Советский Союз не был государством атеистическим на 100%, как бы удивительно это ни звучало. Даже согласно Конституции в СССР каждому гарантировалась свобода совести, то есть фактически страна-то светская, то есть со свободой вероисповедания. Тем не менее, гонения на духовенство начались практически сразу после революции. На то много причин, и мы поговорим о них ниже. Тем не менее, полностью религию большевики так и не успели искоренить, на советских просторах сохранилось огромное количество верующих, которые хотя и не в полной мере, но имели возможность отправить свои духовные потребности!
Чем не угодила религия
Коммунистическая идея, как и любая другая тоталитарная, основана на устранении монополии на власть. То есть у руля стоит партия, ее возглавляют вожди, над ними стоит какой-то самый главный вождь, который хотя и помер давно, но все равно остается символом идеологии, ее духовным вдохновителем и отцом родным. Фактически – богом, давшим заветы, которые нужно обязательно соблюдать во избежание условного ГУЛАГА и потери чувства собственного достоинства. Теперь главное – два бога и две религии на одной территории и в одном обществе неизменно ведут к социальному брожению и развитию «альтернативной точки зрения».
Ну и зачем, спрашивается, коммунистам конкуренты в виде православия, ислама и прочих вероисповеданий? Тем более, что главной движущей силой революции стали люди легковнушаемые, кроме того, обиженные жизнью:
- рабочие;
- крестьяне;
- люмпены;
- солдаты и матросы.
Мы не хотим сказать, что это прямо поголовно быдло, но если им, например, указать на что-то или кого-то и сказать, что «вот он враг», то врагом они его и воспримут. Так получилось в случае с гонениями на церковь, это же отразилось на формировании отношения к верующим в будущем.
Как относились к верующим
Религия в советском обществе подавалась как явление устаревшее, архаичное, разрушающее мозги и не дающее двигаться на пути светлого развития, то есть в коммунистическое общество. Если обобщенно, то она, якобы, оттягивала прогрессивных коммунистов не в самое приятное прошлое – в царизм. Отсюда второе мнение – любая религия является ничем иным, как пережитком царского режима. Казалось бы, все просто, но тут есть детальки:
- вроде как духовенство поддерживало царя и «буржуев» (следовательно, преступна сама по себе);
- эксплуатировала крестьян (тем более, преступна);
- вытягивала последние деньги и ресурсы из угнетенных и обиженных;
- затуманивала мозги, тормозя «классовую борьбу».
В 30-е годы из образа церкви хотели сделать фактического врага советского народа, отсюда происходит отношение к верующим – люди, конечно, недалекие, но хитрые, подлые, коварные, всегда готовые выступить против достижений революции… Все бы ничего, но больно уж их было много. Да, прятались, старались свои религиозные чувства не демонстрировать, храмы посещали украдкой, но открытого и слабеющего на глазах врага большевики «состряпать» не смогли. Кроме того, во время ВОВ отношения с церковью у советской власти пошли на поправку, стало духовенству не так тяжко.
Потом, при Хрущеве-Брежневе, восприятие религии хотя и оставалось враждебным, но больше отдавало в сочувствие, причем, со стороны младшего поколения. Например, если кто-то крестился/молился/шел в храм/держал дома иконы, то его называли человеком отсталым (архаичным), насмехались, но открыто не прессовали. Типа «живет себе человек, как хочет, пусть живет, но он странный и смешной».
На государственном же уровне борьба продолжалась. Например, за посещение храма могли запросто попереть из партии или комсомола; пионера отчитать перед коллективом, объявить выговор рабочему и пр. Это в отношении тех, кто помоложе. Старых дедов и бабок не трогали – советская власть сразу поняла, что человек будущего (идеальный коммунист) должен воспитываться в нужной идеологии с младенчества, а пенсионеры пусть что хотят, то и делают…