В детстве все мы любили играть в куклы. Наш режиссер Татьяна Тимонина, по ее собственному заверению – не наигралась. Поэтому стала кукольным мастером. А то, что многие ее куклы повторяют сцены из наших спектаклей – свидетельство того, как глубоко она проживает свои театральные работы.
Последняя из них – «Любовь через музыку» - сейчас представлена на выставке «От Барокко до «ПАНК-РОКА» в Тольяттинском Художественном музее. Сцены из трагифарса «Оркестр» - о любви не только к музыке, но к человеку и собственно человечности, если любовь – несчастливая. Какие качества ты в себе взрастишь? К какому лекарству прибегнешь? Творчество утишает боль, смягчает сердца. И дарит возможность стать для любимого ангелом-хранителем – хотя бы в помыслах, если твои помыслы чисты.
Отрадно, что именно с «Оркестром» Жана Ануя театр побывал на Авиньонском театральном фестивале (Франция). А французы, приезжая к нам, с удовольствием смотрели и «Оркестр», и «Страсть, или гений уродства» (о французском художнике Тулузе Лотреке), и «Эдит Пиаф». Спектаклю «Эдит Пиаф» - аплодировали зрители международных фестивалей «Ваш выход», «Москва – город мира», «Вильнюсская рампа» (Литва), «Йирасков- Гронов» (Чехия). А тольяттинцы пересматривали спектакль много-много раз. Поэтому неудивительно, что однажды у Татьяны Тимониной родился еще один творческий ребенок – кукла «Воробушек Эдит».
Говорят, что она очень похожа на исполнительницу роли Пиаф – Ольгу Антипову. Сколько писем, которые начинались словами «Здравствуйте, Эдит Пиаф!», получила Ольга от зрителей! Зрители плакали и смеялись вместе с ней, ведь песни Пиаф близки и понятны каждому. Когда Татьяна Тимонина подарила свою куклу Ольге Антиповой, было ощущение, что для нее и предназначалась.
Гоголь – любимый автор нашего режиссера. И можно сколько угодно восхищаться портретным сходством куклы Татьяны Тимониной с писателем, но главное - душа проступает. Тонкое умное интеллигентное лицо. В левой руке маска Мефистофеля, в правой страницы с цитатами Демокрита. "Дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы со своими родителями". "Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, стыду. Ибо по преимуществу из этих занятий обычно рождается стыд." Ничего лишнего. Только то, что заставляет задуматься, чему учил нас великий классик.
У «Секрета» замечательная Гоголиада: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Шинель», «Ведьма», «Ах, Чичиков!», «Женитьба». А у мастера Татьяны Тимониной – богатая коллекция авторских кукол гоголевских персонажей.
Групповой портрет чиновников, такое великое множество Кувшинных рыл, глаза которых воспринимают только денежные знаки.
Дамы, приятные во всех отношениях.
Это название каждая из них " приобрела законным образом, ибо, точно, ничего не пожалела, чтобы сделаться любезной в последней степени, хотя, конечно, сквозь любезность прокрадывалась, ух, какая юркая прыть женского характера! и хотя подчас в каждом приятном слове ее торчала ух какая булавка..." Изумительные живые лица. Если посмотреть внимательно, можно узнать себя. Во всяком случае, Николай Васильевич именно к этому и призывает. Почаще прислушиваться к себе.
Вот и провыбиравшаяся невеста Агафья Тихоновна с идеальным женихом.
"Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась. А теперь поди подумай! просто голова даже стала болеть."
Отрадно, что фантасмагория «Ах, Чичиков!» удостоена диплома «За неудержимую фантазию», а трагикомедия «Женитьба» - «За талантливое и гармоничное воплощение мира гоголевских персонажей» международного фестиваля «Ваш выход». Значит, спектакли до конца продуманы, и авторские куклы – сыграли в этом не последнюю роль. И театральные зрители могут еще любоваться куклами и размышлять…