Найти в Дзене

Почему скульптор Клодт любил лошадей

Можно ли скульптору добиться успеха, если всю жизнь ваять одних коней? Петр Калович Клодт доказал, что можно. Кони Клодта считаются шедеврами, и даже тот, кто не видел их вживую, как минимум держал их изображение в руках. Знаменитая квадрига, украсившая Большой театр, напечатана на сторублевых купюрах. Обычно любовь скульптора к лошадям, объясняют тем, что они поразили его грацией, силой и т. д. Однако есть и более примечательное объяснение. Как это часто бывает, любовь эта родом из детства.

Историю семьи Клодта подробно описывает в своих «Записках» его двоюродный брат – известный литератор и общественный деятель Н. И. Греч. Дед скульптора – когда-то состоятельный остзейский немецкий барон Клодт фон Юргенсбург, был человеком смелым (герой Семилетней войны – звучит гордо), но легкомысленным. «Соскучив военной службою, по смерти отца, вышел в отставку поручиком, женился на богатой наследнице из фамилии Швенгельм и зажил как истый дворянин остзейский, не отказывая себе ни в чем. Он был человек очень неглупый, доброго сердца, благородных правил, но легкомысленный, ветреный, любитель лошадей, карт, обедов и попоек. Особенно отличался он вкусом и знанием поваренного дела: рассуждал пресерьезно о каком-либо лакомом блюде и облизывался». Довольно быстро он прокутил семейные богатства, а когда получил еще одно крупное наследство, спустил и его. Тем не менее, в благополучные годы он успел дать старшим детям хорошее образование. Сыновья также стали офицерами. Карл, отец скульптора, запомнился Гречу тем, что любил рисовать, играть на виолончели и подтрунивать над окружающими. Был он «человек умный, образованный, благородный, но чудак». Во время русско-турецкой войны (1806 -1812) Карл Клодт подолгу не имел возможности видеться с семьей, а если и приезжал, то только на время отпуска всего в пару недель. «К. Ф. Клодт из турецкого похода писал к жене очень редко, иногда не более разу в месяц, потому что письма пересылались не иначе как через курьеров, и всякий раз, бывало, он вырежет из карточки лошадку и вложит в письмо в подарок детям. Второй сын его, Петр, заметил, что, когда его мать радуется, кланяется от отца, целует детей, — он всегда получает в подарок лошадку. Отец, мать, счастье, радость — затвердились в его памяти под фигурою лошади. И он сделался первым в мире скульптором лошадей!» К сожалению, судьба Карла Федоровича Клодта сложилась трагично. Он не умел льстить начальству или завязывать полезные связи, и даже когда старый друг добился успеха, ему самому это пользы не принесло. «На беду свою, он стал обходиться с давнишним товарищем своим, К. Ф. Толем, по-старинному, а Толь был в то время генерал-адъютантом и генерал-квартирмейстером Главного штаба. Разгневавшись за то, что Клодт пришел к нему в сюртуке и в фуражке, он выдумал для него место начальника штаба Сибирского корпуса, и Клодт отправился туда со всем своим семейством в начале 1817 года, служил там честно и верно, забыл старинное приволье и работал безустанно. По его старанию, снята на карту значительная часть южной Сибири». Но и тут он столкнулся с притеснениями со стороны командира корпуса некого Капцевича. Однажды тот угрозами заставил Клодта подписать кляузу на другого несправедливо притесняемого офицера. После этого отец скульптора впал в горячку и умер.

Молодой офицер Петр Карлович Клодт не планировал становиться скульптором. Однажды он подарил маленькому сыну кузена Н. И. Греча собственноручно вырезанную из полена лошадку. Игрушка так понравилась друзьям Греча, что они решили разыграть ее в лотерею, а на вырученные деньги приобрели автору подарок – прибор для резьбы. Им он и работал, а через пару лет стал вольнослушателем Императорской Академии художеств. Во время учебы Клодт жил в подвале (его аренда обходилась дешевле чем квартиры или приличной комнаты) и на жизнь зарабатывал продажей фигурок, не трудно догадаться, каких. В некоторых источниках пишут, что ректор академии И. П. Мартос покровительствовал молодому дарованию, в некоторых – что наоборот, относился к нему скептически и считал, что ваять одних лошадей – это не серьезно. Достоверно известно одно: когда Клодт посватался к дочери Мартоса Кате, ему отказали и в шутку предложили жениться на бедной воспитаннице Ульяне, которая и сама была к нему неравнодушна. К удивлению Мартосов, Клодт действительно сделал Уле предложение, и брак оказался очень счастливым. Вскоре после этого скульптор начал получать выгодные заказы и стал намного успешнее и известнее несостоявшегося тестя.

#история #искусство #скульптура #русское искусство #лошади