Найти тему
Mr. Breaking Bad

За что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО сожгли Джордано Бруно? И мог ли Бруно сохранить себе жизнь?

Оглавление

Сегодня Джордано Бруно рассматривается прежде всего, как мученик за дело свободы слова. Но почему церковь сожгла Бруно? Обычно люди думают, что Джордано Бруно пострадал за свои научные взгляды — за веру (за веру, так как он не мог предоставить доказательств) в то, что Земля круглая и вертится вокруг Солнца. Говоря иными словам, за веру в гелиоцентрическое устройство мира.

Иллюстрация гелиоцентрической системы мира
Иллюстрация гелиоцентрической системы мира

Но так ли это? И мог ли Бруно спасти себе жизнь? Давайте разбираться.

"Очистительное" пламя костра

Ранним утром, на следующий день после Пепельной среды, основного дня в церковном календаре для христианского покаяния, Джордано Бруно, один из самых оригинальных умов шестнадцатого века, въехал на римскую площадь Кампо-деи-Фиори на муле. Палач, раздев его догола и заткнув рот кожаной уздечкой, чтобы не дать Бруно возможности выкрикивать ереси присутствующим на площади, повел его на кучу дров, угля, растопки и смолы...

-2

Привязанный к столбу, Бруно в гневе отвернулся, когда к его лицу поднесли распятие. Костер был зажжен, и пламя взметнулось, чтобы поглотить еретика.

Церковные записи за то утро, 17 февраля 1600 года, сообщали основные факты:

«Бруно был приведен служителями закона на Кампо-де-Фиори, и там, раздетый догола и привязанный к столбу, он был сожжен заживо, всегда в сопровождении нашей компании, поющей литании, и утешителей, до последнего, убеждая его отказаться от своего упрямства, с которым он закончил свою жалкую и несчастную жизнь»

Восемью днями ранее, когда он получил смертный приговор от своих инквизиторов в Святой канцелярии, Бруно сказал им угрожающим тоном:

«Вероятно, вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю»

Казнь Джордано Бруно свидетельствовала о неспособности римской инквизиции выполнить свою само писанную миссию, которая заключалась не столько в том, чтобы запугивать посредством публичных казней, сколько в том, чтобы "увещевать и убеждать".

Сегодня большая статуя Бруно возвышается на Кампо-де-Фиори. Бронзовые буквы на гранитном постаменте гласят:

«Джордано Бруно — от столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжён костёр»
Установлен в 1889 году
Установлен в 1889 году

Каждое 17 февраля мэр Рима возлагает венок, украшенный красными и золотыми лентами, к ногам Бруно. И все же пока остается неясным, что именно убедило инквизиторов в том, что только сожжение заживо решит проблему Бруно.

Жизнь и взгляды Бруно

В 1565 году Джордано Бруно поступил в монастырь Сан-Доменико Маджоре, центр сопротивления испанскому правлению, консервативное учреждение, пользующееся благосклонностью знати, и отличное место, откуда можно было начать связывать богословские и политические идеи. Сан-Доменико преподавал схоластическую философию — идеи Аристотеля, переосмысленные святым Фомой Аквинским и другими учеными. Это была философия, которой недавно бросило вызов возрождение более поэтических представлений Платона о мире. Столкнувшись с неоплатонизмом, Бруно начал развивать свою собственную, в высшей степени оригинальную философию.

Церковь Сан-Доменико-Маджоре
Церковь Сан-Доменико-Маджоре

Факты свидетельствуют о том, что нонконформистское мышление Бруно беспокоило профессоров. Бруно снял со стен своей кельи в монастыре изображения Девы Марии и другие религиозные украшения, за исключением одного распятия. Он читал и делал пометки на полях в запрещенной книге Эразма Роттердамского "Парафразы Нового Завета" (книга была обнаружена чиновниками в уборной, которой пользовался Бруно). В глубине души Бруно начал сомневаться в том, что Иисус был Сыном Божьим, воплощенным в человеческой плоти, что является центральным учением католической церкви. Тем не менее всем было ясно, что Бруно был блестящим студентом. Используя методы "искусственной памяти", впервые разработанные в Древней Греции и Риме (методы, которые связывают слова или фразы с яркими образами), Бруно приобрел репутацию человека, обладающего удивительной, почти невероятной памятью.

Бруно часто бывал в разъездах, путешествуя из одного европейского города в другой, никогда не задерживаясь более чем на три года в одном городе. Куда бы он ни пошел, он писал и искал работу преподавателя философии. Сначала он переехал в Венецию, ненадолго остановившись по пути в Савоне и Турине. В Венеции он опубликовал брошюру "Знамения времени", а затем в 1577 году отправился в Женеву, интеллектуальный и духовный центр кальвинизма. В Женеве Бруно обратился в протестантизм и поступил в Женевский университет как "Филипп Брунус Ноланус, профессор священного богословия". Во время учебы в университете он опубликовал брошюру, в которой критиковал идеи старшего преподавателя философии Антуана де Ла Фея. В результате Бруно был арестован и провел две с лишним недели в тюрьме, прежде чем на коленях извинился перед профессором. Бруно, казалось, всегда умел попадать в неприятности…

С появлением слухов о том, что инквизиция прибывает во Францию, Бруно переехал в Англию, где во время теологических дебатов в Оксфорде обнаружил, что многие люди смеялись над ним из-за его странных жестов, внешности и акцента. Бруно воспринял оскорбления всерьез и навсегда возненавидел англичан, сказав:

«Они смотрят свысока, смеются над тобой, и "трукают" в тебя губами словно кони»
Джордано Бруно
Джордано Бруно

Однако, находясь в Англии, Бруно продолжал развивать идеи о Вселенной, которые отмечали его как оригинального мыслителя, идеи, выходящие далеко за рамки его оксфордских лекций, утверждающих, что система Коперника поддерживала версию платоновской теологии. После отъезда из Оксфорда в Лондон Бруно опубликовал диалог "Ужин в пепельную среду", в котором он предположил, что вселенная больше, чем представлял себе Коперник, с миллионами обитаемых планет, вращающихся вокруг миллионов солнц. В последующих работах он утверждал, что осознание огромной, населенной и бесконечно древней вселенной изменит человеческие жизни. В сочетании со своими взглядами на бесконечную вселенную Бруно выдвинул свою атомную теорию, которая утверждала, что все состоит из частиц (в терминологии Бруно, "семян"), в которых обитает Бог со своей вдохновляющей любовью. Таким образом, Бруно создал новую философию, выходящую за рамки прежней западной мысли, которая объединила идеи о невообразимо большом и невообразимо малом, объединенные верой в вездесущего, любящего Бога.

Вырисовывающийся образ Джордано Бруно — это образ убежденного индивидуалиста и немного неудачника, человека, который презирал бездумное принятие традиционного учения. Он верил в право каждого человека думать так, как он хочет. Разум, а не ортодоксальность, был путеводной звездой Бруно.

"Сомневайся во всем" — это совет, который он давал философам, ещё до того как Декарт изрек свое знаменитое "Cogito ergo sum" и предоставил метод радикального сомнения.

Роковое решение

Богатый венецианец Джованни Мочениго прочитав несколько работ Бруно, был впечатлен ими и пригласил Бруно переехать в Венецию и обучать его. Приняв, в конечном счете, роковое решение, Бруно решил принять предложение Мочениго. Он, должно быть, понимал, на какой риск идет, но после двадцати лет скитаний мы можем представить насколько сильно Бруно тосковал по дому, жаждал услышать свой родной язык и стремился снова увидеть места своей юности.

Герб семьи Мочениго (итальянский аристократический род)
Герб семьи Мочениго (итальянский аристократический род)

В 1592 году он переехал в Венецию и поселился в доме Мочениго. Мочениго, однако, со временем пришел к убеждению, что Бруно придерживался еретических убеждений. Он также полагал, что Бруно скрывает от него некоторые из своих наиболее эффективных методов работы с памятью и, возможно, был обеспокоен тем, что Бруно был слишком увлечен его женой.

Мочениго рассказал о своих опасениях по поводу Бруно своему отцу-исповеднику, который убедил его донести на Бруно в Святую канцелярию. Когда Бруно почувствовал, что «дело пахнет жареным» он объявил о своем намерении вернуться в Германию. Мочениго (по словам Бруно) приказал "пяти или шести" слугам "поднять меня с кровати и отнести на чердак" своего палаццо. Мочениго сказал Бруно, что, если он не раскроет свои секреты запоминания с ним "случится что-то неприятное". Бруно в отчете ответил: "Я научил его достаточно и даже больше, чем был обязан, и что я не заслуживаю такого обращения". На следующий день Мочениго сообщил о Бруно гражданским властям, которые, в свою очередь, передали его инквизиции.

Мочениго в трехстраничном письме инквизиции выдвинул длинный ряд обвинений против Бруно. В своем письме Мочениго утверждал, что слышал, как Бруно сказал: "Что для католиков большое богохульство говорить, что хлеб — это плоть, что он враг Мессы и что Христос — негодяй". В письме, написанном дрожащей рукой разъяренного человека, также утверждалось, что Бруно "раскрыл планы стать главой новой секты под названием «Новая Философия»" и «...что наши католические взгляды - это учение ослов... и что он удивляется, что Бог может терпеть такие ереси католиков". Письмо заканчивается: "И я почтительно целую руку вашего преподобного отцовства. Дома, 23 мая 1592 года".

В своих собственных показаниях Бруно признавался, что сомневается в некоторых догматах католицизма, но отрицал, что он занимал или отстаивал еретические позиции. Признание Бруно о том, что он с тех пор, как был молодым монахом, питал сомнения в том, был ли Иисус Сыном Божьим, по-видимому, было заявлением, которое больше всего беспокоило инквизиторов и вполне могло быть их главной причиной содержания его в тюрьме даже после того, как 30 июля 1592 года Бруно отказался от убеждений и позиций, приписываемых ему в первоначальном письме Мочениго инквизиции.

Стоя на коленях перед тремя судьями, Бруно сказал:

«Я смиренно прошу прощения у Господа Бога и ваших сиятельств за все совершенные мною ошибки и готов выполнить все, что ваше благоразумие сочтет целесообразным для моей души... Я обещаю провести заметную реформу в своей жизни и отплатить за каждый скандал назиданием»

Находясь в камере в Венеции, и ожидая решения венецианских властей по запросу Рима о его экстрадиции, Бруно сумел усилить обвинение против него. По словам одного из его сокамерников, Бруно вступил в "серьезный спор" с двумя другими заключенными (оба монахи) о том, доказало ли заявление Христа (как сообщается в Библии) на кресте: "Отец, пусть эта чаша минует меня", что Иисус был смертным. Бруно утверждал, что так оно и было.

В итоге, Бруно все-таки экстрадировали в Рим.

Непреодолимое упрямство

Последние семь лет своей жизни Бруно будет жить в камере-одиночке, расположенной к югу от площади Святого Петра. Проблемы Бруно обострились, когда Рим получил от бывшего сокамерника Бруно в Венеции, монаха Селестино, список из тринадцати заявлений и действий Бруно в тюрьме, которые монах считал еретическими.

Обвинения варьировались от его космологии:

Бруно считает, что «существует много миров, и все звезды — это миры, и вера в то, что это (наш) единственный мир, является крайним невежеством»

, до его комментариев о библейских историях:

«Моисей только притворялся, что разговаривает с Богом на горе Синай, и что закон, который он дал еврейскому народу, был придуман им самим»

А также до его будущих намерений:

«Он хотел вернуться в Германию, или Англию и жить среди еретиков, где он мог бы насаждать новые и бесконечные ереси»

Письмо Селестино побудило римских чиновников выследить всех бывших сокамерников Бруно и допросить их, и их ответы, в значительной степени, подтвердили утверждения Селестино.

Роберт Беллармин — главный обвинитель по делу Бруно
Роберт Беллармин — главный обвинитель по делу Бруно

В 1599 году иезуитский богослов Роберт Беллармин, который служил консультантом инквизиции с 1592 года, был возведен папой Климентом VIII в сан кардинала. Он использовал свою власть и острый ум, чтобы закрутить гайки по делу Бруно. Беллармин начал с того, что сократил длинный список возможных ересей Бруно до восьми положений, от каждого из которых Бруно должен был бы отказаться, если бы хотел спасти свою жизнь. Фактическая запись о восьми положениях была утеряна, но церковное резюме судебного процесса над Бруно дает несколько подсказок. В резюме указывается, что было четыре «общих предмета беспокойства», по которым Бруно отказался сдвинуться с места, в частности, его убеждения о

  1. Троице, божественности и воплощении
  2. Существовании множества миров
  3. Душах людей и животных
  4. Искусстве гадания

Мнения Бруно по всем этим вопросам, а также его утверждение о том, что "грех плоти" не был смертным грехом, по-видимому, были основными пунктами обвинения.

Бруно ответил на вопросы о своих самых стойких убеждениях, потребовав, чтобы Беллармин доказал, что папа считает каждое из восьми предложений "определенно еретическим". Бруно указал, что, если Беллармин сможет предоставить такие доказательства, то он подумает об отказе от своих позиций.

Беллармин, несомненно, рассматривал требование Бруно как дерзкий вызов его власти, и требование папского вмешательства, безусловно, не помогло делу Бруно. Как, впрочем, и последняя реплика Бруно Беллармину после серии нарастающих оскорблений:

«Из твоего горла сочится только ложь»

Разочарованные его непримиримостью, инквизиторы обсуждали возможность подвергнуть Бруно пыткам, хотя исторические записи не дают ответа на вопрос о том, было ли это на самом деле. По крайней мере, Бруно должен был знать о такой вероятности, и для многих заключенных одной этой угрозы могло быть достаточно, чтобы добиться отречения от своих убеждений.

Но не для Бруно… Джордано Бруно начал готовиться к собственной мученической смерти.

Приговор

Бруно, вынужденный преклонить колени перед инквизиторами, услышал вынесенный ему приговор:

«Мы... объявляем вас, вышеупомянутого Джордано Бруно, нераскаявшимся, упрямым и ещё раз упрямым еретиком... Теперь мы изгоняем вас из нашей церковной коллегии и из нашей святой и непорочной Церкви, милости которой вы теперь сделали себя недостойным»

Бруно ответил:

«Возможно, вы больше боитесь вынести мне этот приговор, чем я его приму»

Инквизиции потребовалось некоторое время, чтобы принять решение сжечь Бруно на костре, поскольку они взвешивали политические риски оскорбить влиятельных друзей Бруно по всей Европе. Но решают, что они, наконец, готовы сделать это.

8 февраля 1600 года церковные чиновники совершили "торжественное унижение", церемонию, в ходе которой Бруно был лишен своих символов священства. Затем его побрили, одели в одежду мирянина и передали судебному приставу, представляющему светскую ветвь римского правительства, для транспортировки в тюрьму Торди Нона. В течение следующих восьми дней различные монахи обращались к Бруно с призывами покаяться, прежде чем конец наступил на Кампо-ди-Фиори 17 февраля 1600 года.

Неужели это действительно должно было закончиться так? На костре в Риме? В конце концов, Бруно никого не убивал, не поднимал восстаний, ничего не крал. Он даже выполнил условия своего отлучения от церкви. Его преступление, если таковое и было, состояло в том, чтобы писать и спорить. Бруно был убит из-за своих идей — идей, которые были оригинальными, продуманными и прекрасными, но несовместимыми с идеями Церкви. Бруно сгорел, потому что кардинал Беллармин пришел к выводу, что нет никакого способа разубедить этого блестящего и упрямого человека с несгибаемой волей.

Бруно сгорел из-за своего упрямства и гордости, отстаивая право на свободу слова.

Понравилась статья?

Подпишись на канал и поставь лайк👍 — это поможет продвижению канала.

Обязательно прочитайте другие статью на моем канале:

До следующих встреч. Я снова вас найду и постучу в вашу дверь.

Ваша опасность,
Mr. Breaking Bad