1555 год. Россия
Зимой 1554/1555 года в Москву царю Ивану IV Васильевичу (1) приходит весть от карел, проживающих на берегу Финского залива, что те нашли на море два корабля, которые стоят на якорях, в бухте, вмерзшие в лед, с большим количеством товара. Одна незадача: экипажи и пассажиры этих кораблей все мертвы. Карелы просили у царя разъяснить, что им делать с подобной находкой.
Если б подобную находку в то время обнаружили голландцы, англичане, французы, испанцы, португальцы, либо какая-то другая нация, активно занимавшаяся морской торговлей, участь этих кораблей была бы одной: их сожгли бы вместе с товаром.
Морские нации того времени слишком часто сталкивались с проблемой «чумных кораблей» или же кораблей, чьи экипажи привозили экзотические заморские болезни, от которых, подчас, вымирали целые приморские города.
А тут интересный запрос от мореходов карелов к правителю сухопутной державы: что делать с товаром? Будто они сами не знали, как положено поступать в подобных случаях. Знать-то знали, но струхнули: сожжем корабли с товарами, а нас на дыбу за то, что сами решение приняли – начальство не спросили. Потому и пошли на хитрость – минуя все инстанции (различных воевод) послали весть сразу государю в надежде, что государь пошлет своих людей, а их к делу с «чумными кораблями» привлекать не будут.
Иван Васильевич, как человек, не сталкивавшийся с «чумными кораблями», принимает решение и шлет приказ воеводе князю Семену Ивановичу Микулинскому, наместнику царя на Двине: товар с кораблей снять, переписать и доставить в город Холмогоры. А чтобы ценный груз по дороге не растащили, послать за товаром надежным, проверенных людей, тех, кто красть не будет.
Микулинский отправил на ладьях по Двине своих наиболее доверенных лиц, жителей Холмогор, которые чудить не будут: Феофана Макарова, Михаила Косицына, Анфилофья Посельского, Емельяна Епихова с командами.
Названные лица переписали весь товар, который обнаружили на кораблях с мертвыми людьми, перегрузили его на ладьи. Заодно сняли с кораблей все пушки, забрали все оружие, что нашли. Сняли даже снасти – не пропадать же добру. Все аккуратно переписали и доставили к воеводе в Холмогоры.
Князь Семен Микулинский еще раз переписал весь товар, а также оружие и снасти, и все это сложил в складах, которые опечатал.
На том дело и закончилось.
Повезло холомогорцам, что была зима, и морозы не позволили подцепить ту заразу, от которой вымерли экипажи и пассажиры найденных кораблей. А если бы не это? На практике бы узнали, что такое «чумной корабль» и товары с него.