обсуждать третью ипостась Бога — Святой Дух. Чтобы разобраться в ситуации, в 381 году собрали второй вселенский собор в Константинополе. На нём предали анафеме ещё несколько еретических движений, установили статус епископа Константинопольского как епископа Нового Рима (вторым по чести после Римского епископа) и дополнили Никейский Символ веры третьей сущностью (Святым Духом).

Так появился новый, теперь уже Никео-Цареградский Символ веры. Закрепился и термин Троица. А ещё с тех пор всё чаще стала употребляться фраза «во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Несторианство и Церковь Востока

Затем какое-то время всё было более-менее понятно, пока некий вспыльчивый и честолюбивый богослов Несторий не заявил, что Пресвятая Дева Мария родила простого человека, а не божество, ведь у Бога не могло быть матери. Соответственно, Иисус — это простой человек, но носящий в себе божество.

Несторианство стало сильно распространяться и это не понравилось императору Византии и патриарху Кириллу (нет, нет — не этому, а Александрийскому, из Египта). В итоге решили собраться в Эфесе (современный запад Турции) — одном из последних мест, которое, как считалось, посещала Мария.

3-й вселенский собор. Кирилл vs Несторий

Кирилл Александрийский и его соратники решили не дожидаться прибытия Нестория и других патриархов в Эфес, начали без них и заочно объявили несторианство ересью. Там же приняли за истину такую мысль, что у Иисуса Христа как бы две сущности в одном — он одновременно и бог и человек. Это нельзя разделять. Позже прибыл и сам Несторий со своей Антиохийской делегаций. Они в ответ объявили Кирилла еретиком и сделали вид, что отвергли его. Но уже было поздно, всё порешали без них. Сами оказались отвергнутыми.

Таким образом, церковь, не принявшая решения Эфесского собора 431 года, стала отдельной — несторианской Церковью Востока. Значительно позже она раскололась и самым весомым преемником стала Ассирийская Церковь Востока. С исторической точки зрения несторианство оказалось менее успешным и со временем стало угасать. Сегодня у Ассирийской Церкви Востока около 400 000 последователей, проживающих преимущественно в Сирии, а также в других странах Ближнего Востока и в Индии.

Монофизитство и диофизитство

В V веке возникает новое учение — монофизитство (от греческого «монос» — «только один, единственный»). Некий Евтихий из Константинополя не правильно понял Кирилла и попытался донести до всех мысль, что Христос имеет только божественную природу. Грубо говоря, исказил уже умершего на тот момент патриарха.

4-й вселенский (Халкидонский) собор

Собственно, в 451 году Халкидонский собор (уже четвёртый по счёту) разделил религию на «правильных» христиан и так называемые ориентальные церкви. Правильным течением стало считаться диофизитство (от греческого «дио» — «две»). Т.е. у Иисуса Христа две природы — божественная + человеческая.

А ориентальные (монофизитские) церкви стали именоваться дохалкидонскими, потому что они отвергают решения Халкидонского вселенского собора. По их мнению ребята зашли слишком далеко и отошли от учений Кирилла Александрийского.

Миафизитство

Тем временем, в отличие от крайнего монофизитства (евтихианства), выделилась более умеренная форма — миафизитство (от греческого «миа» — «единая»). Они, как и все «нормальные ребята» считали, что Христос это одновременно и бог и человек, только с той разницей, что его природа одна —богочеловеческая (а не отдельно бог и отдельно человек в одной сущности).

Если вы запутались, вот странный пример, который поможет объяснить суть:

У христиан-диофизитов, принявших решения Халкидонского вселенского собора, Христос как вода и масло в одном сосуде — две не перемешивающиеся сущности в одном целом.

У миафизитов — Христос как огонь и металл в раскалённом клинке — две сущности в одном.

А у вышеупомянутых монофизитов (которые считаются еретиками) — Христос как ложка сахара, растворённая в большом количестве воды — человеческая сущность полностью поглощена божественной, т.е. фактически Христос это только бог, но не человек.

К миафизитам относятся армянская, коптская, эфиопская и некоторые другие церкви. Позже их стали называть Древневосточные православные церкви.

Сегодня большинство христиан, относящихся к Древневосточным православным церквям, живут в Египте, Эфиопии, Эритрее, Индии, Сирии, Турции и Армении. Насчитывают в общей сложности около 50 миллионов членов по всему миру, а это в 3–4 больше, чем евреев.

Православие

Затем на долгие годы установилась относительная стабильность в христианском мире. Конечно, были и ереси и новые учения, но в целом большая часть христиан ориентировались на римское папство. Однако, в IX веке появились разногласия между Римом и Константинополем. Каждый из центров хотел иметь больше политической и церковной силы. Позже, в XI веке, конфликт между Западной и Восточной церквями усилился. В итоге в 1054 году случился Великий церковный раскол.

Так христианство разделилось на католическую и православную церкви. Вероятно, связано это с тем, что Рим претендовал на политическое влияние и денежные сборы на территориях, подконтрольных Константинополю.

На самом деле даже после 1054 года был шанс на примирение. Однако, произошло много событий, лишь усиливших раскол. Например, четвёртый крестовый поход в начале XIII века, в котором католические крестоносцы захватили некогда дружеский Константинополь, стали там грабить, разрушать и убивать (кстати, это одно из ключевых событий, навсегда ослабивших Византию). К таким же событием можно отнести и захват Константинополя турками, которые всячески препятствовали примирению между западной и восточной церквями, чтобы избежать конфликта с европейскими христианскими державами.

Сегодня православие занимает третье место по численности среди христианских направлений — около 300 млн человек. Вот список стран, где православная конфессия преобладает: Россия, Греция, Сербия, Болгария, Румыния, Северная Македония, Черногория, Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Кипр. А в Финляндии и Бельгии православие хоть и занимает низкую долю, но при этом является одной из государственных религий.

Католичество

Итак, христианский мир разделился и стабилизировался на полтысячи лет. И если православие сохранило свою значимость в основном за счёт славянских народов (Византию и все греческие земли захватили турки), то католичество имело влияние далеко за пределами Рима. Традиционными католиками были и остаются жители Южной и в какой-то степени Западной Европы, а также их приемники. Сегодня эта церковь — самая крупная христианская церковь в мире, насчитывающая более 1,34 миллиарда последователей.

Однако, на католичестве христианство не заканчивается. В XVI веке началась, так называемая, Реформация. Это движение являлось своего рода протестом против деградации католичества. В частности, недовольство вызывало злоупотребление властью и индульгенции (отпущение заранее ещё не совершённых грехов за деньги).

Протестантизм

Итак, протест против католической церкви породил новое направление христианства — протестантизм или протестантство. Лидером оппозиции и религиозной революции стал немецкий богослов Мартин Лютер. По его имени и называется старейшее протестантское течение в христианстве — лютеранство. Так Северная Европа начала в религиозном плане отделяться от Южной.

Позже французский теолог Жан Кальвин создал ещё одно течение протестантства — кальвинизм. Наибольшее распространение оно получило в Швейцарии, Нидерландах и Шотландии.

В Англии вообще создали своё направление — англиканство.

Были и другие, но так или иначе, всё это протестантские течения. Сегодня к этой вере можно отнести примерно 800 млн человек. Если посмотреть в культурно-географическом плане, то это будут преимущественно северные народы: немцы (в том числе австрийцы), голландцы, скандинавы (исландцы, фарерцы, норвежцы, шведы, датчане), а также финны, эстонцы, латыши и, конечно же, англичане. А благодаря голландцам, англичанам и прочим колонистам, протестантизм распространился по всему миру, в том числе в США, Австралии, Канаде, а также в некоторых африканских, латинских и островных государствах.

Что в итоге

Конечно, в христианстве было ещё множество течений, ересей и расколов, включая Раскол Русской церкви XVII века. Но все старообрядцы, баптисты, пуритане и прочие движения не смогли достичь такого же могущества и влияния как три с половиной основных течения — католицизм, протестантизм и православие, а также бонусное миафизитство.

Распространение христианства в мире
Распространение христианства в мире

И если уж совсем упростить, то получится, что католики это традиционная Европа и латинские страны (от Италии и Испании до Бразилии и Мексики), протестанты — северные и западные благополучные страны, включая колониальные державы (от Дании и Нидерландов до Великобритании и США), православные — преимущественно балканские и восточноевропейские страны, ну, и древневосточные дохалкидонские — Армения, Эфиопия, а также частично Эритрея, Сирия и Египет.

Про культурно-религиозное деление мира на несколько блоков мы будем разбираться в одной из следующих статей.